Правнуки «Магируса»

В. Степанов

В далекие 1970-е, когда строительство БАМа в Сибири считалось одной из приоритетных экономических задач, СССР закупил в Германии большое количество самосвалов Magirus, многие из которых трудятся по сей день. С той поры многое изменилось, марка Magirus исчезла, а ее заводы вошли в концерн IVECO, однако специалисты концерна бережно отнеслись к традициям знаменитой марки, сохранив в новых автомобилях такие высокоценимые свойства, как надежность, долговечность, способность эффективно работать в самых трудных дорожных условиях.

В 2005 г. в России начались продажи нового поколения тяжелых строительных грузовиков и шасси IVECO Trakker, сменивших на конвейере машины EuroTrakker, выпускавшиеся с 1993 г. Как и «Магирусы», самосвалы семейства EuroTrakker хорошо известны в России, хотя их импорт и не превышал трех сотен ежегодно. Грузовики EuroTrakker успешно работают на строитель-стве в крупных городах, отличные отзывы о работе этих автомобилей можно слышать от транспортников Западной Сибири, десятки самосвалов помогают сибирякам осваивать природные богатства Севера. Все это объясняет большой интерес со стороны специалистов к представителям нового семейства Trakker, впервые показанным на москов-ских выставках в прошлом году. Чем же отличаются новые машины от прежних выпусков?

Рекламная компания IVECO Trakker прошла под слоганом «Внедорожная мощь. Дорожный комфорт», и это главное, на что хотели обратить внимание покупателей создатели нового семейства. В основу конструкции автомобилей положена концепция максимальной простоты и функциональности, достижения наивысшей производительно-сти при высокой экономичности, обеспечения комфорта в кабине водителя и минимальных затрат при техобслуживании.

Внешне новые машины невозможно спутать с предыдущими моделями. Trakker комплектуют кабинами, частично унифицированными с кабинами магистральных тягачей IVECO Stralis AD/AT, и этот факт привел к тому, что сегодня строительные самосвалы и шасси Trakker называют самыми удобными для работы водителя среди автомобилей такого же класса.

В кабине грузовика приятно работать

Вариантов кабин три: стандартная, дневная (АD) длиной 1,66 м и длинная (АТ) с расстоянием от переднего щита до зад-ней стенки 2,13 м, которая может иметь версию с высокой крышей. В этом случае ее внутренняя высота 1,82 м позволит перемещаться по кабине водителю и напарнику в полный рост. Кабина типа АТ с высокой крышей может выполняться с двумя спальными местами, которые, конечно, не нужны экипажам самосвалов, однако могут пригодиться водителю и пассажиру тяжелого шасси, совершающего длительный перегон.

Интерьер кабины Trakker продуман до мелочей, в нем сохранены общие стилевые решения семейства Stralis. Хорошая эргономика рабочего места водителя, современные удобные кресла, информативные приборы – все направлено на повышение производительности труда и не может не понравиться тем, кто сядет за руль машин. Чтобы индикаторы и шкалы приборов находились в поле зрения водителя, приборная панель выгнута вверх. На 5-дюймовый дисплей, расположенный прямо перед глазами водителя между двумя круглыми циферблатами, выводится необходимая информация: о выбранной передаче в трансмиссии, параметрах движения, настройках регулятора и ограничителя скорости, а также перечень необходимых проверочных работ, ошибки водителя и неисправности техники (если они имеются). Естественно, предусмотрены регулировки рулевой колонки по вылету и углу наклона.

В процессе работы над интерьером кабин дизайнеры учли многие пожелания. Так, включатели стеклоподъемников с электроприводом заняли место на внутренних панелях дверей. Зарезервированы места для крючка, на который удобно повесить одежду, подставки для мобильного телефона, съемного письменного столика, вещевого ящика в середине задней стенки.

Все органы управления легко доступны, а показатели приборов легкочитаемы

Кнопки управления аудиосистемой, включая проигрыватель компакт-дисков, и кнопки управления бортовым компьютером вынесены на ступицу рулевого колеса. Справа от консоли находится многофунк-циональный рычаг управления моторным тормозом, тормозом-замедлителем (Intarder) и системой круиз-контроля.

Большое внимание уделено обеспечению безопасности и простого доступа в кабину. Первая ступенька – подвижная, она способна смягчать удары, отклоняться и возвращаться в исходное положение. На остальных ступенях специальное, препят-ствующее скольжению покрытие, и при необходимости они подсвечиваются. По заказу сбоку кабины установят смотровую ступеньку, позволяющую водителю видеть груз в кузове.

Кабины грузовиков семей-ства Trakker отличаются улучшенной шумо- и теплоизоляцией. По сравнению с грузовиками EuroTrakker в новых машинах стало тише на 6 дБ. С учетом дорожных условий, в которых должны работать представители нового семейства, полностью переработана конструкция подвески кабин. Дневная кабина получила подвеску на четырех пружинах, жесткость которых можно регулировать; для длинных кабин предусмотрена установка пневмоподвески. Оптимальное размещение вентиляционных дефлекторов системы отопления и вентиляции, а также возможность комплектации автомобиля кондиционером создали условия для достижения более совершенного микроклимата в кабине.

Для строительных машин важен большой дорожный просвет

На грузовиках устанавливают 6-цилиндровые дизельные силовые агрегаты Cursor 8 и Cursor 12, сменившие еще в 2000 г. двигатели на автомобилях предыдущего семейства EuroTrakker. Главные достоинства дизелей Cursor – высокое значение крутящего момента на низких оборотах, что помогает водителю при начале движения на подъеме и при движении с максимальной нагрузкой в сложных дорожных условиях. Дизели Cursor 8 рабочим объемом 7790 см3 с системой турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха выпускают в трех модификациях: мощностью 270 л.с. при 1720...1900 мин-1, 310 л.с. при 1950...2000 мин-1 и 352 л.с. при 1930...2400 мин-1. Максимальный крутящий момент этих версий равен: 1115 Н·м при 1000...1720 мин-1, 1115 Н·м при 1100...1950 мин-1 и 1280 Н·м при 1080...1930 мин-1 соответственно. Дизели Cursor 8 предназначены для шасси грузовиков с уменьшенной полной массой, эксплуатируемых преимущественно на дорогах с твердым покрытием.

У дизелей Cursor 12 рабочим объемом 12 882 см3 аналогичный диапазон по мощности: 380 л.с. при 1500...1900 мин-1, 440 л.с. при 1450...1900 мин-1 и 480 л.с. при 1530...1900 мин-1. Их максимальный крутящий момент – 1800 Н·м при 900...1500 мин-1, 2100 Н·м при 1000...1500 мин-1 и 2200 Н·м при 1070...1530 мин-1. Двигатели Cursor 13 идеально подходят для самосвалов, выполняющих тяжелую работу на грунтовых дорогах.

Мост с колесными ступичными редукторами

Самые мощные версии этого двигателя (440- и 480-сильные) оснащены турбиной с изменяемой геометрией направляющего устройства, все остальные моторы Cursor имеют регулирующий давление наддува перепускной клапан. В базовой комплектации они оборудованы двухступенчатой электромагнитной муфтой вентилятора, позволяющей снизить расход топлива, а в качестве опции – ретардером ZF вместо обычного декомпрессионного тормоза-замедлителя.

На IVECO Trakker устанавливают как обычные механические коробки передач, так и КП с автоматизированным переключателем EuroTronic, разработанные совместно с компанией ZF. Число ступеней первых варьирует от 9 для работы с двигателями Cursor 8 и до 16, которые устанавливают на грузовики с силовым агрегатом мощностью свыше 350 л.с. Конечно, максимальный эффект с точки зрения облегчения труда водителя дает применение коробок передач EuroTronic, тем не менее и сервопривод Servoshift способствует снижению усилий. Предусмотрена установка двух 12-ступенчатых агрегатов с повышающей передачей для двигателя Cursor 13 и с прямой высшей передачей для Cursor 8. Особенностью агрегатов EuroTronic является их способность работать как в ручном режиме, так и в автоматическом, переход на который осуществляется простым нажатием кнопки на рукоятке рычага. Автоматический режим, управление которым возлагается на электронную систему, гарантирует при любых условиях движения включение оптимальной передачи. Это обстоятельство обеспечивает хорошие динамические качества при одновременном снижении износа механизма сцепления и уменьшении расхода топлива.

Трехосный самосвал преодолевает водную преграду

На IVECO Trakker устанавливают задние мосты как с одноступенчатыми, так и с двухступенчатыми редукторами. В последнем случае дополнительный планетарный колесный редуктор размещается в ступицах колес. Все задние мосты дополнены механизмами блокировки межколесного дифференциала, а на сдвоенных мостах предусмотрена установка блокируемых межосевых дифференциалов.

Шасси грузовиков Trakker рассчитано на тяжелые условия эксплуатации, их рама изготовлена из особо высокопрочной стали. Толщина лонжеронов рамы – 7,7 либо 10 мм в зависимости от грузоподъемности автомобиля. Благодаря малому радиусу поворота обеспечивается высокая маневренность грузовиков в стесненных условиях стройплощадки, а конструктивно предусмотренные большие углы въезда и съезда вместе с солидным дорожным просветом позволяют им легко преодолевать крутые подъемы и спуски.

В качестве упругих элементов подвески мостов применяются параболические (с листом переменного продольного профиля) или многолистовые полуэллиптические рессоры. Для сдвоенных задних мостов с одно- и двухступенчатыми редукторами грузовиков с колесной формулой 6х4 и 8х4 предусмотрено применение пневматической подвески с восемью упругими пневмоэлементами. Благодаря такой конструкции достигается существенное снижение собственной массы автомобиля, при этом улучшается плавность хода и увеличивается средняя скорость на дорогах с плохим покрытием.
Мост с колесными ступичными редукторами

Бетоносмеситель на шасси семейства Trakker

Конструкторы позаботились, чтобы у тяжелых автомобилей были надежные тормоза. С этой целью все передние мосты грузовиков оборудованы дисковыми тормозными механизмами с вентилируемыми дисками, а задние мосты оснащены барабанными тормозными механизмами с большой площадью тормозных накладок.

Распределение тормозных усилий в зависимости от нагрузки на каждое колесо осуществляется с помощью электронного модуля EBL, входящего в базовую комплектацию. Модуль встроен в центральный блок управления АБС, использующий сигналы от установленных на колесах датчиков. Эффективность деком-прессионного моторного тормоза (IVECO Turbo Brake) повышается при использовании дизелей Cursor 13 с изменяемой геометрией направляющего аппарата турбины в системе турбонаддува.

Применение в системах управления электронных блоков автомобилей мультиплексной электропроводки, снижающей общее количество разъемов, проводов и облегчающей выполнение диагностических работ, позволило повысить надежность всего элект-рооборудования.

Спецификой строительных шасси, как известно, является установка в них до трех коробок отбора мощности. Управление этими агрегатами также осуществляет новый электронный блок, согласующий их работу с работой двигателя. Использование такого блока облегчило задачу комплектации шасси специальными кузовами и оборудованием.

В Россию грузовики семей-ства IVECO Trakker поставляют с двумя, тремя и четырьмя мостами и приводом на одну или на все оси. Модели различаются силовыми агрегатами, колесной базой, типом подвесок мостов. Версии с тремя и четырьмя мостами предлагают в «облегченном» и «тяжелом» исполнении в зависимости от условий эксплуатации и грузоподъемности. По назначению модели подразделяются на шасси с кабиной, самосвалы различного исполнения, седельные тягачи и бетоносмесители. Все автомобили имеют комплектацию, соответствующую климатическим условиям нашей страны.