Малыш-Карлсон (JCB JZ-70)

В. Шаршавенков (тест-оператор), А. Виноградов (текст), фото автора и Т. Лысова

В сказке Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон – совершенно разные герои, но стоило нам только увидеть экскаватор JCB JZ-70, как их черты слились вместе. И нам захотелось пощупать столь непривычную машину самим. Ну посудите сами, семь тонн, да на гусеничном ходу, да еще и с отвалом... Ни дать ни взять – малыш, но при том мужчина в полном расцвете сил и в меру упитанный, да еще и снабженный, правда, не пропеллером, а отвалом.

Не сказать про поколение молодое, но те, кому ныне «за тридцать», росли в условиях «развитого социализма» и с молоком матери впитали столь характерные для системы категории мышления. Страна – самая большая, заводы – гиганты, производство – поточное... В общем, если где есть что-то самое большое и масштабное – это наше. Понятно, что на стройках работали «обычные», а не большие экскаваторы, а грунт и прочее вывозили дорожные, но не карьерные самосвалы. Но нас это нисколько не смущало: не нарезаем же мы мечом батон на кусочки. Впрочем, представление об «обычном» экскаваторе у нас оказалось несколько завышенным: «машинка» шириной не менее 3 м и весом тонн двадцать пять или больше, которую везут в специальном автопоезде после согласования сей простейшей процедуры с кучей инстанций. Теперь понимаете, чем потрясло сочетание семи тонн массы с гусеничным ходом? Компания ЛонМАДИ пошла нам навстречу, и вот мы уже непосредственно знакомимся с героем повествования.

Внешность у JCB JZ-70 запоминается сразу. Небольшой, пухленький, весь такой округлый. В памяти сразу всплывают «Малыш» и «Карлсон». При этом «семидесятый» – это не «мини», а самый настоящий экскаватор. Даже не маленький, а скорее небольшой, т.е. он не карлик – просто роста небольшого. И эта машина демонстрирует чисто человеческую особенность, когда малый рост с лихвой компенсируется незаурядным темпераментом.

Гидравлика отвала проста и надежна

С технической точки зрения в JZ-70 нет никаких принципиальных отличий от многотонных машин. Рядный четырехцилиндровый дизель расположен продольно справа от кабины. Кабина выглядит в точности такой, как на больших моделях. Ходовая тележка имеет Х-образную раму. Впрочем, одно отличие есть – отвал, его на большие машины не ставят. И если что и производит сильное впечатление, так это то, как все эти «большие решения» вписаны в габаритную ширину 2,3 м, благодаря чему экскаватор можно перевозить в кузове любого полноразмерного грузовика без всяких согласований.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что кабинка у «семидесятого» поменьше, чем у прочих экскаваторов JCB. Правда, про нее нельзя сказать «маленькая» или «тесная» – это будет неправдой. Скорее подойдет эпитет «более уютная». В ней все как у старших (по размерам, а не возрасту) братьев. Кресло с пневмоподвеской, педальное управление ходом, продублированное рычагами, и два джойстика для управления рабочим оборудованием. Имеется даже «музыка» (магнитола Grundig) с колонками.

Кресло имеет всего две регулировки. Одна из них – перемещение вперед-назад, вторая – бесступенчатое изменение наклона спинки. Впрочем, специфика органов управления такова, что искать человека, под которого не удастся настроить рабочее место с их помощью, придется очень долго. Переднее стекло кабины составное. Его верхняя часть не откидывается вперед на петлях, а с помощью специального рычажного механизма въезжает под потолок. При этом поводок и щетка стеклоочистителя повисают на специальном крючке, приваренном к стойке кабины.

Замок двери работает мягко; не Daimler конечно, и даже не Mercedes – до уровня «мягко чмокнула и присосалась» этой двери далеко, но заметно мягче, чем у Case, а уж тем более, не сравнить с российскими экскаваторами. Фиксация двери в открытом положении обеспечивается отдельным замком, установленным в стенке кабины. Джойстики снабжены кнопками. На каждом их по три, одна из которых задействована (на правом переводит двигатель на холостой ход для кратковременной беседы с начальством и обратно – в рабочий режим, на левом – звуковой сигнал), а по две – резерв для управления активным навесным оборудованием.

Переднее стекло сдвигается под потолок

В сравнении с российскими экскаваторами глазу не хватает «кругляшков» контрольных приборов, но после включения электросистемы вся нужная информация появляется на ЖК-дисплее. Более того, на нем появляется надпись, настоятельно рекомендующая заправить машину. Приятно решено управление оборотами двигателя: они задаются с помощью круглой поворотной ручки, в точности такой, какие служат для настройки отопителя в легковом автомобиле.

Ходовые режимы переключаются кнопкой на полу и отображаются на дисплее фигурками зайца или черепахи. Здесь их всего два, тогда как на больших машинах три. Действие рычага безопасности, отключающего гидравлику, дублируется кнопками. С их помощью можно заблокировать работу рабочего оборудования или хода по отдельности или вместе.

Мнение

А.В. Курицын, технический директор ФПК «САТОРИ».

Наша фирма специализируется на сносах, земляных работах и благоустройстве территорий. Парк техники большой: самосвалы, экскаваторы, бульдозеры. Чаще покупаем импортную технику: она надежна, служит долго, красива и удобна. Первый экскаватор JCB такого размера (JS-70 – ред.) мы приобрели в 1998 г. Машина очень хорошая. Мы благодарны коммерческому директору ЛонМАДИ Сергею Петровичу Масленникову, который сумел показать нам преимущества этой техники, и его рекомендации полностью оправдались. Машина отлично вписалась в наш парк.

