Hardox
Разберемся спокойно

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

В специализированных СМИ часто рекламируются чудодейственные свойства «суперстали» Hardox, из нее рекомендуют изготавливать всевозможные металлоконструкции. Так что же такое сталь Hardox?

Производитель – фирма SSAB Oxelosund AB и ее дилеры позиционирует этот продукт как «чрезвычайно устойчивый к любым видам износа: при трении и ударе, при трении скольжения, к деформационному износу». По прочности сталь Hardох превосходит другие свариваемые стали, а по значению ударной вязкости сравнима с обычными конструкционными сталями. Сталь легко обрабатывается, изгибается и сваривается. Несмотря на высокие прочность и ударную вязкость листовой стали HARDOX, можно использовать обычные цеховые методы обработки, чтобы изготовить из нее требуемую деталь или конструкцию. Сочетание отсутствия примесей и очень точные допуски по толщине позволяют гнуть листовую сталь Hardox. Любая листовая сталь Hardox пригодна для газовой резки. Невысокое содержание легирующих элементов позволяет использовать сварку листов стали всеми известными методами. Допустимая механическая обработка – сверление, цилиндрическое зенкование, коническое зенкование, нарезка резьбы и фрезерование. При этом сварку листов, например, Hardox 400 толщиной 20 мм можно вести без предварительного нагрева, при комнатной температуре.

Действительно такая хорошая характеристика заставляет обратить внимание на продукт.

Возьмем для анализа Hardox 550. Эта марка стали может успешно применяться на горном оборудовании, работа которого проходит в жестких условиях, вызывающих общий повышенный износ узлов и конструкций. Hardox 550 представляет собой среднелегированную конструкционную сталь. Цифровой индекс обозначает твёрдость стального листа по Бриннелю (НВ). Хорошо сбалансированный химический состав Hardox плюс проработанная технология закалки позволяют получить очень качественный продукт – износостойкую сталь с хорошей ударной вязкостью и высокой прочностью. Предел прочности Hardox 550 после термообработки составляет 1700 МПа, предел текучести (физический) – 1400 МПа (для сравнения: предел прочности стали 30ХГСНА после полной закалки и отпуска составляет 1750 МПа). Именно высокий предел текучести имеет наиболее важное значение для использования стали и сплавов в промышленности.

Введение таких легирующих элементов, как никель, хром, марганец и молибден, помогает значительно повысить механические свойства стали Hardox после закалки, при этом ее стоимость ввиду незначительного объема легирующих добавок (самые дорогие – никель и молибден, но их суммарное содержание не превышает 2%) ненамного дороже, чем среднеуглеродистой конструкционной стали. Состав в некоторой степени напоминает высокопрочные стали хромансиль (например, 30ХГСНА), применяемые для изготовления узлов и рам ответственного назначения в машинах.

Как утверждают коммерческие представители фирм-дилеров SSAB Oxelosund AB, применение стали Hardox при изготовлении экскаваторных ковшей позволяет продлить срок службы последних более чем в четыре раза по сравнению с ковшами из конструкционной легированной стали типа 10ХСНД. Такое сравнение довольно спорно, так как, например, у карьерных экскаваторов передняя стенка с режущей кромкой и днище ковша изготавливается из стали марки 110Г13Л (литье). Такая сталь после соответствующей термической обработки приобретает высокую твердость без снижения пластичности, обрабатывается лучше углеродистой, обладает высоким сопротивлением износу. Для достижения лучших параметров резания выбирается сложная форма режущей кромки ковшей, т. е. необходимо изготавливать элементы сложной конфигурации. Лучшим способом изготовления здесь выступает, естественно, литье.

Толстолистовая сталь Hardox может применяться для изготовления боковых стенок карьерных экскаваторов, вваривания ремонтных пластин в днище и стенки ковшей драглайнов, при сооружении течек, приемных бункеров и т. д.

По такому пути пошли на Уралмаше. Уральские машиностроители планируют наладить изготовление ковшей драглайнов с использованием стали Hardox 400. Стандартный ковш ЭШ-20.90 (вместимость 20 м3) представляет собой сварно-литую конструкцию из литой марганцовистой стали 75Г13Л и низколегированной стали 10ХСНД. С целью увеличения вместимости и долговечности ковша вместо стали 10ХСНД будет применяться сталь Hardox 400. Это позволит уменьшить массу ковша и, следовательно, увеличить его вместимость до 22 м3, или на 10%, по сравнению с предыдущей конструкцией. Концевая нагрузка стрелы (масса груженого ковша) при этом не изменяется. В стадии завершения находится разработка подобной конструкции ковша для шагающего экскаватора ЭШ-15.90, вместимость которого будет увеличена с 15 до 17 м3.

Весьма перспективным является изготовление экскаваторных ковшей из стали Hardox в классе строительной техники. Одной из первых компаний, получившей право применять товарный знак «Hardox In My Body» на своих ковшах стала компания КРАНЭКС. Теперь каждый ковш КРАНЭКС будет иметь индивидуальную наклейку с восьмизначным идентификационным номером. Насколько это привлечет покупателя к продукции КРАНЭКС, покажет время.

Максимальное содержание элементов в стали Hardox 550, %
C Si Mn P S Cr Ni Mo B
0.37 0.50 1.30 0.020 0.010 1.40 1.40 0.60 0.004

Из стали Hardox изготавливают трехсекционную телескопическую стрелу на автокранах «Мотовилиха» (например, КС-5579.22). Из стали Hardox R600 некоторые отечественные производители начали изготавливать лопасти для бетоносмесительных установок. ЗАО «Бецема» наладила выпуск самосвалов с кузовами из Hardox 400, подтянулись и другие машиностроительные заводы.

Сфера применения листовой стали чрезвычайно широка, и использование сталей Hardox будет увеличиваться, тем более что ведется хорошо поставленная рекламная кампания. В то же самое время с января 2005 г. ОАО «Северсталь» возобновило производство высокопрочных износостойких горячекатаных свариваемых сталей марок 18ХГНМФР, 14ХГ2САФД, 16ХГН2ФБР, 13ХГ2НДФ в толщинах 8,0…50,0 мм. Эти марки являются аналогами шведских марок Hardox и Weldox и при проведении правильной ценовой политики могут потеснить позиции шведских оппонентов.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin