Бронеавтомобили гражданского назначения

И. Соколов

Производство и распространение в России гражданских бронеавтомобилей стало относительно новой тенденцией как в отечественной промышленности, так и на российском рынке. Если в недавнем прошлом такие автомобили использовались только высшими эшелонами власти, то сегодня в эксплуатации этих транспортных средств заинтересованы банковские структуры (инкассация), органы правопорядка, а также широкий слой населения, связанный с коммерческой и производственной деятельностью.

Мощным толчком развития рынка бронеавтомобилей послужила волна похищений важных персон, прокатившаяся по Латинской Америке в 60-е – 70-е годы. Несколько крупных латиноамериканских автомобильных компаний, занимающихся в том числе и производством бронеавтомобилей, оказались не в состоянии удовлетворить все возрастающий спрос на бронированную продукцию. Тогда в дело вмешались итальянские компании. Имея достаточный опыт бронирования автомобилей, они уверенно ступили на этот рынок, потеснив местных производителей.

Итальянцы не только разработали и применили новые технологии и материалы, но и организовали продажу бронеавтомобилей в другие страны, заняв, таким образом, лидирующее положение на этом рынке. Однако спрос был настолько велик (особенно после 1975 г., когда количество терактов в мире было максимальным), что некоторые мелкие фирмы США и Западной Европы, оценив всю серьезность этого рынка, также взялись за производство бронеавтомобилей.

В начале 80-х годов, когда борьба с терроризмом приобрела международный характер, бандиты стали использовать для нападений более мощное оружие, и бронеавтомобиль, оснащенный легкой или средней броней, уже не являлся надежной защитой. Правительства США, Великобритании и Германии, озабоченные данной проблемой, решили установить стандарт на баллистический дизайн и конструкцию бронированных автомобилей. Листы, используемые при бронировании автомобилей, должны были выдерживать обстрел из автомата Калашникова АК-47 с калибром 7,62 мм, автомата AR-15 Armalite калибра 5,56 мм и огнестрельного оружия калибра 7,62 мм, выпускаемого странами НАТО.

В это же время на рынок бронеавтомобилей вышли мировые автомобильные гиганты, такие как Мерседес и БМВ, предложив покупателям высокотехнологичные изделия, способные обеспечивать высший уровень безопасности. И уже к середине 80-х годов на этом рынке прочно обосновались шесть фирм Германии, США, Великобритании и Италии, которые продолжают удерживать его до настоящего времени.

Автомобили VIP-класса

Подходы к бронированию легковых и грузовых автомобилей значительно отличаются друг от друга. Обычно при бронировании легковых автомобилей за основу берут кузов серийной машины, имеющий небольшой запас прочности. При установке листов брони, бронестекол, различного дополнительного оборудования сразу увеличивается вес автомобиля и уменьшается его грузоподъемность. Попытка бронировать отечественную «Волгу» привела к тому, что машина кроме водителя могла взять на борт лишь одного пассажира с небольшим чемоданчиком. Поэтому при бронировании серийных легковых автомобилей для сохранения приемлемой грузоподъемности и ходовых качеств усиливают подвеску, дорабатывают тормоза, рулевое управление, ступицы колес, устанавливают шины с максимально допустимой нагрузкой.

В целях безопасности желательно, чтобы бронированный лимузин по своему внешнему виду ничем не отличался от базовой модели. Некоторые итальянские фирмы предлагают своим клиентам в дополнение к бронированным автомобилям его исходную модель, гарантируя их полную идентичность. Тогда покупатель может менять машины, пользуясь броневиком лишь в случае крайней необходимости.

Правда, есть и другой достаточно дорогой способ маскировки. Он был использован при бронировании отечественного правительственного лимузина ЗИЛ-4105. Сначала был специально изготовлен цельный бронекорпус автомобиля. Затем его обшили кузовными панелями из обычного тонкого стального листа. Таким образом удалось, с одной стороны, сохранить внешний вид серийного автомобиля, с другой – обеспечить высокий уровень защиты.

