Клетка для газа

Ю. Петров

Предтечей появления в СССР газобаллоновозов стал перевод промышленных предприятий на газ. Как следствие удешевления газа за счет увеличения объемов его добычи началось повсеместное применение газа в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Грядущая газификация села и частного сектора городов в 1971–1975 гг. заставила в конце 1960-х срочно принять полумеры – если нельзя провести в деревню газопровод, вполне достаточно подвозить потребителям сжиженный углеводородный газ (СУГ) в баллонах от газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и кустовых баз сжиженного газа (КБСГ) до промежуточных складов баллонов (ПСБ), индивидуальных и групповых баллонных установок газоснабжения, индивидуальным потребителям и обратно. Общий парк автогазобаллоновозов (включая машины, используемые в промышленности для производственно-технических служб), находящихся в эксплуатации на конец 1980-х годов, составлял не менее 50 тысяч. Ежегодный объем производства в СССР машин для перевозки газовых баллонов достиг трех тысяч.

Самый тяжелый в СНГ баллоновоз на шасси ЗИЛ-43362 от ОАО «Камбарский завод газового оборудования»

Первоначально в качестве шасси автомобилей для перевозки СУГ использовали ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Существовали варианты на шасси ЗИЛ-130. Сейчас баллоны перевозят и в стандартных бортовых грузовиках, в том числе повышенной проходимости ГАЗ-66, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131. Транспортировка баллонов в их кузовах допускается при использовании деревянных ложементов или брусьев с гнездами, резиновых или веревочных колец толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон). Запрещается перевозка СУГ тракторами, автомобилями с опрокидывающимся кузовом.

В настоящее время нет недостатка в выборе автогазобаллоновозов с кузовом типа «клетка»: на выбор предлагаются машины на шасси ГАЗ-3302, ГАЗ-3307, ЗИЛ-5301, ЗИЛ-433362 и МАЗ-437040. В России газобаллоновозы выпускают: ОАО «Балахнинский механический завод»; ОАО «Арзамасский завод КОММАШ» (продаются также по каталогу ОАО «ГАЗ»); ОАО «Камбарский завод газового оборудования»; ОАО «Кузполимермаш»; ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ». В Беларуси газобаллоновозы изготавливают РУП «Белгазтехника» и РУП «Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод». На Украине выпуском кузовов для перевозки баллонов со сжиженным газом коммунально-бытового потребления занимается ВАТ «Чорткiвський завод «Агромаш».

Пример размещения информационной таблички «Оппсный груз» (по ГОСТ 10807-78) на газобаллоновозе КТ-602 производства «Арзамасского завода КОММАШ»

К газобаллоновозам предъявляют определенные требования:

– они должны быть снабжены специальной информационной табличкой «Опасный груз» (по ГОСТ 10807–78) в виде прямоугольника размером 690x300 мм, правая часть которого размером 400x300 мм окрашена в оранжевый цвет, а левая – в белый цвет с черной каймой шириной 15 мм, с обозначениями, характеризующими опасные свойства груза;

– автомобили должны быть оборудованы металлической цепочкой, которая касается земли на длине 200 мм, и переносным заземляющим устройством для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов во время движения и стоянки;

– выпускная труба должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, допустимо выводить ее в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации;

АСТБ-437040 на шасси МАЗ-437040-020 с трехъярусной клетью для перевозки 66 даллонов по 50 л, изготовленный в 2002 г. НПП «Белгазтехника»

– выпускная труба оборудуется искрогасителем. По требованиям топливный бак оборудуют металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливают металлическую сетку с ячейками размером 10х10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм;

– запорная арматура и приборы контроля, устанавливаемые на эллиптических днищах газовых баллонов, в газобаллоновозах должны быть защищены от ударов в соответствии с конструкторской документацией.

Кузов автогазобаллоновоза обычно выполняют в виде многоярусной полузакрытой клети (с крышей, защищающей баллоны от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей) или в полностью закрытом варианте. Некоторые автомобили могут быть оборудованы техническими средствами и приспособлениями, облегчающими погрузку-выгрузку баллонов: краном-гидроманипулятором, электрической или ручной лебедкой.

Большинство автогазобаллоновозов приспособлено для транспортировки стандартных баллонов (по ГОСТ 15860–84) вместимостью 27 и 50 л (диаметр 299 мм, высота 1015 мм, масса порожнего баллона 21,9...22,0 кг).
При перевозке баллонов в автомашинах типа «клетка» гнезда кассет должны иметь резиновые амортизаторы, которые подлежат замене при износе более 50%.

Особые требования предъявляют к эксплуатации: автомобиль должен быть заправлен на весь рейс (дозаправка в пути запрещена). При необходимости автогазобаллоновоз допускается останавливать на расстоянии не менее 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий. Запрещена остановка возле мест с открытым огнем и там, где возможно массовое скопление людей (рынки, магазины, зрелищные предприятия и т. д.).