Учитывая опыт эксплуатации первой машины, в июне прошлого года мы взяли второй экскаватор. Если сравнивать машины этого класса, то JCB работают в 2 раза дольше, чем аналоги других марок.

Дизайн для нас является одним из ключевых моментов при формировании парка строительной техники. Мы к этому относимся очень серьезно. Яркие, современные машины украшают строительство. И как маленькие яркие цветочки мать-и-мачехи пробиваются весной на голой, еще черной земле, так и экскаваторы JCB радуют глаз и вселяют уверенность, что из хаоса стройки постепенно вырастет гармония порядка и красоты.

Машина конструктивно выполнена очень оригинально, может не касаться бортами стен, работая в узких местах. Кабина удобная, работать машинисту комфортно. Хотя иногда лучшее – враг хорошего. Дизайнеры так «зализали» все острые углы, что даже некуда поместить лопату для очистки ковша и гусениц.

Нужен небольшой ящик для хранения дополнительного оборудования: инструментов, запасных деталей, смазки. Очевидно, что машина рассчитывалась на работу в городе. Для полевых условий необходимы дополнительные отсеки.

Еще один мелкий недостаток: ручки из пластмассы часто выходят из строя.

Николай Ширманов, оператор экскаватора, ФПК «САТОРИ».

JCB JZ-70 – машина очень удобная. Она входит в размер гусениц. Если гусеницы прошли, то я уже знаю, что впишусь в любой поворот. В принципе она работает как вспомогательная техника и добирает то, что не захватил большой экскаватор. Мы в «САТОРИ» используем эту машину на всю катушку: и как бульдозер, и как кран, и как экскаватор, и как планировщик. Хотелось бы, чтобы режущий нож отвала был изготовлен из более прочного металла, тогда машину можно будет эффективно использовать как бульдозер.

Кабина комфортная. Но негде хранить инструмент на машине. В результате экскаватор может обслуживаться только механиками. А в наших российских, иногда военно-полевых, условиях машинисту порой проще выполнить сервисные операции самому.

Вся информация – на дисплее

На экскаваторе JCB JZ-70 я работаю уже второй год. За это время была одна небольшая поломка. А в целом машина надежная.

В целом кабина оставила приятное впечатление. В ней можно, даже с завязанными глазами, безошибочно определить, работает ли двигатель, однако при этом вибрации и шум «не давят», а просто информируют о факте. Что же до оснащения, то оно позволяет «работать со вкусом», получая от своего труда удовольствие.

Опробовав машину, мы убедились, что она дружелюбна и «прикладиста». Совмещение операций – полное. Сколько сумеешь задать органами управления, столько разом и выполнит. На практике это означает пять-шесть действий, на большее у оператора не хватает конечностей. Управление рабочим оборудованием – пропорциональное, действует очень мягко и точно.

И магнитола есть

Больше всего впечатлений осталось от возможностей экскаватора. А они определяются в первую очередь размером. Геометрия всех частей экскаватора такова, что он может работать в непосредственной близости от строений. Пытаемся выяснить, насколько близко можно прижать машину к вертикальной поверхности, и убеждаемся, что практически вплотную. Впрочем, жизнь – это не тестовая программа, и некоторый разумный промежуток лучше все-таки оставить. На случай житейских сюрпризов.

В работе гусеничный ход становится большим достоинством. Ведь для перемещения JZ-70 не требуется убирать выносные опоры, а затем снова на них вставать, просто он передвигается куда нужно между делом. При этом экскаватор ухитряется забраться едва ли не в любую щель. Разумеется, возможности мини-экскаваторов по части «пронырливости» существенно больше, но и производительность у них намного меньше. Не уступает «семидесятка» мини-экскаваторам и в том, что может делать зачистку. Между прочим, ни очень близкий по всем параметрам Case, ни Caterpillar, который на тонну тяжелее, отвалами не комплектуются.

Джойстик в руке- как влитой

В заключение тестовой программы инструктор ЛонМАДИ Виктор Шаршавенков заставляет машину проделать акробатический этюд, демонстрируя ее предельные возможности и позволяя нам отснять экскаватор в необычных ракурсах. Примечательно, что хотя бортовая электроника и требовала немедленной дозаправки, топлива оказалось достаточно, чтобы заборная трубка в баке не обнажилась и в систему топливоподачи не попал воздух. Наконец, «семидесятка» отсалютовав поднятыми в предельное положение стрелой и рукоятью, замирает и смолкает. В том, что они могут оставаться в таком положении несколько дней, мы успели убедиться раньше, на выставках.

Сказать, что машина понравилась, значит не сказать ничего. Она произвела впечатление. Во всяком случае, после близкого, хотя и не продолжительного знакомства, мы поняли, почему такая техника настолько популярна в Европе. Следовало бы отметить какие-нибудь недостатки, но машина оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы не показать их за первые несколько часов. Впрочем, мы решили опубликовать мнение людей, для которых на JZ-70 не товар, и не объект описания, а средство работы.

Экскаватор предоставлен компанией ЛонМАДИ.
Тел.: (095) 536-34-17.


НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin