«МАН Трак энд Бас Рус»: позитивные итоги 2016 года
По данным аналитического агентства «ЭВИТОС-ИНФОРМ» в 2016 г. российский рынок грузовых автомобилей (полной массой 6 и более тонн) обнаружил тенденцию к росту на 9% — всего было продано 48730 единиц. При этом марка MAN росла опережающими темпами в 20% и продала 2184 единицы.
В целом, российский рынок 6 и более тонн падал, начиная с 2012 г. Если в 2012 г. продали 122,3 тыс. ед., то в 2013 г. этот показатель снизился на 16% до 102,3 тыс. ед., в 2014 г. падение ускоряется — на 21% до 80,6 тыс. ед, а в 2015 г. рынок устремляется вниз стремительным домкратом — на 44% до 44,9%. То есть, за три года рынок сократился почти в 3 раза.
В 2016 г. рынок устал от беспричинного падения и решил немного поправить дела: на 9% до 48,7 тыс. ед. Сегмент европейской «Большой семерки», куда входят MAN, Mercedes-Benz, Volvo Trucks, Renault Trucks, Scania, DAF и Iveco, подрос на 19% с 8496 до 10088 ед. Фактически, MAN рос вместе со всем европейским сегментом.
Российский рынок автобусов в период 2012-2016 гг. совершал аналогичные эволюции. В 2012 г. продали всего 7828 автобусов, в 2013 г. продали 7816 ед. — на 0,2% меньше. В 2014 г. падение было более ощутимым — 23,5: до 5977 ед., таким же темпом — 24,4: падали в 2015 г. до 4520 ед. А в 2016 г. рынок пошел вверх на 34% до 6058 ед.
На сегодняшний день MAN является лидером рынка среди «европейцев» в сегменте туристических автобусов с долей 52%, ключевая модель в России в 2016 году – MAN Lion’s Coach. Модель MAN Lion’s Intercity, несмотря на недавнее появление на рынке России, успела завоевать второе место в сегменте пригородных автобусов среди европейских брендов.
Основные тенденции российского автомобильного рынка, проявившиеся в 2016 г.:
- последовательное снижение доли китайских производителей до 10% с 2012 г7 (19%), что связано как с вымыванием среднего ценового сегмента, так и с проблемами с ремонтом и запчастями, негативное влияние также оказал утилизационный сбор;
- увеличение доли грузовиков европейского производства с 19 до 21% (2015 к 2016 гг.), что также можно связать с сокращением доли китайских грузовиков, отдавшим свою долю отечественным и европейским производителям;
- сокращение рынка подержанной техники в пользу увеличения продаж новой: 86909 подержанных автомобилей европейских марок в 2016 против 89834 в 2015 г. В любом случае рынок подержанной техники на порядок превосходит рынок новой.
В 2016 г. российский рынок грузовиков 6 и более тонн распределился следующим образом: 69% заняли отечественные марки, включая МАЗ, 21% заняли европейские марки и 10% все азиатские.
Интересно посмотреть, как распределились новые и подержанные автомобили в той же весовой категории в том же, 2016, году. Так, у Volvo 1648 новых и 19622 б/у, у MAN 2184 новых и 18171 б/у, у Scania 2255 новых и 15707 б/у, у Mercedes-Benz 2007 новых и 12504 б/у, у DAF 992 новых и 8287 б/у, у Iveco 1138 новых и 6919 б/у, у Renault 59 новых и 5699 б/у. Если не принимать во внимание феномен Renault, то покупатели Volvo предпочитают грузовики с пробегом новым, что неудивительно при их ценах на новую технику, запасом прочности грузовиков Volvo, их качество, доступность сервиса и запасных частей, в том числе неоригинальных. Таким образом, подержанный Volvo сохраняет привлекательность. MAN почти на таком же уровне. В сложных экономических условиях это неплохо для бренда: поддерживается численность парка и прибыльная потребность в запчастях.
Модельный ряд MAN остается самым популярным во многих сегментах, обеспечивая компании выигрышные позиции на российском рынке. По итогам 2016 г. в России было реализовано более 1621 новых автомобилей MAN TGS для строительного сектора, для магистральных перевозок и дистрибьюции, а также в качестве специальной техники. Компания лидирует в сегменте европейских самосвалов, а также среди грузовиков с колесной формулой 6х6 – доля рынка составляет 72% для самосвалов и 47% для тягачей. Кроме того, среди европейских брендов немецкий производитель является ведущим поставщиком строительной техники — на продукцию MAN приходится 36% всех продаж в этом сегменте благодаря опять же полноприводным автомобилям 6х6. В сегменте крупнотоннажных автомобилей свыше 16 т MAN догоняет лидирующую четвертый год подряд Scania, в среднетоннажном сегменте 6-16 т MAN на почетном третьем месте после Iveco и Mercedes. В малотоннажном сегменте MAN, вообще, не был до сих пор представлен, но ситуация должна в скором времени измениться.
Для штаб-квартиры MAN Truck & Bus 2016 г. ознаменовался стартом продаж MAN TGE в Европе. Это малотоннажный грузовичок полной массой от 3 до 5,5 т предлагают в целой гамме комплектаций: цельнометаллический фургон, шасси с одно или двухрядной кабиной, микроавтобус. На выбор заказчика два варианта колесной базы, три варианта высоты крыши, три варианта габаритной длины, двигатели объемом 1968 см3 в четырех вариантах по мощности: 75 кВт/ 102 л.с., 90 кВт/ 122 л.с., 103 кВт/ 140 л.с. и 130 кВт/ 177 л.с. Максимальная вместимость фургона 18,4 м3. В 2018 г. стартуют продажи MAN TGE на российском рынке.
В ближайшем будущем MAN запустит электромобили: тягач 4х2 и автобус.
Компания MAN – один из ведущих поставщиков комплексных решений для бизнеса в сфере коммерческого транспорта. ООО «МАН Трак энд Бас РУС» располагает сетью из 51 сервисного партнера в ключевых регионах России. В 2016 г. открыли сервисную станцию ООО «Юрто Трак» в Краснодаре и ООО «Транзит» в Благовещенске.
Клиенты компании MAN по всей стране могут воспользоваться комплексными услугами, которые помогают оптимизировать затраты на владение и эксплуатацию техники. Среди них услуги по финансированию, лизингу, страхованию и аренде коммерческих автомобилей MAN от компании Volkswagen Financial Services RUS (ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС»). Партнерская структура занимается финансовой поддержкой клиентов ООО «МАН Трак энд Бас РУС», предлагая клиентам локальные и международные решения.
В области послепродажной поддержки MAN предлагает выгодные сервисные контракты для обслуживания автопарка с использованием оригинальных запасных частей MAN. Программы обучения водителей MAN ProfiDrive призваны повысить уровень квалификации водителей, что способствует оптимизации затрат на топливо и снижению количества простоев техники. Услуги Mobile 24 обеспечивают клиентам выездной сервис и эвакуацию. Так, MAN поддерживает клиентов в любых ситуациях, с которыми они могут столкнуться в ходе эксплуатации коммерческой техники мюнхенского бренда.
Итак, в 2016 г. доля MAN в европейском сегменте российского рынка сохранились на уровне 20%, марка MAN сохранила лидерство в сегменте самосвалов среди европейцев, а также в сегменте туристических автобусов с долей 52%. Сервисная сеть насчитывает 51 сервисных станции и покрывает всю территорию РФ. MAN планирует вывести на российский рынок новые продукты: малотоннажник MAN TGE и новый автобус MAN Lion’s Coach, премьера которого пройдет на ближайшей выставке «КомТранс».