Гидромолоты легкого класса

Ю. Дмитревич, к.т.н.
Гидромолот Soosan на погрузчике
Погрузчик Forway 550 c гидромолотом
Погрузчик Forway 650 c гидромолотом
Разбивка камней гидромолотом фирмы Sandvik
Экскаватор Bobcat E14
Экскаватор Bobcat E45 c гидромолотом
Гидромолот НМ401:
1 – крышка цилиндра; 2 – корпус; 3 – боек; 4 – вставка; 5 – уплотнение; 6 – шабот; 7 – букса; 8 – втулка инструмента; 9 – сменный инструмент; 10 – аккумулятор напорной линии; 11 – аккумулятор сливной линии; 12 – гидрораспределитель
Легкие гидромолоты INDECO
Гидромолоты Delta F3 и F4
Гидромолот фирмы Furukawa
Принципиальная гидросхема гидромолота без сетевых аккумуляторов
Серия компактных гидромолотов Sandvik
Легкие гидромолоты Soosan
Легкие гидромолоты Atlas Copco
Экспериментальный молот ВНИИСДМ
Гидромолот фирмы JCB
Легкие гидромолоты Inan Makina
Гидромолот PBV10 и PBS10
Гидромолот Д41

К легкому классу можно отнести гидромолоты, предназначенные для навески на гидравлические экскаваторы и малогабаритные погрузчики, масса которых не превышает 5 т. Энергетические показатели таких гидромолотов ограничиваются грузоподъемностью базовой машины на максимальном вылете рабочего оборудования, возможностью прижать гидромолот к объекту работы с усилием, уравновешивающим реакцию молота, возможностями гидравлических насосов. Энергия удара гидромолотов легкого класса разных типоразмеров моделей, выпускаемых в настоящее время, находится в пределах от 100 до 1000 Дж, а частота ударов в некоторых случаях достигает 2200 в минуту. Масса таких гидромолотов разных типоразмеров колеблется в пределах от 50 кг примерно до 400 кг. Диаметр посадочной части сменного инструмента, косвенно характеризующий величину энергии удара, чаще всего находится в пределах от 40 до 70 мм.

Гидромолоты легкого класса, навешенные на малогабаритные машины, применяют в основном для разрушения твердых материалов, дорожных покрытий и других подобных работ в ограниченных объемах. Кроме того, при оснащении молота трамбовкой вместо пики можно с успехом трамбовать грунт в узких траншеях, углублениях и нишах, а при навеске на легкие копровые установки даже забивать в грунт стальные трубы и другие профили, например, столбики для ограждения дорог.

Пионером в создании гидромолотов легкого класса можно считать немецкую фирму Krupp, которая еще в 1968 г. выпустила модель HM400. После некоторой доработки эта модель получила индекс HM401. В исполнении для забивки в грунт шпунтов, труб и подобных элементов гидромолот назывался HR401. На рис. 1 гидромолот HM401 показан в разрезе. К особенностям этой модели можно отнести следующее. Боек 3 наносит удары по инструменту 9 через промежуточную деталь – шабот 6, а камеры со стороны верхнего и нижнего торца бойка соединены между собой каналом большого сечения и с линией слива. В этой схеме в отличие от большинства современных моделей, в которых также боек является рабочим поршнем с контрштоками, диаметр верхнего штока d2 (рис. 2) больше диаметра нижнего штока d1. Камера рабочего хода расположена вокруг верхнего штока и постоянно соединена с напорной линией, в которую включен гидропневматический мембранный аккумулятор 10 (см. рис. 1). Камера холостого хода (взвода бойка) попеременно соединяется через распределитель 12 с линией давления при взводе бойка и с линией слива во время рабочего хода бойка (в сторону инструмента). Такое техническое решение обусловило необходимость установки гидроаккумулятора 11 и в сливной линии. Масса молота HM401 составляла 400 кг, энергия удара – 400 Дж, частота ударов достигала 580 мин–1.

