Различия в применении моторного и трансмиссионного масел для коммерческого транспорта и спецтехники

В. Резников

Между требованиями к эксплуатационным свойствам масел, применяемых в коммерческих автомобилях или внедорожной спецтехнике, есть существенные различия. В принципе использование одних и тех же моторных, трансмиссионных масел и гидравлических жидкостей в транспортных средствах и спецтехнике возможно, но это будет не оптимальным решением.

Различия в требованиях к эксплуатационным свойствам масел обусловлены следующими причинами:

• на рейсах большой и средней дальности двигатель и трансмиссия автомобиля работают преимущественно в постоянном режиме, тогда как для спецтехники характерна частая циклическая смена режимов, из-за чего ускоряется старение масла, работающего в двигателе, в первую очередь по причине загрязнения частицами сажи;

• спецтехника часто работает в условиях высокой запыленности воздуха, по этой причине масло сильно загрязняется абразивными частицами;

• довольно часто спецтехника эксплуатируется на большом удалении от мест технического обслуживания, там, где существуют трудности с доставкой нескольких разных смазочных масел.

Эти различия послужили толчком к созданию специальных моторно-трансмиссионно-гидравлических масел, одинаково применимых для всех агрегатов и гидравлических систем. Применение таких масел позволяет упростить схему складского хозяйства, улучшить снабжение спецтехники смазочными материалами, снизить негативное действие загрязнения сажей и абразивными частицами пыли на ресурс масла и износ смазываемых деталей.

Российские нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время производят две марки всесезонных моторно-трансмиссионно-гидравлических масел для спецтехники: МТ-4з/8ДС (по ТУ 38.401-58-54-92) – полностью синтетическое, предназначенное для применения на спецтехнике в условиях Крайнего Севера, и МТ-5з/10Д (по ТУ 38.401-58-40-92) – минеральное, предназначенное для применения в регионах с умеренными климатическими условиями.

Зарубежные производители смазочных масел выпускают аналогичные единые масла, называемые STOU (Super Tractor Oil Universal).

Эксплуатационные испытания единых моторно-трансмиссионно-гидравлических масел в промышленных тракторах с двигателями, оснащенными турбонаддувом, показали высокую эффективность этих продуктов: обеспечивался холодный пуск двигателей без предварительного подогрева при более низких температурах окружающей среды, чем при работе на обычных «зимних» маслах. Отмечено и снижение эксплуатационного расхода топлива, особенно зимой. В процессе преодоления трелевочными тракторами вброд мелких водоемов попадание воды в агрегаты трансмиссии в количестве 2% не приводило к утрате работоспособности масла. Анализ работавших масел показал, что после наработки, соответствующей сроку замены масла, указанному в инструкции по эксплуатации, испытуемые масла оставались работоспособными.

Следует принять во внимание, что масла МТ-4з/8ДС и МТ-5з/10Д не предназначены для смазывания агрегатов трансмиссий с гипоидной передачей.