Бульдозер Cat D6K2, оборудованный мачтами электронной системы управления рабочим органом AсcuGrade [sup]ТМ[/sup]

То, что нужно всем
Показ передовых технологий и оборудования для дорожного строительства от компании Caterpillar

Дороги нужны всем – вряд ли кто-нибудь будет всерьез оспаривать эту мысль. Больше половины, а точнее, 66% федеральных дорог в России не соответствует нормативам по несущей способности. Свои предложения по улучшению качества дорог продемонстрировала глобальная компания Caterpillar на семинаре «Эффективные технологии для дорожного строительства», который состоялся в Сочи 22 марта. 

Участникам, а это более 250 специалистов дорожно-строительной отрасли и представители прессы, был продемонстрирован ряд передовых технологий и оборудования Cat®, представляющих собой все этапы жизненного цикла автомобильной дороги: от геодезических изысканий и подготовительных работ до обустройства асфальтобетонного покрытия и восстановления дорожной одежды.

Стабилизация грунта. Эта технология позволяет придать имеющемуся на месте будущего строительства грунту необходимые свойства. Производится анализ грунта, подбираются добавки, химические вещества, затем с помощью рециклера грунт перемешивается с добавками и уплотняется. Не нужно вывозить и утилизировать исходный грунт, покупать и завозить инертные материалы. По опыту работ одной из российских компаний экономия средств по сравнению с укладкой традиционной конструкции дорожного основания составила 36%.

Была продемонстрирована работа рециклера (роторного смесителя) Cat RM500 массой 28 т. Машина имеет независимый привод на каждое колесо и высокую проходимость. По центру машины находится камера с роторным смесителем. Предлагается 4 разных ротора, в том числе универсальный, работающий и с грунтом, и с асфальтом.

Холодная регенерация изношенного асфальтобетона. Лаборатория подбирает добавки, затем рециклируют несколько опытных участков, проверяют эффективность добавок, и лишь потом с помощью рециклера старое дорожное покрытие вместе с подстилающими слоями перемешивается с заполнителями и вяжущими и тут же уплотняется. Технология позволяет использовать 100% материалов старого покрытия и сократить длительность работ при ремонте дорог. За опытными участками, восстановленными этим способом, компания ведет наблюдение уже около 10 лет – и они в хорошем состоянии. Экономия по сравнению с традиционной технологией в среднем получается 25–35%.

Дорожное строительство. Отсыпка дорожного основания производилась шарнирно-сочлененным самосвалом мод. Cat 730C грузоподъемностью (г/п) 28 т, а в ближайшее время на территории СНГ уже будет доступна серия С2. Сейчас все модели сочлененных самосвалов Cat оснащаются автоматической системой контроля тяги. При пробуксовке колес межосевые и межколесные дифференциалы автоматически блокируются на 100%. Тормоза маслопогруженные. В 2016 г. со­члененные самосвалы опционно стали комплектоваться бортовой системой взвешивания. Имеется ретардер, который придерживает машину при движении под уклон, включая и компрессионый тормоз, и рабочие тормоза, и переключает трансмиссию на пониженную передачу.

Рециклер Cat RM500 и каток Cat CS56B в процессе стабилизации грунта под укладку асфальта

При возведении основания участвовала высокоэффективная бюджетная техника китайского бренда SEM, 100% акций которого принадлежит Caterpillar. Корпорация много средств вложила в улучшение завода SEM, внедрила систему качества Caterpillar CPS. При разработке и производстве всех продуктов используется опыт Caterpillar. В 2012 г. продуктовая линейка расширилась за счет трех моделей автогрейдеров – мод. 919 и 921, а также полноприводной версии SEM 922. Ключевым преимуществом автогрейдеров SEM по сравнению с конкурентами является гидросистема с пропорционально-приоритетной системой компенсации давления и аксиально-поршневым насосом. Точность позиционирования отвала автогрейдера SEM составляет ±5 мм. Обеспечивается развесовка на уровне мировых стандартов для грейдеров: 30% на переднюю ось и 70% на заднюю тележку, что улучшает сцепление колес с грунтом. Используются сменные износные вставки в поворотном круге, башмаках креп­ления и креплении тяговой рамы, которые позволяют выбирать люфты в этих узлах, тогда как у других бюджетных брендов таких прокладок мало или нет вообще, и в случае износа приходится менять весь узел.

