Китайские бульдозеры – лидеры российского рынка
Российский рынок бульдозеров
На российском рынке промышленных бульдозеров происходит серьезное падение спроса: если в 2012 г. было продано почти 5 тысяч новых машин, то в 2013-м – около 4 тысяч.
Спад объема продаж наблюдается практически у всех производителей, но при этом очень разными темпами. Больше всех на нашем рынке пострадали продавцы американских бульдозеров (Caterpillar, John Deere, Case), у которых продажи упали на 48% в 2013 г. Японских машин (Komatsu) стало меньше на 31%. Рынок европейских бульдозеров (Liebherr, Dressta, New Holland) упал на 20%. Меньше всех падение спроса ощутили дилеры, торгующие китайскими бульдозерами (Shantui, Zoomlion, Shehwa (HBXG), PengPu, XCMG) – падение составило 8%. Продажи всей российской бульдозерной техники, представленной чебоксарским заводом «Промтрактор» (ЧЕТРА), челябинским тракторным заводом «ЧТЗ-Уралтрак» и челябинским заводом «ДСТ-Урал», снизились на 14% (по данным ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»).
В условиях ухудшения состояния экономики, что выражается в замораживании или свертывании крупных проектов, решение при выборе новой техники у многочисленных строительных и дорожных компаний принимается в пользу китайских и российских брендов. Бульдозеры Komatsu, Caterpillar, Liebherr, John Deere, относящиеся к так называемому премиальному сектору рынка, продолжают пользоваться спросом только у очень мощных строительных и горнодобывающих компаний, которым требуются большая производительность, высокий коэффициент технической готовности и повышенная надежность. Кроме того, большие компании привыкли регулярно обновлять технический парк, а для этого выгодней иметь премиальную технику, поскольку ее можно со временем отправлять на рынок подержанных машин, тем более что доля «бэушного» импорта в целом невелика – в 2013 г. она составила в России порядка 6%.
Производители техники премиум-класса, конечно, адаптируют свои изделия к условиям нашего рынка, что выражается в первую очередь в установке на машины двигателей экологических стандартов Tier 2 и Tier 3, адаптированных к качеству российского дизельного топлива, вместо дизелей стандарта Tier 4, рассчитанных на использование дефицитного в российской глубинке топлива со сверхнизким содержанием серы (ULSD). Однако замена мотора не сильно сказывается на цене дорогого бренда, не менее чем в два раза превышающей стоимость китайского или российского бульдозера аналогичного тягового класса.
Доля китайских машин на российском рынке бульдозеров, по итогам прошедшего года, составляла 40%. Если учесть, что в 2012 г. этот показатель равнялся 35%, а в 2012-м – 25%, динамика впечатляет. Доля российских бульдозеров сейчас находится в пределах 36%, американских – 11%, японских – 10%, европейских – 3%. Резкое увеличение количества привлекательной по цене китайской продукции во многом объясняется тем, что после того как на внутреннем рынке Китая произошло перепроизводство, а темпы роста экономики замедлились, начал очень активно увеличиваться экспорт. При этом правительство Поднебесной стало всячески поддерживать ориентированных на экспорт производителей спецтехники – из тех, что полностью или частично принадлежат государству. А таковых подавляющее большинство.
Больше 70% бульдозеров, пересекающих российско-китайскую границу, производятся на предприятии Shantui Construction Machinery Co., Ltd. Бульдозеры выпускаются по лицензии Komatsu – в их основе лежат проверенные временем компоненты старого поколения этого японского производителя, включая гидромеханическую трансмиссию, цилиндрический однорядный бортовой редуктор, ходовую часть типа полужесткая балка. Модель Shantui SD-16 тягового класса 10 изготавливается по технологии Komatsu D65-Е8, модели SD-22 и SD-23 тягового класса 15 – по технологии Komatsu D85-18 и D85-21, модель SD-32 тягового класса 25 – по технологии Komatsu D155А-5, модель SD-42 тягового класса 30 – по технологии Komatsu D355. Выгода такого подхода состоит в обеспечении взаимозаменяемости по основным узлам, доступности запчастей и комплектующих.
Преимуществом является также то, что любой механик, обслуживающий Komatsu, может работать и с Shantui. Поэтому в изделия если и вносятся, то лишь мелкие конструктивные доработки. Исключение составляет лишь совсем не японский мотор – машины оснащаются на выбор дизелями Weichai Power, Shanghai Diesel и Dongfeng Cummins. Двигатели – лицензионные (Weichai выпускается по лицензии Steyer, Shanghai по лицензии Caterpillar, Dongfeng Cummins, как нетрудно догадаться, по лицензии Cummins), но не самые новые и не очень мощные. Например, на модель SD-16 ставится турбодизель Weichai мощностью 163 л.с. Одноклассник и прямой конкурент ЧЕТРА Т9 оснащается 170-сильным безнаддувным ЯМЗ-238-НБ2, а другой одноклассник ЧТЗ-Уралтрак Б10М – турбодизелем ЧТЗ Д180 мощностью 180 л.с. У модели SD-22 стоит турбонаддувный Weichai мощностью 222 л.с., а у конкурентов ЧЕТРА Т15 и ЧТЗ-Уралтрак Б-14 – 240-сильные турбонаддувные ЯМЗ-238-НД4 и ЯМЗ-236Б-4 соответственно.
Зато бульдозеры Shantui оснащаются «по-комацевски» широким отвалом. Например, у модели SD-16 ширина отвала составляет 3390 мм. Для сравнения – у одноклассников ЧЕТРА Т9 и ЧТЗ Б10М стандартный отвал имеет ширину 3160 и 3320 мм соответственно. Правда, у российских машин отвалы повыше, поэтому призма волочения у Shantui и ЧЕТРА одинаковая – 4,5 м3, а у ЧТЗ – 4,8 м3. На машины Shantui устанавливается просторная шестигранная кабина с хорошим обзором, оборудованная эргономичной системой управления и системой кондиционирования воздуха. Кабина имеет защиту от опрокидывания ROPS. Впрочем, у российских машин последнего поколения кабины также стали удобными и не менее безопасными.
В целом машины Shantui вполне работоспособные, хотя и не лишены недостатков, изначально заложенных в саму конструкцию. Дело в том, что бульдозер Komatsu, скопированный Shantui, был переходной моделью. То есть это была не конечная эффективная модель, реализованная в компании Komatsu в конце 1990-х гг., с планетарными бортовыми редукторами, а предыдущее исполнение с линейными редукторами, которые хуже выдерживают высокие нагрузки. Никакие модернизации бульдозеру Shantui, который сейчас сходит с конвейера, очевидно, не грозят – это было бы слишком затратно, да, этого никто и не планирует, поскольку машина и так отлично продается.
По лицензии изготавливаются и другие известные в России китайские бульдозеры: Zoomlion, XCMG, PengPu используют технологию Komatsu; Shehwa (HBXG) – технологию Caterpillar. Интересно, что в ходовой части бульдозеров Shehwa применена знаменитая схема треугольной формы типа crawler, как на классических моделях Caterpillar. Эта схема представляет собой треугольный гусеничный обвод с высоко поднятым ведущим колесом, которое располагается между передним и задним натяжными колесами, в результате предотвращается непосредственный контакт с ровняемым грунтом, снижается износ венцов ведущих колес, бортовой редуктор и ведущее колесо оказываются вынесенными из зоны ударных нагрузок. Те, кто по достоинству оценит такую схему, идеально пригодную для работы с тяжелым каменистым грунтом, безусловно обратят внимание на машины Shehwa, если, конечно, не наберут средств на приобретение оригинального Caterpillar.
Компания «НТК форклифт» представляет на отечественном рынке бульдозеры известного китайского бренда XGMA.
По заказу клиента может быть установлен отвал для работы с ТБО (твердыми бытовыми отходами) и гусеницами шириной 950 мм.
Управление рабочими органами осуществляется с помощью удобных рукояток с механическим или сервоприводом (опция).
Гусеничная тележка, построенная по технологии Komatsu D65, является надежной и долговечной, обеспечивает отличные ходовые качества, хорошее сцепление с опорной поверхностью и, следовательно, высокое тяговое усилие.
Кабина бульдозера гексагональной формы обеспечивает хороший обзор, имеет хорошую амортизацию, шумоизоляцию и теплоизоляцию.
Основные российские производители бульдозеров – чебоксарский «Промтрактор»(ЧЕТРА), челябинский тракторный завод «ЧТЗ-Уралтрак» и челябинский завод «ДСТ-Урал» – при формировании модельного ряда придерживаются иного, чем у китайцев, подхода. В основе конструкции наших бульдозеров лежат собственные разработки, что оправдано многолетним опытом создания машин, рассчитанных на эксплуатацию в условиях очень холодного климата. Совершенствование ведется как за счет оригинальных решений, так и путем активного привлечения импортных компонентов.
Кроме того, жизненный цикл у бульдозеров отечественного производства длиннее, чем у их «коллег» из Поднебесной: срок бесперебойной эксплуатации китайской землеройной спецтехники доходит до трех лет, тогда как срок службы российской техники – до шести лет. Таким образом, бульдозеры китайского производства можно использовать при небольшом объеме работ в течение короткого промежутка времени, тогда как бульдозеры российского производства надежны при реализации масштабных и длительных проектов.
«ЧТЗ-Уралтрак» доработал модель Б12 тягового класса 15 фактически до уровня международных стандартов – по сочетанию мощности и массы. Машина, представляющая собой развитие старого доброго бульдозера Б10М, оборудована реверсивной гидромеханической трансмиссией, планетарными бортовыми редукторами, вынесенной осью качания ходовых тележек. Повышение тягового усилия получено изменением конструкции ходовой системы трактора (по сравнению с Т10М). Длина опорной поверхности на грунт увеличена за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения. Машина работает в диапазоне температур от +50 до –50 °С (!), легко справляется даже с мерзлым и скальным грунтом. Бульдозер транспортируется без разборки, причем габарит по высоте позволяет перевозить машину в городе на широко распространенных платформах с погрузочной высотой 1200 мм. Бульдозеры конкурентов класса 15 и даже ряд машин меньшего класса не укладываются на этих платформах в городской габарит 4,5 м по высоте.
Бульдозеры «ЧТЗ-Уралтрак» Б11 тягового класса 10 и Б14 тягового класса 15 отличаются улучшенными условиями труда оператора и новым дизайном, который соответствует европейскому стандарту 98/37/ЕС. Шестигранная кабина с хорошей обзорностью выполнена со съемной крышей из стеклопластика и вклеенными стеклопакетами, улучшающими шумо-, тепло- и виброизоляцию. Есть штатное место для установки кондиционера в задней части крыши. Под сиденьем оператора установлен мощный отопитель с раздачей теплого воздуха, забором свежего воздуха и обеспечением избыточного давления в кабине. Капот выполнен в виде отдельной капсулы опять же для снижения шума в кабине.
В этом году впервые был показан малогабаритный бульдозер «ЧТЗ-Уралтрак» Б8 тягового класса 6, предназначенный для разработки грунтов I и II категорий. Эксплуатационная масса базового трактора равна 8,5 т, с бульдозерным отвалом и рыхлителем – 11 т. Машина оснащается 110-сильным двигателем Cummins QSB-4,5 с электронным регулятором (Euro 4), производство которого осваивается на КАМАЗе, а также гидростатической трансмиссией Sauer Danfoss. Шестигранная кабина, унифицированная с Б11, имеет облицовку из прочного пластика.
На бульдозерах ЧЕТРА Т9, Т11, Т15 и Т20, производимых в Чебоксарах на заводе «Промтрактор» (входит в «Концерн «Тракторные заводы»), применяются гидрораспределители, гидравлические и электронные джойстики, а также аксиально-поршневые регулируемые насосы Bosch Rexroth (кроме Т9 и Т11). На всех моделях стоят гидросистемы, чувствительные к нагрузке (LS-системы), а на моделях с гидроузлами Bosch Rexroth – LUDV-системы, позволяющие производить совмещенные операции независимо от нагрузки и скоростей операций. На Т15, Т20 и Т25 устанавливаются, а на Т9 и Т11 будут ставиться в ближайшее время надежные шестеренные насосы (с чугунным корпусом и косозубыми шестернями) компании David Brown. На Т11, Т20 и Т25 внедрено электрогидравлическое управление трансмиссией.
Бульдозеры ЧЕТРА оснащаются гидромеханической трансмиссией с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей. Во всех изделиях используется трехточечная полужесткая подвеска с вынесенной осью качания тележек. Устанавливаются опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус». Кабина ставится на гидроопоры, оснащена стеклопакетами, системой обеспечения микроклимата (кондиционеры и отопители), стеклоочистителем и омывателем, солнцезащитными шторами, аудиосистемой, мини-баром для охлаждения воды и напитков. В конструкцию кабины заложены каркасные элементы ROPS-FOPS.
Новая модификация Т11СП оборудуется гидростатической трансмиссией и гидрофицированным поворотным отвалом. На эту машину установили систему нивелирования Leica, которая определяет положение машины и кромки бульдозерного отвала относительно проекта благодаря сигналам, получаемым со спутников (GPS/ ГЛОНАСС) и от базовой станции. Когда оператор переключает компьютер в автоматический режим, отвал автоматически корректирует свое положение в соответствии с проектной отметкой.
На «Промтракторе» создан опытный образец малогабаритного бульдозера Т6 эксплуатационной массой 9,4 т, оснащенного двигателем Алтайского моторного завода мощностью 100 л.с. и гидростатической трансмиссией производства «Пневмостроймашина». Модель Т6 предназначена для работы в стесненных городских условиях, отличается удобством транспортировки за счет компактных габаритных размеров и наличия складывающегося по бокам отвала (емкостью 2,54 м3) – машину можно перевозить на автомобиле КамАЗ-65117 без оформления разрешительных документов в ГИБДД.
На челябинском заводе «ДСТ-Урал», выпускающем несколько исполнений бульдозера 10-го тягового класса ТМ10 серии ГСТ, был совершен переход с механической трансмиссии на гидростатическую, минуя гидромеханическую. Исполнение с «механикой» с 2013 г. уже не выпускается. В гидростатической трансмиссии использованы гидромашины Bosch Rexroth. В производственной программе завода появилось также исполнение ТМ10 ГСТ с гидростатической трансмиссией PSM-Hydraulics (Екатеринбург).
Надо сказать, что гидростатическая трансмиссия имеет целый ряд неоспоримых преимуществ не только перед механической, но и гидромеханической. Во-первых, гидростатика намного проще по конструкции. При использовании классической «механики» крутящий момент от двигателя через фрикцион сцепления передается на коробку передач, от нее – на главную передачу, затем – на левый и правый многодисковые бортовые фрикционы, а от них – на цилиндрические бортовые редукторы. На машинах с гидромеханикой крутящий момент от двигателя передается на гидротрансформатор, от него – на планетарную коробку передач, от нее – на левый и правый многодисковые бортовые фрикционы, а от них – на планетарные бортовые редукторы. На машинах же с гидростатикой двигатель вращает валы двух гидронасосов, которые приводят в действие левый и правый гидромоторы, а они – планетарные бортовые редукторы.
При использовании гидростатики перемещение грунта обеспечивается на всем диапазоне скоростей без разрывов тяги и без потери мощности. Кроме того, происходит бесступенчатый автоматический выбор скоростного режима в зависимости от нагрузки. Но главная особенность гидростатики в том, что нет необходимости в затормаживании одной из гусениц при повороте или развороте трактора (поэтому и нет в конструкции бортовых фрикционов!), гусеницы могут вращаться независимо и даже в разные стороны. Это дает огромное преимущество в маневренности машины, которая может разворачиваться на месте. Поэтому эта техника сразу нашла применение на узких строительных площадках, полностью вытеснив машины с гидромеханикой. Таким образом, даже те компании, которые не собираются в ближайшее время в среднем и тяжелом классах «изменять» гидромеханике, например Komatsu, свои малогабаритные бульдозеры теперь выпускают на гидростатике.
Но есть компании, которые на гидростатическую трансмиссию постепенно переводят и средние машины, по мере того как дешевеют гидронасосы и гидромоторы. Впрочем, есть производители, использующие только гидростатику, например John Deere, специализирующийся на среднетоннажниках премиум-класса, или Liebherr, который первым в мире начал выпускать бульдозеры с гидростатикой, а теперь оснащает этой трансмиссией даже тяжелые 50-тонные машины. Как известно, гидростатическая трансмиссия сейчас устанавливается на все гусеничные экскаваторы, так что, возможно, эта перспектива ждет и бульдозерную технику. Разве что еще долго будет делаться исключение для тяжелых бульдозеров, работающих в горнодобывающей отрасли, для которых маневренность не является главным показателем и соответственно переход на гидростатику не так актуален.
В качестве силового агрегата на бульдозеры «ДСТ-Урал» ставятся 240-сильные ЯМЗ-238 М2 либо Deutz BF06M. Исполнение с трансмиссией PSM-Hydraulics оснащается турбированным двигателем ММЗ-260.4 мощностью 210 л.с., имеющим минимальный расход топлива среди российских аналогов – 210 г/кВт.ч. Все машины оборудуются планетарными бортредукторами с высоким крутящим моментом – итальянскими или немецкими (обеспечивают 20 тыс. моточасов, т. е. около 15 лет эксплуатации). Кабина – шестигранная, повышенной обзорности с двойными стеклопакетами, подрессоренная, отвечает требованиям безопасности ROPS-FOPS. Бортовой компьютер служит для контроля и управления трансмиссией и всеми системами. Предусмотрены навигационный контроллер, системы «АвтоГРАФ-ГЛОНАСС» и GPS, «черный ящик». При модернизации ТМ10 ГСТ внедрено электрогидросервированное управление движением и навесным оборудованием с помощью джойстиков.
