Unimog может всё

В. Мамедов

За несколько десятилетий, прошедших с начала производства универсальных автомобилей, их конструкция хотя и претерпела существенные усовершенствования, но не отошла от основной идеи. Сегодня говорят о системе UNIMOG, включающей в себя четыре семейства базовых моделей с сотней вариантов и несколькими тысячами единиц специального оборудования, предлагаемого 230 фирмами-поставщиками.

Unimog тяжелой серии

Годовой выпуск машин Unimog на заводе в Гаггенау невелик – всего несколько тысяч в год, и рассчитаны они на тех, кто с максимальной эффективностью может использовать уникальные возможности, в общем-то, достаточно дорогих и сложных машин, применяя их с соответствующими приспособлениями.

Конструкция автомобиля строго подчинена нелегким задачам, для которых она была создана. Рама машины сочетает высокую изгибную прочность со способностью безболезненно закручиваться на значительный угол. Эта важная особенность вместе со специальной подвеской, обладающей длинными пружинами и длинноходными амортизаторами, не позволяет колесам терять контакт с дорогой даже при 30-градусном угле взаимного скрещивания ведущих мостов. Так обеспечиваются надежные сцепные свойства машины на сильно пересеченной местности.

Unimog легкой серии

Unimog без каких-либо проблем переезжает через овраги, канавы, перекатывается через холмы, при этом вывешивание колес происходит очень редко. Если все же одно из колес оказалось в воздухе, водитель, включив блокировку межколесных дифференциалов, всегда сможет продолжить путь. Блокированный полный привод обеспечит движение машины даже в том редком случае, когда надежное сцепление с дорогой будет иметь лишь одно из колес.

Важное качество автомобиля – высокие тяговые характеристики. В статическом состоянии около 60% его полной массы приходится на передний мост и почти 40% – на задний. Полный привод и блокировка дифференциалов обоих мостов позволяют реализовывать на асфальте силу тяги до 100 т. При этом нагрузка на передний мост снижается, а на задний – увеличивается. Такие тяговые свойства не встречаются у других двухосных колесных машин подобных габаритов и массы.

Оригинально выполнено особое трехточечное крепление кабины и кузова к раме. Только оно позволило снять негативное влияние этих надстроек на прогибающуюся при движении по бездорожью раму. С другой стороны, ни кабина, ни кузов нисколько не страдают от ее перекосов. И это является одним из уникальных качеств машины.

В кабине

Надежные, долговечные и экономичные дизели Mercedes-Benz, которыми комплектуют семейство UNIMOG имеют разброс по мощности от 87 до 240 л.с. Их объединяет одно свойство: пологая кривая крутящего момента, сохраняющего в широком диапазоне оборотов значение, близкое к максимальному.

Коробки передач с демультипликаторами и дополнительными редукторами насчитывают до 24 синхронизированных передач, позволяющие машине двигаться со скоростью от 0,08 до 80 км/ч. Передачи переключаются рычагами с короткими ходами без каких-либо значительных усилий со стороны водителя. В раздаточной коробке предусмотрена блокировка межосевого дифференциала.

Необычно выполнены и унифицированные ведущие мосты с жестким креплением к ним труб, в которых надежно спрятаны от грязи карданные передачи. Оба моста портального типа, т.е. на их концах располагаются колесные редукторы. Они позволяют уменьшить передаточное число главной передачи, а значит сделать ее кожух меньше, что важно для увеличения дорожного просвета.

Мощная рама

Удачное сочетание относительно короткой базы, низкого центра тяжести и малых свесов помогает машине показывать чудеса при испытаниях по преодолению холмов. Передним ходом Unimog легко взбирается на холм крутизной 45°. Другими словами, это означает: на горизонтальном участке в 10 м он влезает на 10-метровую гору. Задним ходом машина поднимается на еще более крутой 57-градусный холм. Unimog легко передвигается вдоль косогора крутизной 38о, чему способствует низкое расположение центра тяжести, широкая колея и надежное сцепление шин с грунтом.