Позднее практически все производители гидромолотов перешли на более совершенную принципиальную схему (cм. рис. 2), в соответствии с которой слив отсутствует во время рабочего хода бойка, а не при его взводе, как это происходило в HM401. Оказалось, что если слив рабочей жидкости из цилиндра молота происходит на фазе взвода бойка, когда скорость последнего относительно невелика, то можно отказаться от сетевого гидроаккумулятора сливной линии. Постепенно на большинстве моделей гидромолотов легкого класса перестали применять и гидроаккумуляторы напорной линии. Это оказалось возможным потому, что объем рабочей жидкости, которая должна быть подана в рабочий цилиндр во время рабочего хода из аккумулятора дополнительно к подаче насоса, в этих машинах составляет лишь несколько кубических сантиметров. Такой объем вполне может быть аккумулирован внутри трубопроводов (в особенности в гибких рукавах) напорной линии, питающей гидромолот. При возникновении давления в трубопроводе его стенки в пределах упругих деформаций несколько растягиваются, поперечное сечение увеличивается, и при достаточно большой длине в нем накапливается нужный дополнительный объем жидкости. Часть накопленного объема вместе с подачей насоса поступает в рабочий цилиндр гидромолота во время рабочего хода при уменьшении давления вследствие увеличения скорости бойка.

Гидромолоты легкого класса сейчас производят множество фирм в разных странах. В России в 1980-х годах во ВНИИстройдормаше также был разработан экспериментальный гидромолот с энергией удара 150 Дж и частотой ударов до 1200 мин–1, однако до серийного производства дело так и не дошло. В 2003–2004 гг. ООО «Индустриал» выпустило несколько десятков гидромолотов модели Д41. Эта модель имела следующие технические данные: масса 160 кг, энергия удара 450 Дж, частота ударов до 1200 мин–1. Возможно, некоторые экземпляры молота Д41 еще находятся в эксплуатации, но больше эти молоты не производят по причине расторжения договора с заводом-изготовителем и ухода разработчиков.

Современные легкие гидромолоты, как и более тяжелые модели, часто выпускают в двух исполнениях. В более простом и дешевом варианте ударный блок молота смонтирован в двух щеках, стянутых болтами или шпильками. Во втором варианте исполнения такой же ударный блок размещен внутри коробчатого кожуха. Во втором, несколько более тяжелом варианте достигается значительное снижение уровня шума, что немаловажно в условиях работы в населенных пунктах, особенно при работе внутри помещений. В таблице представлены основные технические характеристики гидромолотов легкого класса некоторых зарубежных фирм, которые встречаются на российском рынке.

В этой таблице в большом количестве присутствуют южнокорейские фирмы. Насколько известно автору, ударный блок гидромолотов этих фирм практически идентичен. Различие просматривается лишь во внешнем оформлении. Вероятно, детали ударных блоков изготавливают на каком-то специализированном предприятии, а сборку и остальное обустройство выполняют другие компании. Качество изготовления следует признать достаточно высоким.

В большинстве случаев легкие гидромолоты в поперечном сечении имеют форму прямоугольника. А испанская фирма Tabe предпочитает круглое поперечное сечение корпуса молота, иногда усиленное ребрами жесткости. Но наиболее функциональной, по мнению автора, является обтекаемая форма корпуса, которую демонстрирует в своих последних разработках фирма Sandvik, в состав которой теперь входят и предприятия финской фирмы Rammer. Обтекаемая форма корпуса, когда обводы инструмента плавно переходят в обводы корпуса, позволяет при необходимости заглублять инструмент молота в разрушаемый материал на глубину, превышающую длину рабочей части инструмента. Кроме того, обтекаемая форма снижает риск зацепиться за какие-либо предметы в стесненных условиях работы или обломки разрушаемых конструкций и сооружений. Итак, для потребителя в настоящее время имеется широкий выбор легких гидромолотов для навески на малогабаритную строительную технику. Такие машины целесообразно применять в стесненных условиях – там, где невозможно или экономически неоправданно применять более тяжелую технику. Работа таких машин оказывается производительнее, чем работа с помощью ручных отбойных молотков, питаемых от компрессора, а условия работы экологически чище и эргономически благоприятнее.

 
Производитель Модель
молота
Масса
молота, кг
Расход
масла, л/мин
Рабочее
давление, МПа
Частота
ударов, мин–1
Диаметр
инструмента, мм
Масса
экскаватора, т
Atlas Copco, Швеция
SB50
35
н. д.
н. д.
н. д.
н. д.
0,35…0,7
 
SB52
55
н. д.
10…15
720…1680
40
0,7…1,2
 
SB102
87
н. д.
10…15
720…2280
45
1,1…3,0
 
SB152
140
н. д.
10…15
780…1920
50
1,9…4,5
 
SB202
200
н. д.
14…15
840…1800
65
2,8…6,0
Arden, Франция
AB152
145
20…30
9…11
700…900
57
1,3…3,0
 
