МАЗ-6317: грузовик универсального применения

М. Раллиев, фото автора

Автомобили Минского автозавода в России не только хорошо знают, но и любят. Жаль, конечно, что они сегодня импортная техника, хотя и насыщенная российскими комплектующими. Так считается официально, а среди водителей, механиков, руководителей автопредприятий, белорусские грузовики так и остаются отечественными. В основном в России эксплуатируются магистральные седельные тягачи и бортовые тентовые машины, и все чаще на наших дорогах можно встретить белорусские среднетоннажники. Но самой большой популярностью пользуются самосвалы. Но сегодня наш рассказ об армейском грузовике.

Какую технику уважают во всех армиях мира? Прежде всего, надежную, простую в эксплуатации и обслуживании. Минский автозавод, как оказалось, такой автомобиль производит: МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6. Руководство МАЗа любезно предоставила такой автомобиль для теста отделу испытаний нашего журнала. Правда, не на подмосковном автополигоне ГУП НИЦИАМТ под Дмитровом, а в Минске, на армейском, почти действующем полигоне. Так что во время теста можно было «почувствовать» свою «принадлежностью к клану шпионов», хотя «военную тайну» у Мальчиша-Кибальчиша, понятное дело, не выпытывали.

Сказать, что тестируемый автомобиль является на 100% боевой машиной, конечно же, нельзя: обыкновенный полноприводный грузовик с металлическими бортами и тентом, окрашенный в цвет хаки. Кузов, кстати, сразу обратил на себя внимание. Откидывается только задний борт, а с его внутренней стороны для удобства посадки имеются откидывающиеся подножки, поскольку от земли до пола кузова добрых полтора метра. Задумано, видимо, так: опустили борт, выдвинули подножки, и на «раз-два» защитники Отечества в кузове рассаживаются по откидным лавочкам. Правда, с «раз-два» оказалось не все в порядке: поручней-то на боковых бортах нет. Так что приходится цепляться за что попало, лишь бы в кузов попасть...

Владимир Семенов, испытатель: «Универсальный грузовик!»

Поскольку армейские будни предполагают перемещение не только личного состава, но и военной несамоходной техники (например, пушка, или святое – полевая кухня) в условиях бездорожья, минчане снабдили свой вездеход солидным сцепным устройством, всеми коммуникационными соединениями, а также лебедкой с максимальным тяговым усилием 120 кН. Установлена она не в заднем свесе, а под кузовом, ближе к переду, назад выведен только металлический фал со сцепным устройством. У лебедки предусмотрен двойной режим работы: механический, т.е. ручной, и автоматический – с приводом от электромотора. Еще одна такая же может монтироваться под передним бампером. Во всяком случае, этот вариант конструкторами предусмотрен.

Одно приспособление в минском вездеходе очень удивило, и по-хорошему – это ручная прокачка топливной системы двигателя, установленная около топливного бака. Нет, «родная» система никуда не делась, но чтобы до нее добраться, необходимо поднять кабину. А тут ничего не надо поднимать, все под руками. В удобстве этого устройства, а точнее, в неудобстве от его отсутствия мы уже убедились. Кстати, на МАЗ-6317 установлены два топливных бака вместимостью 200 и 350 л (во всяком случае, на тестируемом автомобиле) с краном-переключателем.

Лебедка: сама под кузовом, а трос выведен назад

Запасное колесо имеет гидравлический подъемник, используемый также и для подъема кабины. Этот механизм взаимозаменяем с точно таким же КамАЗовским.

В базовом исполнении МАЗ-6317 комплектуется удлиненной кабиной со спальным отделением. Несмотря на очень большой дорожный просвет, садиться в кабину удобно, поскольку ступеньки и поручни расположены удачно. Водительское и пассажирское сиденья такие же, как и на самосвале МАЗ-5551: первое с механическим подрессориванием, второе – без. И здесь, как и на самосвале, непонятно, как добираться до педали регулировки подрессоривания водительского сиденья: ногой не подлезешь, рукой не осилишь. Автомобиль армейский: чем проще, тем лучше и дешевле – это понять можно. Но ведь и в армии по прибытии на место желательно иметь боеспособного водителя. А потому не пора ли уже и на армейских машинах переходить на пневмоподвеску сидений? Хотя бы водительских...

Регулируется водительское сиденье хорошо, и в сочетании с регулируемой рулевой колонкой позволяет подобрать оптимальный вариант посадки за рулем. Вот только сама «баранка» не очень удобная, так же как и на КамАЗ-43118. Сочетание большого диаметра с тонким ободом заставляет невысокого водителя буквально ложиться на руль при повороте, вне зависимости от того, насколько удобно ему в кресле.