Ухабы глубиной до 0,5 м не представляют для автомобиля каких-либо трудностей. Дорожный просвет, равный 40 см, позволяет ему, не задевая и не застревая, преодолевать высокие крутые склоны, подниматься по лестнице или переезжать через поваленные деревья. Да и переправа через речушки глубиной до 80 см для этого вездехода простое дело. Unimog может оснащаться специальным комплектом приспособлений, позволяющих преодолевать брод глубиной до 1,2 м.

Unimog – машина очень маневренная и поворотливая. Автомобили поставляются с колесной базой от 2 650 до 3 850 мм. В составе автопоезда с предельно допустимой общей длиной 18 м машина обычно тянет за собой два стандартных прицепа или один длинномерный низкорамный. Малые ширина и высота автомобиля, а также короткие передние и задние свесы позволяют автомобилю проходить в узких переездах, под низкими арками ворот, в траншеях. Минимальный радиус разворота делает его универсальным тягачом и «рабочей лошадкой», на которой маневрирование на узкой заводской площадке, на стройплощадке, через узкие въезды и при подметании переулков в центре города не доставляет водителю каких-либо затруднений.

Блокировка межколесного дифференциала

Переоборудовать Unimog для выполнения иного вида работ можно очень быстро. Например, замена плужного снегоочистителя на боковой занимает всего несколько минут. И тем не менее заводом предлагается обширная гамма машин, составляющих вместе с громадным парком навесного оборудования так называемую «систему UNIMOG» – явление уникальное в современном машиностроении.

Всего выпускается четыре основных группы автомобилей. Короткобазные «рабочие машины» – этот термин мы взяли в кавычки, так как название, предложенное создателями, как нельзя лучше отвечает их назначению. Внутри семейства машины разделены на 9 (!) типов с допустимой полной массой от 4,8 до 12,0 т. Колесная база машин – 2 650, 2 690, 2 810 и 2 830 мм. Все типы разделяются на легкую, среднюю и тяжелую серии. Самая малочисленная – длиннобазная группа в исполнении «тяжелая» серия. В нее входят семь модификаций с базой 3 250 мм, полной массой от 7,5 до 14,0 т с двигателями мощностью от 125 до 240 л.с. Если первые две группы моделей выпускаются с бортовой платформой, то третья предлагается в виде шасси для установки спецоборудования и спецкузовов. Их достаточно много – 11, все предназначены для установки на машины «тяжелой» серии.

Сплошная гидравлическая система для навесного оборудования

Наконец, по заказу покупателей на заводе выпускают одноосные тягачи Unimog, представляющие собой машины без заднего моста и соответственно без задней части рамы. Они работают вместе с прикрепленными сзади специальными кузовами, имеющими собственные не ведущие оси, создавая, таким образом, переднеприводное транспортное средство.

Когда-то, десять лет назад, согласно расчетам, производимым в Министерстве сельского хозяйства, для подъема производства сельхозпродуктов в России потребность в машинах Unimog оценивалась цифрой 100 тыс. в год. В конце 80-х был разработан проект организации сборки этих автомобилей в ряде городов страны (Воронеж, Калуга, Смоленск, Курган и др.), а 5 ноября 1991 г. Президент России Б. Ельцин подписал Указ об организации производства машин Unimog в нашей стране. Проект, получивший название «УниРосс», лопнул в 1992 г. в ходе экономических реформ, в результате которых его начальное технико-экономическое обоснование стало бессмысленным. Между тем машины Unimog поставлялись в СССР и Россию, причем иногда довольно крупными партиями. Они работали с 1980 г. на улицах Москвы в коммунальном хозяйстве, помогали реконструировать МКАД и доказали свою высочайшую долговечность (некоторые успешно работали до 20 лет), что вполне оправдывало в итоге их первоначально высокую цену.

В третьей по счету статье о машинах Unimog мы расскажем вам о новейшем поколении этих автомобилей, которые пока еще не известны в нашей стране.