AB212
180
26…36
9…12
600…800
57
2,5…4,5
 
AB282
250
30…40
9…12
700…800
70
3…6
 
AB352
310
35…55
11…16
550…700
70
4…8
INDECO, Италия
HP150
98
50…80
10,5…12,5
540…2040
45
0,7…3,0
 
HP200W
160
25…45
10,5…12,5
700…1800
48
1,4…5,0
 
HP350W
230
30…60
10,5…12,5
540…1540
56
1,7…6,5
Idromeccanica, Италия
IMI18M
240
15…32
9…12
500…1000
70
2…4
Socomec, Италия
DMS50
60
17…25
12
1200
38
0,7…1,2
 
DMS95
95
27…40
12
1200
45
1,2…1,8
 
DMS165
165
35…50
12
1200
55
1,8…3,0
 
DMS210
210
40…55
12
1200
53
2,8…3,8
TABE, Испания
AGB-75
80
18…20
10…12
1000…1200
42
0,5…1,5
 
AGB-95
95
25…35
10…12
850…1200
50
1,0…3,5
 
AGB-100
130
25…35
10…12
850…1200
50
1,5…3,5
Komatsu, Япония
TR-20
150
23…32
11…15
800…1100
50
1,5…2,5
 
TR-30
200
24…33
12…16
850…1100
61
2,5…4,0
 
TR-40
250
31…36
12…16
600…910
68
4,0…5,5
Daemo, Ю. Корея
DWB30
125
20…30
8…10
600…1000
47
1…3
Delta, Ю. Корея
F3
97
20…30
8…11
600…1200
46
1…4
 
F4
160
20…50
9…12
550…1200
53
3…6
ALL-KOR, Ю. Корея
AKB15
115
15…25
8…10
800…1500
45
0,8…2,5
 
AKB40
150
25…40
9…12
550…1000
53
2,0…3,5
 
AKB55
275
30…60
9,5…13
500…950
68
4…6
Soosan, Ю. Корея
SB10TS-P
100
15…30
9…12
800…1400
45
0,8…2,5
 
SB20TS-P
126
20…40
9…12
700…1200
50
1,2…3,0
 
SB30TS-P
152
25…50
9…12
600…1100
53
2,5…4,5
 
SB35TS-P
224
30…60
10…13
500…1000
58
3,0…5,5
 
SB35BH
189
30…60
10…13
500…850
60
1,5…4,0
 
SB40BH
237
40…70
11…14
450…750
68
2,8…5,0
 
SB43BH
345
40…80
11…14
400…800
75
4…7
Poqutec, Ю. Корея
PBV10
70
15…25
8…11
700…1490
40
0,5…1,5
 
PBS10
95
15…25
8…11
700…1490
40
0,5…1,5
 
PBV20
92
20…30
8…11
650…1450
45
0,8…3,0
 
PBS20
128
20…30
8…11
650…1450
45
0,8…3,0
 
PBV30
123
25…40
9…12
550…1250
53
1,5…4,5
 
PBS30
155
25…40
9…12
550…1250
53
1,5…4,5
Inan Makina, Турция
MTB10
100
15…35
9
1000…1500
48
1…3
 
MTB20
220
30…70
10
450…1100
68
2,5…6,0
 
MTB25
250
70…130
13,5
500…950
70
2,5…6,0
Furukawa, Япония
F1
67
н. д.
н. д.
900…1250
н. д.
0,5…1,5
 
F3
149
н. д.
н. д.
850…1200
н. д.
1,5…4,0
 
F5
283
н. д.
н. д.
700…900
н. д.
3…7
JCB, Великобритания
HM60
66
н. д.
н. д.
1320…2200
н. д.
0,6…1,5
 
HM100Q
149
н. д.
н. д.
900…1320
н. д.
1,0…1,8
 
HM165Q
283
н. д.
н. д.
540…1080
н. д.
1,9…4,5
Sandvik, Швеция
BR108
80
12…30
10…14
400…1900
104
0,8…1,8
 
BR211
115
14…40
10…14
400…1900
119
1,2…2,6
 
BR315
155
16…50
10…14
400…1900
131
1,6…3,9
 
BA505
336
40…70
11…14
500…900
68
4…7
Stell Hand, Ю. Корея
SHD40
101
н. д.
15
800…1250
40
0,5…1,5
 
SHD45
145
н. д.
15
600…1000
45
0,8…3,0
 
SHD53
173
н. д.
16
550…950
53
1,2…4,0
 
SHD68
325
н. д.
17
450…750
68
4…7
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin