Полный... привод из Швеции (Scania P124CB6x6HZ 360)
Самосвалы, самосвалы и еще раз самосвалы. Самые незаменимые, постоянно необходимые на любом строительстве. И уже поэтому самосвальная тема исчерпать себя не может. Но поскольку самосвалы, протестированные нашим журналом, полным приводом «не страдали» мы решили опробовать машину со всеми ведущими колесами: на тесте самосвал шведской компании Scania.
Scania P124CB6x6HZ 360 c кузовом 14 м3 на редакционные испытания предоставило УМ-25 «Мосстроймеханизация № 5», естественно, не без содействия представительства шведской фирмы в России. Напомним, что с продукцией этой фирмы мы читателей уже знакомили, в том числе и в рубрике «Тест». В прошлый раз это был четырехосный грузовик с колесной формулой 8х4 и полной массой около 50 т.
На этот раз Scania имеет колесную формулу 6х6 и полная ее масса меньше – 34,5 т. Зато моторы на обеих машинах одинаковые по 360 л.с. Кроме того, четырехосную Scania мы катали летом, на дорогах ФГУП НИЦИАМТ, а трехосную – зимой. И поскольку, полный привод обязывает, мы работали на дорогах военного 21 НИИИ АТ МО РФ. Задача максимум – оценить динамику и топливную экономичность автомобиля при постоянных скоростях на дорогах с асфальтовым покрытием и при имитации городского движения, а также на грунтовых дорогах и в условиях тяжелого грунта.
Место водителя и кнопка включения электрообогрева на кресле |
Итак, самосвал Scania 6x6 с двухместной дневной кабиной. Комплектация кабины минимальная – нет электроприводов стеклоподъемников и регулировки зеркал. Отсутствует кондиционер, но вентиляция очень хорошая. А с отоплением во время испытаний возникла проблема – плохо подавался теплый воздух в салон. Оказалось, засорился воздушный фильтр. Когда сняли фильтрующий элемент, в кабине стало так жарко, что невозможно было находиться в ней в верхней одежде. Зимой, когда на стройплощадках не так уж много пыли, можно обходиться и без этого фильтра, но летом без него водителю придется постоянно дышать пылью, как за рулем отечественных самосвалов. Кстати, замена фильтрующего элемента дело очень простое: открыть радиаторную решетку, вынуть старый и вставить новый блок-фильтр в систему вентиляции.
Помимо хорошего отопления и вентиляции кабины для водителя созданы и все другие условия для комфортной работы. Сиденье имеет регулируемую пневмоподвеску, регулировку в нескольких плоскостях и электроподогрев. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте. Руль удобен и по диаметру, и по толщине обода. Рычаг стояночного тормоза расположен по правую руку от водителя на панели приборов – не надо далеко тянуться. Между водительским и пассажирским сиденьями расположен вместительный вещевой ящик. Его крышка может служить дополнительной нишей для документов или письменным столиком для их заполнения.
Сердце Scanдинава |
Комбинация приборов без электронного дисплея, но вполне информативна. Во всяком случае, водитель получает достаточную информацию о состоянии машины. Естественно, в комбинацию приборов вмонтирован тахограф со сменными суточными дисками.
Рычаг управления подъемным механизмом кузова находится между сиденьем водителя и дверцей кабины, и для удобства работы в темное время суток подсвечивается мягким голубоватым светом. Единственное упущение конструкторов Scania – рычаг переключения передач. Он очень близко расположен к водительскому месту и постоянно трется о правую ногу, что создает некоторый дискомфорт в управлении автомобилем.
Пассажир шведского самосвала комфортом тоже не обижен. Его сиденье имеет все те же регулировки, что и водительское. Вот только пневмоподвеска отсутствует.
Кабина имеет пневмоподвеску |
Первоначальное впечатление от самосвала можно заключить в одну фразу: «Все во благо человека!». Или водителя, кому как нравится. Посудите сами. Для того, чтобы обслужить машину, совсем не обязательно опрокидывать кабину. Откинул полочку нижней части радиаторной решетки, встал на нее и протер все лобовое стекло. Поднял саму решетку – долил охлаждающую жидкость, поменял фильтр отопителя, заменил защитную сетку радиатора... Открыл боковую панель – проверяй уровень масла в двигателе или долей его, без разницы, все равно удобно. Надо обслужить механизм стеклоочистителей, пожалуйста, сдвинул вниз панель и работай себе на здоровье.
