«ЭРА-ГЛОНАСС» наступила

С 1 января 2017 г. все транспортные средства должны в обязательном порядке оснащаться терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС»

Революция, о необходимости которой
все время говорили большевики, совершилась!

В.И. Ульянов (Ленин)

Сегодня в Евразийский союз входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Для объединенного автомобильного рынка стран экономического союза, кроме Армении, основополагающим нормативным документом является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный 9 декабря 2011 г. с тремя последующими изменениями. На территории Республики Армении Технический регламент вступит в силу до 2020 г., пока там работают по переходному положению. Технический регламент обладает большей силой, чем национальные стандарты.

Последнее изменение, внесенное в технический регламент 30 января 2013 г., гласит, что с 1 января 2017 г. все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза, должны в обязательном порядке оснащаться терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Под терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС» понимается система экстренного реагирования при ДТП и других чрезвычайных ситуациях на дорогах, например при разбойном нападении. «ЭРА-ГЛОНАСС» разворачивается с целью гарантировать вызов экстренных оперативных служб путем автоматизации этого процесса, а также ускорить вызов, максимально упростив эту процедуру. Предполагается, что «ЭРА-ГЛОНАСС» будет спасать около 4 тыс. человек ежегодно. Можно сказать, это система спасения на автомобилях. Вызов аварийной службы бесплатен.

«ЭРА-ГЛОНАСС» базируется на навигационном спутниковом комплексе ГЛОНАСС. Сегодня группировка насчитывает 28 спутников, хотя для глобального покрытия, которое было достигнуто в 2012 г., достаточно и 24-х. «ЭРА-ГЛОНАСС» работает и с глобальной системой GPS как со вспомогательной.

Таким образом, с 1 января 2017 г. невозможно продать новое транспортное средство без терминала «ЭРА-ГЛОНАСС». Большинство крупных автомобильных концернов, ведущих бизнес на территории Евразийского экономического союза, уже подготовились: установили систему экстренного вызова аварийных служб, прошли испытания и получили ОТТС на свои актуальные модели.

Согласно техническому регламенту транспортное средство (далее ТС) должно оснащаться либо устройством, либо системой вызова экстренных опративных служб. Устройство вызова обеспечивает определение координат, скорости и направления движения ТС с помощью не менее двух действующих глобальных спутниковых навигационных систем. Передача сообщения о транспортном средстве происходит в ручном режиме при нажатии кнопки «экстренный вызов», а также двухсторонней голосовой связью с экстренной службой по сетям подвижной радиотелефонной связи GSM/UMTS. С 1 января 2017 г. устройство должно автоматически передать сообщение в экстренную службу при опрокидывании ТС. Соответственно кнопка вызова должна быть удобно расположена, при этом защищена от случайного нажатия, должна сохранять работоспособность при аварии ТС и обеспечивать двухстороннюю голосовую связь не менее 20 минут.

Система вызова выполняет те же функции, что и устройство, плюс автоматическое срабатывание и отправка сообщения в экстренную службу при ДТП. Работоспособность системы проверяется фронтальным и боковым краш-тестом.

С 2015 г. Технический регламент содержит положения, касающиеся внесения изменений в конструкцию ТС, уже выпущенных в обращение и прошедших государственную регистрацию. Эти положения содержатся в разделе 4, и краткость их изложения вызывает дискуссии внутри МВД и ГИБДД, поскольку на ГИБДД возложена функция разрешать и контролировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства «в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства – члена Таможенного союза», при этом «порядок, установленный нормативными правовыми актами», представляет собой нормативную лакуну, которую МВД пытается заполнить в меру своих способностей. Непонятен порядок проведения экспертизы, порядок последующих проверок, не развита сеть лабораторий. Сейчас пользуются методическими рекомендациями МВД, которые пока не в состоянии охватить все многообразие связанных с «ЭРА-ГЛОНАСС» вопросов, ибо здесь много подводных камней.

Возьмем к примеру переоборудование ТС без изменения его категории. Переделка цельнометаллических фургонов в маршрутные и даже школьные автобусы – это большой бизнес, в который вовлечены несколько заводов. Ответственность за установку и работоспособность устройства или системы «ЭРА-ГЛОНАСС» берет на себя, что естественно, так как именно он выпускает его в обращение в качестве готового изделия – цельнометаллического фургона. Тем самым он сильно облегчает жизнь передельщику. Но!

Существует такое понятие, как минимальный набор данных – это те данные, которые получает оператор системы ГЛОНАСС, в числе которых и категория ТС. Производитель базового ТС при программировании этого кода вносит свой код VIN и свою категорию ТС. Если этот код не изменить, то оператор ГЛОНАСС получит информацию о том, что цельнометаллический фургон с количеством пассажиров 1–2 попал в ДТП. Но это может быть школьный автобус, в котором 15–20 детей, а оператор принимает решение направить туда столько автомобилей скорой помощи, сколько нужно для спасения 2–3 человек, не подозревая, что пострадавших на самом деле больше.

Следовательно, переоборудование, при котором фактически меняется категория ТС, должно быть особенно детально урегулировано, так как несет потенциальную угрозу безопасности.

У системы ГЛОНАСС большой потенциал, который до сих пор никак не используется в гражданском секторе. Фактически «ЭРА-ГЛОНАСС» – первая система, которая даст реальный результат в виде 4000 спасенных жизней ежегодно. Конечно, не все зависит от спутников и «аварийной кнопки». Важно и покрытие мобильной радиосвязью в районе ДТП, и наличие автомобиля скорой помощи в ближайшем населенном пункте, и наличие в автомобиле топлива и врача.

Что день грядущий нам готовит? Неизбежным образом система «Платон» будет интегрирована в устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», и плату за проезд по федеральным трассам смогут взимать со всех транспортных средств. Легковой автомобиль, пройдя через виртуальную рамку, регистрируется системой «Платон», плата за пользование федеральной трассой автоматически списывается со счета авторизованного пользователя автомобиля. Если на счете нет денег, дистанционно перекрывается подача топлива в двигатель у ближайшего поста коллекторов.

В перспективе, и не такой уж отдаленной, обыденностью станут персональные кулоны или браслеты с чипом ГЛОНАСС, по которому можно отследить местонахождение его носителя. Такого рода устройства придумали не вчера, но они не получили распространения, так как операторы такого рода услуг требовали за них плату. Бесплатный сервис персонального трекинга даст взрывообразный спрос на эту услугу. В отдаленной перспективе многофункциональный чип начнут вшивать под кожу новорожденному. Чип позволит контролировать все аспекты жизни и деятельности его носителя.

Распространению такого рода услуг способствует развитие сетей мобильной связи, покрытие ими территории и пропускная способность, а также строительство дата-центров, ведь все эти данные должны где-то храниться.