В линейке SEM также присутствуют новый бульдозер (вышел на российский рынок в 2015 г.), грунтовые катки массой от 18 до 22 т и 16 моделей фронтальных погрузчиков г/п от 1 до 6 т. В бульдозерах SEM впервые среди китайских брендов используется гидростатическая трансмиссия, выполненная на базе аксиально-поршневых насосов.

Уплотнение грунтов. Cat CS56B – новый грунтовый каток массой 11,5 т, масса на вальце – 6,3 т. Центробежная сила виброаппарата – 300 кН. У двигателя есть экономичный режим работы Ecomode. Грунтовые катки Cat® имеют независимую двухконтурную систему привода хода с двумя насосами: на валец и на задний мост раздельно, чего нет у конкурентов. Это позволяет обеспечить превосходную проходимость машины и высокий преодолеваемый уклон. Технология изготовления виброаппарата запатентована, изменение вибрации происходит безударно. Эта технология позволяет реализовать самую высокую амплитуду в индустрии – 2,1 мм. Обслуживание виброаппарата на катках Cat производится один раз в 3 года или 3000 моточасов.

Непрерывная укладка асфальтобетонной смеси

Предлагается система оценки качества уплотнения MDP на основе измерения сопротивления качению. Она позволяет контролировать степень уплотнения на любых типах грунтов, включая связные, на глубине от 30 до 60 см, а также дает возможность оценивать однородность и плотность уплотнения. Например, если в уплотняемом грунте имеются пустоты, промывы или крупные посторонние предметы, система поможет это обнаружить. Система MDP позволяет контролировать 100% уплотняемой поверхности, при контроле лабораторией – менее 1%. MDP может комплектоваться приемниками спутниковых сигналов, системами картографирования и учета количества проходов, что дает возможность оценить объемы выполненных работ, проводить удаленный мониторинг этих данных из офиса. Оператор на дисплее видит, где нужно работать, цветами обозначается различная плотность материала. Компания проводила испытания на объекте заказчика. По технологии было предписано выполнение восьми проходов. Однако показания системы контроля степени уплотнения MDP свидетельствовали о том, что заданные требования выполняются уже при шести проходах. За счет этого на объекте протяженностью 5 км было сэкономлено 400 л топлива и 24 часа рабочего времени.

Непрерывная укладка асфальта. В этом процессе участвовали самосвал, перегружатель Weiler E1250A и асфальто­укладчик Cat AP555E. Технология обеспечивает без­остановочное движение асфальтоукладчика, исключает температурную и фракционную сегрегацию асфальтобетонной смеси и увеличение темпа укладки.

Гостей семинара познакомили с использованием алмазных резцов для фрезерования асфальтобетона. Алмазные стоят дороже в среднем в 7–8 раз, чем победитовые (карбидные), но победитовые выдерживают всего одну смену, а алмазные резцы при испытаниях отрабатывали более 500 моточасов. Себестоимость алмазных резцов окупается за 250 моточасов, далее идет чистая прибыль.

Сервис. Спутниковые технологии удаленного мониторинга машины Cat Product Link и ее модернизированная версия VizionLink используются в сервисном обслуживании Cat: предоставляют информацию о работе, местоположении, техническом состоянии и эффективности работы техники. Клиентам предлагается 5 уровней сервисной поддержки, на каждом этапе вовлеченность специалистов службы техподдержки Caterpillar и дилера в бизнес клиента увеличивается.

Асфальтовый каток Cat CB44B
 

В заключение на семинаре прозвучала замечательная фраза: «Caterpillar хочет сделать такие мероприятия ежегодными». И это правильно: наши строители должны регулярно знакомиться с передовыми технологиями.