Ремонт в экстремальных условиях

Вид на трак-триал из закрытого парка

А. Саакян, фото автора

Когда после спортивного дня машины замрут на площадках, стихнут двигатели, источая лишь жар и запах масла, начинается другое соревнование. Оно не измеряется в очках или долях секунд, а определяется мастерством механиков и готовностью команды к работе в полевых условиях.

О соревнованиях по трак-триалу – преодолении бездорожья на грузовиках, интересующийся человек прочтет в спортивных рубриках множества журналов, но с технической поддержкой соревнований можно познакомиться только на «поле боя». Ее работа видна, если спортивный автомобиль застревает или переворачивается – в общем, не может перемещаться сам. Другая сторона ее деятельности заключается в подготовке техники к соревнованиям и ремонту автомобилей между поединками. И если эвакуация это головная боль организаторов, то обслуживание спортивных автомобилей дело самих команд-участников.

До последнего времени трак-триал был соперничеством грузовиков, преимущественно армейских внедорожников, неспешно ползущих по невообразимой крутизны склонам и преодолевающих броды, погружаясь в воду по стекла. Некоторая специальная подготовка техники требовалась, но на соревнованиях все обходилось в основном помятыми крыльями и оторванными зеркалами – серьезные поломки автомобилям не грозили. Но жизнь не стоит на месте: отечественный трак-триал совершенствуется и становится все более зрелищным. С этого года проводится самая настоящая гонка на тех же грузовиках, но только по чуть более «ухоженному», нежели трак-триал бездорожью.

В результате двух таких соревнований выяснилось, насколько это жестокое испытание для техники и людей, в котором машина технической помощи начинает играть важнейшую роль. Ведь в собственно триале на исход соревнований, кроме мастерства экипажа, влияет геометрическая проходимость и конструкция трансмиссии. Карусельная гонка поставила во главу угла надежность узлов, непосредственно на проходимость не влияющую. Например, в Звенигороде после десятка кругов бездорожья, у КамАЗа не выдержали вибрации кронштейны замков кабины. Значит в арсенале ремонтников кроме запчастей и ручного инструмента должен быть еще и механический: дрели, «болгарки», гайковерты и даже сварочный аппарат. Пока в соревнованиях перерыв – машины нужно осмотреть, протянуть и по возможности в полном объеме отремонтировать. Ведь между временем и серьезностью ремонта всегда приходится искать компромисс. Мы увидим, что он зависит от влияния поломки на работоспособность спортивного грузовика.

Самой оснащенной машиной технической поддержки в весенней серии располагала команда Минского автозавода. Хотя паритет может быть достигнут уже осенью, в первую очередь, усилиями спортсменов из Набережных Челнов. КамАЗ не понаслышке знает о ралли-рейдах высочайшей сложности и сопутствующих им трудностях технического характера. Этот опыт бесценен, пусть даже машины для трак-триала гораздо ближе к серийным образцам, чем раллийные грузовики.

Помимо соревнований ремонтная мастерская перемещается по обычным дорогам, а значит должна размещаться на стандартном шасси. Мазовцы пошли дальше: изготовили специальный прицеп, состоящий из фургона с оборудованием и площадки для транспортировки спортивного автомобиля. Он буксируется обычным седельным тягачом, к слову сказать, не всегда способным преодолеть бездорожье площадки соревнований и требующего помощи спортивного эвакуатора.

Заглянув в фургон, поражаешься подготовленности слесарной мастерской. Кроме стеллажей и верстака есть сверлильный станок, точило. Дальше от входа убрана запасная резина, а в углу, у самого входа, сложен в нерабочем положении подъемный кран. На прицепе стоит четырехкиловаттный генератор, питающий всю мастерскую. Отметим, что он может быть быстро снят и перенесен ближе к месту ремонта. От него питается сварочный аппарат с аргоном и автоматической подачей электрода, «болгарка», гайковерт, дрель. Мазовцы неохотно рассказывают о своих достижениях, но не без гордости говорят, что могут сделать в полевых условиях любой требующийся ремонт. Естественно, что техничка специально подготавливается к каждым соревнованиям. Особенно это актуально перед выступлением вдали от дома, например, в Европе.

Работа по ремонту невозможна без участия самих экипажей, ведь кроме знания автомобиля есть ощущения от управления им. Поэтому так часто мы видим именитых гонщиков лежащими с гаечным ключом под грузовиком.

После введения карусельной гонки много хлопот команде из Минска доставили амортизаторы и ограничители хода отбоя задней подвески трехосного грузовика Петра Орсика (№ 404). Тросы ограничителя не выдержали бездорожья в Стайках и порвались. Почувствовав «волю», задний мост просто оторвал кронштейны крепления амортизаторов. Новых тросов, а значит и амортизаторов, хватило только на следующий заезд! Серьезные поломки рулевого механизма помешали экипажу № 301 Виктора Московских оказаться в лидерах первого дня соревнований в Стайках. Лопнул шток дополнительного гидроусилителя руля и из системы вылилось все масло – машина обездвижена. Между секциями триала удалось привести в порядок штатный усилитель, но вскоре машина, управляющаяся гораздо тяжелее, застревает. А вот оторвавшуюся на этом же автомобиле поперечину рамы решили просто притянуть к платформе, отложив более серьезный ремонт. Сейчас самое главное, чтобы высвободившийся конец не перебил пневмомагистрали, идущие внутри лонжерона.

В предыдущих случаях команду выручала расторопность и арсенал запчастей. Теперь понаблюдаем за виртуозной работой механиков и слесарей в Звенигороде.

Им между скоростными заездами удалось обнаружить и заварить трещины кронштейна цилиндра рулевого управления. Ремонт проводится прямо на автомобиле и без аргонной сварки в руках профессионала здесь не обойтись. Через полчаса машина Сергея Крука под № 402 стояла на старте. Этому экипажу не повезет позже. Во время гонки в Стайках «открытый перелом» получил передний мост. Изувеченный автомобиль, сверкающий гнутой полуосью, погрузили краном уже после соревнований.

Чтобы оградить спортсменов от неожиданностей, не менее ответственной задачей другой части экипажа технички стала протяжка автомобилей. Эта процедура коснулась в основном стремянок подвески и проверки крепления колес.

«Проницательный» читатель обратит внимание на большое количество поломок и даже усомнится в уровне подготовки самой техники к соревнованиям... Но не стоит спешить с выводами. Ведь это, пока неизбежная, плата за отрыв лидера гонки от преследователя на два круга, а от обладателя третьего места на целых семь! Так случилось в Звенигороде.

И еще нельзя не упомянуть о взаимовыручке. Мазовская техничка помогла ни одному экипажу. Варка кабины КамАЗа, варка рулевой тяги и амортизатора на бронницком Унимоге... Работа кипела и после того, как №№ 301,402 и 404 стояли готовыми к старту, что заслужило особую благодарность в адрес команды от прямых соперников на трассе, но коллег и товарищей в спортивных играх.