Жидкость в бачок омывателя стекла заливается через горловину, расположенную в нише ступенек водительской двери, а ступеньки пассажирские служат креплением для розеток внешнего подключения подогрева двигателя и кабины. Даже пластмассовые крылья кабины отстегиваются. Легко снимается и защита фар, чтобы удобней было их протирать. Короче, не кабина, а трансформер – все открывается и разбирается для удобства.
Турбонагнетатель – непременный атрибут современного грузовика |
Однако в эксплуатации шведский полноприводный самосвал немного огорчил. Обогрев кузова отработавшими газами в российский мороз оказался малоэффективен: влажный речной песок, загруженный в качестве балласта, плохо высыпался, прилипал. А что говорить тогда о глине? После разгрузки на полке заднего борта остается перевозимый материал. Его водитель должен смести веничком. Если он этого не сделает, то в следующий сброс эти остатки не дадут замкам открыться и освободить задний борт. Этого можно было бы избежать, имей полка форму желоба и будь в ней отверстия для открывания замков. Во всяком случае, водителю бы не пришлось бегать вокруг машины с веником.
На новом автомобиле лестница на кузове оказалась короткой, и водителю, чтобы зачехлить груз, приходилось сначала наступать на топливный фильтр, а уж затем на ступеньку. Это место транспортники дорабатывали сами. Не свободен от недостатков и тент кузова, по периметру которого протянута фиксирующая его резинка. Однако ее не хватает, и надо использовать дополнительные шнуры. Рукоятка привода зачехления не имеет штатного фиксатора в крайних положениях тента, и приходится пользоваться самодельным – резиночкой.
Вроде бы, мелочи, но как они портят общее впечатление об автомобиле.
Теперь ходовые качества полноприводного самосвала. На нем установлен стандартный для Европы 12-литровый дизель Scania DSC12 02 с турбонаддувом. Он соответствует нормам Euro-2 и развивает мощность 360 л.с. Если отечественные автомобили традиционно имеют V-образные двигатели, то на шведском самосвале шесть цилиндров выстроены в ряд, но снабжены раздельными головками. В спецификации значится, что двигатель приспособлен к работе в тяжелых условиях, т.е. на мокрой грунтовой дороге, и в жару, и в лютый холод. К сожалению, проверить это нашей тест-группе не удалось, поскольку грунтовые дороги зимой замерзают, а мороз был не очень велик, всего около –10°С. Впрочем, его хватало, чтобы подогрев топливного бака и фильтра не казался лишним.
Раздаточная коробка висит довольно низко |
При движении шведский полноприводник управляется легко, вне зависимости от того, загружен или нет. Хорошей динамикой автомобиль обязан не только оптимальному подбору передаточных чисел в коробке передач, в частности, и трансмиссии вообще, но и тому, что рычаг переключения передач имеет маленький ход и точное включение. В снаряженном состоянии самосвал Scania «не козлит» и идет очень уверенно. При полной массе машина хорошо «держит дорогу». При этом она, конечно, теряет в стартовой динамике, но разогнавшись идет с крейсерской скоростью без напряжения в двигателе.
К вам, ребята, я всей душой... |
Очень хорошо проявили себя тормоза. Особенно понравился моторный (горный) тормоз, срабатывающий перед включением рабочей системы при нажатии на тормозную педаль. Как тут не помянуть отечественные автомобили, у которых горный тормоз включается расположенной где-то в полу кабины непонятной «пипкой», на которую можно и наступить случайно во время движения.
Приятно удивила «ползучая» передача. При загрузке автомобиль стоял на весьма мягком грунте. Когда надо было трогаться с места, выяснилось, что даже ведущие передние колеса с узкими шинами начинают зарываться в песок. Однако на «ползучей» передаче машина спокойно, без дерганий, выехала на твердый грунт.
Осталось подвести итоги. Шведский самосвал оказался «хорошим» парнем – дружелюбным и работящим. В нем больше дружелюбия, чем в любой отечественной машине, но все же его чуть-чуть не хватает, чтобы быть «отличным» парнем.