Автомобили для перевозки денег и ценностей

Такие автомобили бронировать легче, чем легковые. Как правило, при создании инкассаторской машины за основу берут серийный фургон или микроавтобус. Это связано с тем, что они изначально предназначены для перевозки грузов и шасси требует лишь незначительной доработки. Тем не менее запас прочности шасси оказывается выбранным почти до конца и практически любой бронеавтомобиль работает на пределе возможностей, имея ресурс в несколько раз меньший, чем обычная машина.

В отличие от легкового бронеавтомобиля, грузовому не обязательно иметь полное сходство с базовой моделью. Скорее наоборот. Чаще всего им специально придают нарочито агрессивный вид, и автомобили выглядят довольно угрожающе. Правда, существует еще школа скрытого бронирования, когда за скромной внешностью мирного фургончика скрывается бронированный сейф на колесах.

Бронирование грузовых автомобилей осуществляется двумя путями. В первом варианте базовую модель обшивают изнутри плоскими или гнутыми бронелистами. Так чаще всего защищают кабины небольших автомобилей. Во втором случае кузов изготавливают специально, тогда его наружную поверхность образуют сваренные бронелисты. Как правило, такое бронирование используется в инкассаторских и полицейских машинах, созданных на базе микроавтобусов.

От выстрела из гранатомета не защищен ни один бронеавтомобиль в мире. Но стрелять в инкассаторские машины из базуки не имеет смысла – обгоревшие клочки банкнот будут разбросаны в радиусе нескольких сот метров от места нападения. Поэтому грузовой отсек инкассаторского автомобиля или совсем не бронируют, или он имеет защиту на один-два класса ниже, чем отсек для экипажа. В конце концов, деньги всего лишь бумага. А жизнь у человека одна. И если западный суд сочтет, что в смерти инкассатора, погибшего при исполнении, есть доля вины изготовителей машины, то они будут платить семье убитого немалую пенсию. Не говоря уже об огромной компенсации банку, которому принадлежал автомобиль.

В настоящее время степень бронирования той или иной машины определяется с учетом статистического анализа известных налетов. Так как большинство нападений происходит не сверху или снизу, то бронированию днища, особенно если речь идет о машинах для перевозки ценностей, обычно уделяют меньше внимания. Это же касается и крыши – большинство западных производителей защищают ее лишь от выстрелов под углом до 20 град.

Покупка

Потенциальными покупателями бронированных автомобилей являются короли, главы государств и правительств, директоры коммерческих и промышленных фирм, сотрудники служб безопасности, военные, сотрудники полиции, промышленники и важные персоны различных кругов.

Обычно покупатели бронированных автомобилей полагаются на хорошую репутацию производящих их фирм. Однако при покупке бронированного лимузина весьма полезно учесть некоторые рекомендации.

1. Не позволять продавцу вводить вас в заблуждение различными стандартами на броневые материалы, существующими в разных странах. Уровни безопасности также похожи только приблизительно. Испытательные процедуры различаются, а сами бронематериалы могут иметь различную толщину и качество.

2. При испытании броневых материалов на прочность необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

– расстояние от броневой плиты до точки выстрела;

– размер и толщина броневой плиты;

– число произведенных выстрелов;

– были это одиночные выстрелы или очереди из автомата;

– угол атаки пули к броневой плите;

– скорость пули;

– температура броневых плит.

3. Стандарты на броневые материалы были установлены организациями DIN в ФРГ, BSJ в Великобритании и UL в США. Европейский комитет по стандартизации (CEN) ввел свой стандарт.

4. Желательно лично ознакомится с производством бронированных автомобилей (если имеется такая возможность), посетить испытательные лаборатории. Поговорить с инженерным составом о качестве бронированных лимузинов, которые могут сообщить очень важную информацию.

5. Если вы сравниваете цены на американские и европейские бронированные автомобили, то следует иметь в виду, что у американских и европейских покупателей совершенно разные требования к качеству продукции. Это относится как к автомобилю, так и к его защите.