Ренессанс гусеничных кранов
Эпоха Возрождения неразрывно связана с именами Галилео Галилея, Леонардо да Винчи, Уильяма Шекспира. В XXI веке иные ценности и иное понятие о возрождении. В статье речь пойдет о возрождении одного из видов техники – гусеничных кранах. Лет 15...20 назад, когда десятки зарубежных компаний в конкурентной борьбе, применяя самые современные технологии, начали создавать шедевры мобильных колесных кранов, о гусеничных моделях как-то подзабыли. Нет, их не перестали выпускать, но они отошли на второй план, и оттого несколько снизился покупательский интерес к этому виду подъемно-транспортной техники.
Особенность гусеничных кранов заключается в том, что в некоторых ситуациях их невозможно заменить другими подъемными механизмами. Они представляют собой идеальное сочетание максимальной грузоподъемности, высоты подъема и мобильности. Поэтому некоторые компании – Demag, Hitachi, Kobelco, Liebherr, Link-Belt, Manitowoc, Sennebogen, Sumitomo, Terex продолжали совершенствовать эти механизмы и за последние 10 лет представили потребителям новейшие разработки моделей с гидравлической и решетчатой стрелой.
Возрождению гусеничных кранов способствовало несколько факторов. Во-первых, зарубежные страховые компании подталкивают владельцев покупать новые, надежные, гидравлические машины, поэтому старые модели вытесняются новыми. Во-вторых, с появлением новых производителей гусеничных кранов усилилась борьба за лучшую цену. Поэтому современные машины сравнительно недороги, а значит, неплохо распродаются. В-третьих, процессу возрождения способствовало стремительное развитие арендных и лизинговых операций.
Надо отметить, что зарубежные инженеры не только внедряют новые технологии в сфере грузоподъемности и высоты подъема, но и постоянно улучшают условия труда операторов. Гусеничный кран нового поколения более функционален, продуктивен, производителен, быстро окупается, предельно прост в обслуживании и несложен в управлении. Трудно поверить, но управление современным гусеничным краном мало чем отличается от управления автокраном, экскаватором и даже фронтальным погрузчиком.
Примерно лет за тридцать гусеничные краны перешли из разряда полностью ручных машин в разряд продвинутых систем с бустерным управлением. Современные системы управления намного надежнее и безопасней. На моделях прошлых лет стоило выпустить из руки рычаг, и всё – груз уже совсем не там, где ожидаешь его увидеть. Стоило ослабить ногой педаль – и груз уже на земле. Теперь повсюду используется гидравлика, разработки в области которой за последние 10...15 лет заслуживают отдельной публикации. Единственная вещь, которая может напугать оператора старой закалки, – это присутствие в системе управления компьютеров. Краны нового поколения обеспечивают быстрое и безопасное выполнение работы вне зависимости от стажа оператора. В конкурентной борьбе ощутимых результатов достигли практически все компании, но больше других продвинулись Hitachi, Terex, Manitowoc, Link-Belt.
Производители постоянно вносят изменения в конструкцию гусеничных кранов, и это нормально. Но что значат эти изменения для операторов? За всю историю гусеничных кранов появилось множество факторов, от которых во многом зависит успех каждой новой модели. В эволюции гусеничных кранов одним из основных этапов стал переход от механического управления через стадии пневматического и гидравлического к электрогидравлическому управлению, причем не только для кранов, но и всей новой строительной и землеройной техники. Даже такая неотъемлемая часть подъемного оборудования, как канат, многократно изменялась: улучшалась надежность и безопасность.
Новые краны зарубежного производства теперь оснащены системами управления CAN-bus с индикацией rated-capacity indicators (RCIs). Гидравлические краны оснащают системой переменной производительности, планетарными лебедками, дающими возможность плавно спускать груз. Электрогидравлическое управление позволяет вместо рычагов использовать более удобные и функциональные джойстики. Новые разработки, более чувствительные и интуитивно понятные, должны заменить старые системы управления. Конечно, все улучшения не заменят опытного, знающего свое дело оператора. Но все же на новых машинах восполнить недостаток опыта намного проще и быстрей.
Возникает некий парадокс: с появлением современного оборудования остро встает вопрос нехватки квалифицированных кадров, способных справиться со старыми, исправно функционирующими машинами. Эта проблема характерна не только для крановой промышленности, а проиллюстрировать ее можно таким примером. Большинство современных зарубежных автомобилей сейчас комплектуют автоматической коробкой передач. Предыстория такова: в период между 1975-м и 2000 гг. лишь один из четырех седанов, выпущенных в Америке, был оборудован механической коробкой передач. Продавцы пытались уверить покупателей автомобилей в том, что машины с механической коробкой дешевле и экономичней по расходу топлива. Однако большинство американцев либо не умели управлять такими машинами, либо считали машины с автоматической КП более удобными. В конце концов в Америке выпуск машин с автоматической коробкой стал преобладать, а с ручной – приближаться к нулю. Почти то же самое происходит с кранами. Если за старым гусеничным краном с ручным управлением хорошо ухаживать, он может приносить пользу еще очень долго. Если найти достойного, хорошо обученного оператора, пользы от старой техники будет не меньше, чем от современной. Однако таких профессионалов остается все меньше.
Многие зарубежные покупатели часто выбирают кран не за надежность и удобство работы, а за стильный дизайн кабины. Возможно, это всего лишь шутка продавцов, но в каждой шутке есть доля правды. Посмотрите, сколько всяких «наворотов» в кабине современного крана: дисплеи с высоким разрешением и подсветкой, климат-контроль, удобное кресло, тонированные стекла, подставка для кружки и еще остается много свободного места. По краю окон, машинных узлов и агрегатов протянуты резиновые или силиконовые вставки, поглощающие шум и вибрацию. Такими же вставками оснащены двери.
Подвижность – еще один большой шаг на пути успешной разработки кранов. Современная сложная гидравлика обеспечивает плавность не только управления, но и всех движений крана. Усовершенствованные производственные технологии и компоненты уменьшают полную массу крана, поэтому сейчас, для того чтобы доставить кран к месту работ, требуется намного меньше дополнительной техники, чем 20 лет назад. Технологии самостоятельного монтажа значительно уменьшают время подготовки крана к работе. Раньше для этого приходилось подгонять еще один кран, что обходилось в дополнительные немалые суммы. Теперь монтаж большинства кранов не представляет труда.
Выбирая гусеничный кран, сначала все же следует обращать внимание на функциональность, а затем уже на «прибамбасы». Главным при этом должна стать оценка производительности, цены (включая будущие затраты) и качество компонентов. Только затем следует перейти к комфорту в кабине. Если говорить об управлении, то надо обратить внимание на правильное размещение датчиков и рычагов – иными словами, определить, может ли оператор одновременно использовать несколько функций машины.
Все сказанное выше в большей степени относится к гусеничным кранам известных зарубежных производителей. Современные российские модели несколько отстают от зарубежных аналогов, и «эстетического» удовольствия от управления этими машинами операторы пока не получают. Проблема эта еще более актуальна для нашего читателя, и мы обсудим ее в следующих публикациях.