Топливоподкачивающий насос возле бака

Лобовое стекло кабины МАЗ-6317 разделено планкой и состоит из двух частей, что, кстати, не нарушает обзорность. Панель и комбинация приборов скромна, но информативна. В отличие от «мирских» версий на ней отсутствует тахограф.

Интересный факт можно было заметить во время движения автомобиля. На дорогах с асфальтовым покрытием МАЗ-6317 ведет себя как-то странно, как будто «не в своей тарелке», неуклюже как-то. Хотя и управляемость у машины хорошая, и динамика очень неплохая, и максимальную скорость в 90 км/ч уверенно держит. Но чего-то ему все же на асфальте не хватает. Может быть, конечно, он рассчитан на движение по дорогам общего пользования со скоростью армейских колонн, 50 – 60 км/ч? Но в принципе МАЗ-6317 в стандартном исполнении постоянно использовать на шоссе нельзя, поскольку из-за шин большого размера его ширина превышает 2,5 м, норму для дорожных автомобилей.

Зато, как только МАЗ съехал на грунт, его поведение изменилось: попал в «родную» стихию. Ярославская V-образная восьмерка мощностью 330 л.с. словно «понесла» минский внедорожник. От такой перемены в характере, даже захотелось похулиганить: попробовали максимальную скорость. Набрали чуть больше 50 км/ч, но уже с риском для здоровья, поскольку на такой скорости водителю приходится вставать с сиденья и крепко держаться за руль, а пассажир вообще подлетает до потолка кабины. Правда, когда с помощью централизованной системы давление в шинах уменьшили наполовину, в автомобиле стало гораздо комфортнее. Но и скорость соответственно уменьшается. Не снижается только маневренность. Управляемость полноприводного МАЗа на грунтовых дорогах очень радует. Любая команда водителя рулем моментально выполняется – очень чуткое управление.

Пресловутая педаль подрессоривания кресла... Как до неё добраться?

Разгонная динамика у машины со странностью. Если на асфальте автомобиль, прежде чем ускориться при нажатии на педаль «газа» как бы задумывается и реагирует с задержкой, то на грунте этого не происходит. Любое нажатие на педаль вызывает моментальное ускорение автомобиля. Загадочная метаморфоза.

Что касается подвески, то и передняя рессорная, и задняя рессорно-балансирная, имеют очень хорошие ходы. Это дает положительный эффект по устойчивости автомобиля на жестко профилированном грунте.

Подъемы машина преодолевает легко, без особого напряжения, разумеется, при условии включения «правильной» передачи. Спуски у белорусской трехоски особой трудности также не вызывают, даже почти отвесные, главным образом благодаря хорошей работе моторного (горного) тормоза ярославского двигателя.
Кроме базового МАЗ-6317 выпускаются несколько его модификаций. Первая из них – МАЗ-63172, такой же армейский бортовой грузовик, но с увеличенным до 33,3 м3 объемом кузова. Есть и гражданские версии: МАЗ-631705, -08, -010, -020, -110, -220. Но основной вариант – армейский.

Воздушные фильтры рассчитаны на запыленную местность

На шасси МАЗ-6317 устанавливаются реактивные установки залпового огня с ящиками для дополнительных боекомплектов. Про них рассказывают, что на первых испытательных стрельбах разброс попадания в цель оказался очень велик из-за раскачки шасси во время залпа. Конструкторы доработали машину, увеличив ее жесткость. А военные опять не довольны: точность и кучность стали настолько хорошими, что радиус поражения противника оказался маленьким. Ну теперь и это уладили, и машина отвечает всем потребностям военных.

Хорошо зарекомендовал себя МАЗ-6317 и в автомобильном спорте, в достаточно сложной его дисциплине – Трак-триале. На этой машине Петр Орсик и Дмитрий Книга дважды становились Чемпионами Европы и Чемпионата Содружества, который проводился и в Республике Беларусь, и в России.

Редакция благодарит за помощь в испытаниях и подготовке материала технического директора РУП МАЗ А. Ракомсина, начальника испытательного центра (ИЦ) РУП МАЗ С. Минюковича, начальника отдела дорожных испытаний ИЦ РУП МАЗ А. Сазановца и заместителя руководителя Агентства деловых связей (АДС) С. Ивлева.

Контактный телефон АДС: 8 – 10 (375-17) 264-6312.