Ситуация с санкциями США и Евросоюза, обрушившимися на Россию, не внушает особого оптимизма по поводу обязательного использования в конструкции российских бульдозеров узлов и агрегатов от ведущих мировых производителей. Кроме того, установка импортных компонентов все-таки приводит к удорожанию изделий, что выводит российские машины за пределы ценового диапазона, в котором располагается продукция из Китая. Решение задачи создания конкурентоспособной техники должно быть комплексным, предполагающим как самые современные, так и компромиссные варианты выпуска бульдозеров с учетом требований разных потребителей. Для одних подойдет исполнение с отечественным двигателем, для других – с импортным, для одних – с отечественной трансмиссией, для других – с импортной и т. д. Такой подход для наших производителей более оптимален, чем путь простого копирования чужих разработок.
Ставка на экспорт, инвестиции в собственное развитие, поддержка со стороны правительства – вот основные причины доминирования китайской спецтехники не только на российском, но и на мировом рынке строительного оборудования, отметил в своем докладе «О ситуации на российском рынке строительно-дорожной техники и мерах поддержки отечественного машиностроения» исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков.
За счет этого производители из КНР устанавливают доступные цены на машины, тогда как пытающиеся сэкономить одномоментно потребители зачастую стремятся приобретать более дешевую технику, нередко игнорируя тот факт, что жизненный цикл такой техники невелик – всего два-три года. Такой подход может привести к тому, что в случае необходимости расходы на устранение негативных последствий, связанных с использованием изношенной техники, могут оказаться на порядок выше, чем покупка более дорогой, но при этом более надежной и мощной техники российского производства, подчеркивает В. Четвериков.
Для развития высокотехнологичного сегмента машиностроительного комплекса РФ, снижения зависимости от импорта национальных потребителей глава «ЧЕТРА-ПМ» предлагает в дополнение к постановлению Правительства РФ о запрете на государственные и муниципальные закупки машин иностранного производства, введенному в июле 2014 г., запретить ввоз бывшей в употреблении спецтехники и разработать нормативные документы по противодействию и предупреждению выпуска контрафактной продукции, в том числе комплектующих и запасных частей.
Глава дивизиона ЧЕТРА глубоко убежден, что вышеперечисленные меры позволят уже в ближайшие два-три года коренным образом изменить ситуацию с балансом сил на российском рынке спецтехники в пользу отечественных производителей.
Василий Захаров, пресс-служба компании «Универсал-Спецтехника»:
«Надо отметить, что падение спроса происходит не только на рынке бульдозеров, но и на рынке дорожно-строительной техники (ДСТ) вообще. По нашим данным, объемы импорта ДСТ в прошлом году сократились примерно на 13% относительно 2012 г.
Однако данная ситуация позволяет нам увеличить продажи б/у техники – многие компании предпочитают «б/у премиум» новому «Китаю», особенно учитывая наличие у нас гарантии на технику с наработкой, качественный сервис и цены, сравнимые с новой техникой из Поднебесной.
Наша компания активно развивает трейд-ин, приобретая б/у технику у крупных компаний, и мы, проведя предпродажную подготовку, продаем (или сдаем в аренду) машины компаниям среднего и малого бизнеса.
В пользу премиум-сегмента можно привести и слова директора подразделения строительной и лесозаготовительной техники в России и СНГ компании John Deere (нашего стратегического партнера) Эндрю Кристофера, сказанные им на прошедшей «СТТ-2014» в ответ на вопрос о конкуренции с более бюджетными игроками рынка:
«Конечно, мы не можем игнорировать китайских производителей – они есть и достаточно хорошо представлены на российском рынке. Однако даже в доступном сегменте мы можем предоставить нашим клиентам то, что другие предоставить не могут, – премиальный сервис. И нас очень радует тот факт, что заказчики готовы переплачивать за технику ради этого сервиса – в частности, я имею в виду и постпродажное обслуживание, и поставки запасных частей. … И то, что мы можем предложить своим клиентам, китайские производители в данный момент сделать не могут. И тут дело даже не просто в цене и каких-то технических характеристиках. Речь идет о поставке запасных частей и разнообразном дополнительном сервисе».
В целом продажи направления ДСТ John Deere на российском рынке за последние три года растут, несмотря на обострившуюся экономическую ситуацию.
Все это, безусловно, вселяет определенный оптимизм в сложившейся обстановке на строительном рынке».