16.01.2020

Автомобильный рынок в 2019 г. сократился на 2,3%. Снижение продолжится

14 января 2020 г. Ассоциация Европейского Бизнеса открыла сезон пресс-конференцией по итогам 2019 года.

В 2019 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей составили 1759 млн. единиц, что на 41 тысячу ед. или на 2,3% меньше 2018 г. Для понимания эволюции рынка приведем итоговые данные по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей за последние 10 лет в миллионах единиц:

2009

1,47

2010

1,92

2011

2,65

2012

2,94

2013

2,78

2014

2,49

2015

1,60

2016

1,43

2017

1,60

2018

1,80

2019

1,76

После восстановительного роста в 2017-2018 гг. рынок вернулся к рецессии. В целом рынок движется по затухающей синусоиде, стремясь к минимальному значению в 1,4 млн. ед. В 2019 г. только в январе, марте и декабре продажи ненамного превышали аналогичные показатели 2018 г. Остальные 9 месяцев были в негативной зоне. По квартальным результатам ни один из кварталов не показал роста против аналогичного периода 2018 г.

Как российский рынок выглядит в сравнении с ведущими европейскими:

Рынок

Продажи, млн. ед.

Рост, %

Германия

3,61

5,0

Великобритания

2,31

-2,4

Франция

2,21

1,9

Италия

1,91

0,3

Россия

1,76

-2,3

Испания

1,26

-4,8

В Западной Европе наблюдается разнонаправленное и понятное движение. Ведущие экономики — Германия, Франция и Италия — демонстрируют стабильность и даже рост, Великобритания сдает позиции под напором Брекзита, Испания, самая слабая из ведущих европейских экономик, снижается. Продажи в России где-то между Италией и Испанией. Сравните эти три страны по численности населения, территории и ресурсам.

таким образом, 2019 год оказался более трудным, нежели экспертное сообщество, включая АЕБ, ожидало. Спад в первой половине 2019 г. был предсказуем после увеличения НДС. Надежды на восстановление во второй половине года не оправдались. Даже удивительно, на чем они были основаны. Спрос был слабым весь год, несмотря на его существенное стимулирование со стороны дистрибьюторов и дилеров.

Рынок в 2020 г.

В 2020 г. ожидается очевидное продолжение сокращения рынка. Прогноз АЕБ — 1,72 млн. единиц, что на 2,1% меньше продаж 2019 года. 

Участники рынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса, то есть, теперь ничто не сдержит рост цен.

Изменений к лучшему не будет без внешних факторов, таких как:

  • экономический рост, ведущий к большим располагаемым доходам;
  • меры правительства, стимулирующие спрос;
  • отсутсвие дополнительных налогов и сборов, вызывающих рост розничных цен.

Напротив, страны уже вступила в затяжную экономическую депрессию и Правительство будет принимать все меры по отъему денег у населения, вводя все новые налоги и сборы, напирая на те, которые включаются в стоимость конечных продуктов.

Плюс к этому, нет уверенности, что в 2020 г. произойдет какое-либо существенное улучшение во внешней среде. Это касается и санкций, и отношений с западными производителями. С одной стороны, экспорт и интеграция в цепочки поставок мировых производителей заявляются в качестве приоритетных, с другой стороны, принимаются меры по дальнейшему усилению нетарифной защиты рынка и развитию преференциальных условий для локализованных производств, что представляет собой стандартную защиту рынка и национального производителя.

Утилизационный сбор не только не позволяет воспользоваться новыми возможностями доступа на рынок импортерам, но и ведет к дополнительным издержкам для локальных производств и потерям для конечного покупателя. Утилизационный сбор настолько непрозрачен и вызывает такие сомнения, что им впору заняться Прокуратуре.


Прим. редакции «ОС»: Прогноз на 2020 г. в 1,72 млн. единиц представляется нам завышенным. По нашему мнению, снижение будет не менее 5% и объем продаж легковых и легких коммеческих автомобилей составит не более 1,67 млн. единиц.