Как сядешь, так и поедешь

Л.Ильина, фото Ю.Бритова

Кому, как не водителям тяжелых грузовиков, дорожно-строительной техники и подъемно-транспортных машин, проводящих за рулем и рычагами по много часов, не знать, как важна правильная посадка.

С медицинской точки зрения, идеальное сиденье водителя или машиниста должно обеспечивать смягчение вертикальных толчков, связанных с неровностями дороги или рабочим циклом, а также правильную позу на рабочем месте. На самом же деле многие конструкции (особенно отечественные) этим требованиям не отвечают. Результат – неправильная посадка. Ее вариантов существует множество, но делятся они на три основные группы. Они показаны на рисунках.

Чтобы понять к каким последствиям приводит многочасовое и многолетнее сидение в таких положениях приведем лишь один пример. Большинство водителей, страдающих геморроем и варикозным расширением вен на ногах, считают, что этими заболеваниями они обязаны исключительно своей профессии. На самом же деле они в большинстве случаев вызваны именно неправильной посадкой. Ведь в согнутом положении нарушается нормальная работа главной дыхательной мышцы – диафрагмы; она же является основным венозным насосом, и нарушения в ее работе приводят к застою крови в ногах и тазовой области. Посадка с опорой на копчик вместо седалищных бугров заметно усиливает эти застойные явления.

Чтобы обеспечить положение тела, близкое к оптимальному, компании обычно снабжают сиденья и кресла тремя видами регулировок. Как правильно использовать их, выработать наиболее удобную для работы и максимально приемлемую с медицинской точки зрения посадку?

Подушка сиденья должна устанавливаться с таким углом наклона, чтобы, с одной стороны, плотно удерживать таз от сползания вперед, с другой – не создавать давления на нижнюю поверхность бедра, где расположен сосудисто-нервный пучок. О наличии такого избыточного давления можно судить по ощущению онемения и мурашек в стопах. Проконтролировать же сползание таза вперед совсем просто.

Наклон спинки сиденья зависит от его типа и конструкции и кабины. Чем выше вы сидите и чем ниже опущено бедро, тем более может быть выражен поясничный изгиб. Его как раз и должна обеспечивать третья регулировка – поясничного подпора. К нему предъявляются три основных требования:

– амплитуда выдвижения вперед, достаточная не только для удержания поясницы от проваливания назад, но и для установки шеи в достаточно вертикальном положении. При обычной посадке голова может касаться подголовника, но она не имеет реальной опоры;

– поясничный подпор должен быть максимально комфортным. Многие водители не пользуются им только потому, что он излишне жесткий;

– уровень регулировок должен соответствовать росту водителя или оператора. Особенно остро это ощущают люди высокого роста. Тот уровень, где на многих сиденьях предусмотрена регулировка для поясницы, приходится у них на часть тела, которой заканчивается спина.

Правильная посадка

Шея расположена почти вертикально, спина имеет надежную опору в поясничной области. Поясница не провалена вниз и назад, а подперта в слегка прогнутом положении. При правильной посадке ладонь не может свободно пройти между поясницей и спинкой сиденья. Полусогнутые руки при свободно опущенных плечах уверенно и без напряжения контролируют положение руля.

Исправлять посадку и обеспечивать максимальный комфорт людям, по многу часов проводящим в кабине автомобиля, грейдера или подъемного крана призваны специальные корректирующие (эргономические) подушки под поясницу, которые выпускаются многими фирмами за рубежом и в России. Из общего ряда выделим подушки «Доктор Симкин», производимые в Санкт-Петербурге. Название свое они получили по имени автора оригинальной методики коррекции посадки.

Несмотря на внешнюю простоту, подушки представляют семейство довольно сложных изделий. Вариант «Супер» изготовлен из двух слоев пенополиуретана различной плотности бесклеевым методом. Каждый из слоев имеет особую форму для достижения максимальной надежности поддерживания поясницы в нужном положении (нижний слой – основа) и достаточной комфортности (верхний слой – мягкий). Сложный рельеф верхнего слоя обеспечивает надежную фиксацию позвоночника и предотвращает его боковые смещения при движении по неровным дорогам, строительной площадке. Благодаря этому подушки «Супер», кстати не имеющие аналогов, являются наиболее совершенными по своему лечебно-профилактическому действию и потребительским качествам.

Подушки изготавливаются в двух вариантах жесткости и предназначены для применения в автомобилях с различными конструкциями сидений. Мягкие «Модерн» рассчитаны на использование в комфортабельных машинах (в основном иномарках), имеющих многоуровневые регулировки подушки и спинки сиденья и элементы поясничной поддержки. Более жесткая «Классика» предназначена для применения в автомобилях российского производства, имеющих упрощенные конструкции сидений. Они нуждаются в дополнительной развитой системе коррекции положения поясницы и позвоночника.

Как показывают проведенные исследования, в результате коррекции посадки разгружаются мышцы, значительно уменьшается утомляемость водителя или оператора, он становится более внимательным, что в сочетании с активной, «пробужденной» позой вместо «позы кучера» делает его труд более «безопасным».

Нормализуется работа системы кровообращения, полностью меняется осанка. Изменения эти происходят как бы исподволь, без отрыва от рабочего места. Единственное, что напоминает о них, да и то на начальной стадии, это непривычные ощущения в спине, вызванные исправлением осанки и своеобразным «возвращением» органов на отведенные им природой места.

Оказывается, такая, казалось бы, неприметная с виду и удобная в использовании подушка может коренным образом не только изменить условия работы, но и скорректировать здоровье водителей, машинистов и операторов. Ведь она так и называется – «корректирующая».

Благодарим за помощь в подготовке статьи

ООО «Кипарис», Санкт-Петербург www.simkin.ru

Розничная продажа в Москве – компания «ИФМА-ЛЮКС»: Ул. 1-я Машиностроения, д. 5, 3-й этаж.

Тел. (095) 275-8465; 177-8871.

Факс (095) 177-8871.