Динамика производства и отгрузок российской строительно-дорожной техники
Отгрузки СДТ на внутренний рынок РФ за рассматриваемый период составили 18,8 млрд руб., что на 9,2% выше показателя 2023-го года.
В количественном выражении за три месяца 2024 года отгрузки экскаваторов-погрузчиков выросли в 3,2 раза, кранов-трубоукладчиков – на 23%, катков – на 20%, бульдозеров – на 13%, кранов-манипуляторов – на 3%.
Отгрузки экскаваторов в количественном выражении в январе-марте 2024 года сократились на 71%, погрузчиков – на 6%, автогрейдеров – на 1,4%.
Основными проблемами для отрасли на сегодня являются агрессивный импорт, высокие ставки по коммерческим кредитам и лизингу, растущие издержки производства, обеспечение ключевыми компонентами, производство которых в России только развивается или не является достаточно масштабным.
Импорт доминирует в ряде ключевых сегментов. Например, доля отечественных заводов на внутреннем рынке экскаваторов, дорожных катков, фронтальных и телескопических погрузчиков составляет от 3 до 10%. Доминирующее положение по этим позициям занимает продукция китайских компаний.
За счет эффекта масштаба производства, а также за счет государственной поддержки экспорта, китайские производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за её гранью.
Даже в сложившихся непростых условиях отечественные заводы не прекращают инвестиционной деятельности, реализуя в различных регионах России свои инвестиционные проекты, в том числе за счет эффективной государственной поддержки.
Важно защищать свой рынок при помощи различных тарифных инструментов, как это делают за рубежом.
Ассоциация «Росспецмаш» предлагает активнее использовать такой эффективный инструмент для защиты рынка (и прежде всего потребителя), как государственный контроль за техническим регулированием как продукции, так и лиц-импортеров. Он позволяет следить за добросовестным выполнением сертификации, чтобы на российский рынок не поступала техника низкого качества. Так можно защитить инвестиции российских заводов, которые активно вкладывают средства в современные технологии, выпуская инновационную, высокопроизводительную продукцию. Такая тактика направлена на стимулирование прогресса.
Нужно направлять гранты на развитие производства компонентов для СДТ, активно использовать те меры поддержки, которые уже предлагает государство, углублять кооперацию между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%.