CATERPILLAR. Под солнцем Малаги – новейшие технологии

В мае под знойным небом южной Испании на полигоне, расположенном недалеко от Малаги, славной фламенко, винами и корридой, компания Caterpillar демонстрировала публике новейшие разработки, некоторые из которых появятся в серийном производстве только в 2005 г. Ознакомиться с ними прибыли специалисты из многих европейских стран, включая Россию. Посещение российской делегацией этой жемчужины Берега Солнца (Коста-дель-Соль) совместно организовали САМТ-фонд, ЦНИИ ОМТП и МИК-центр, уделяющие много внимания организации регулярных семинаров для российских технических специалистов на европейских заводах, принадлежащих западным компаниям, лидирующим в производстве спецтехники.

Caterpillar проводит демонстрации в Испании ежегодно, начиная с 1995 г. В первой из них участвовали 25 машин, теперь их было уже 85. Это мероприятие можно назвать «шоу» или «театрализованным представлением», настолько великолепно оно поставлено. «Балетные партии» в исполнении многотонных погрузчиков и бульдозеров, выступающих под музыку, отличались изяществом, энергичностью и выверенностью движений.

Полигон занимает более 90 га и является важной частью в инфраструктуре Caterpillar. На нем компания проводит испытания и демонстрации техники, а также обучение персонала. Жаркий сухой средиземноморский климат и каменистые грунты, содержащие 60% мрамора и 40% известняка, создают условия, как для проверки самих машин, так и для отработки технологий их применения.

Вся показанная техника представляет интерес для российского потребителя. Тем более что многие машины вообще не имеют отечественных аналогов.

Технологии перемещения больших объемов сыпучих материалов из карьеров предъявляют высокие требования к транспортным машинам по грузоподъемности и проходимости. На шоу Caterpillar показала обновленных представителей своего многочисленного семейства карьерных самосвалов: 771D, 773D, 775D, 777D, предназначенных для нерудных открытых разработок. В этом году компания снабдила их новой системой контроля буксования колес, обновила электронику силовой установки. На капоте самосвала и сбоку на кабине имеются контрольные лампы, сообщающие водителю и оператору погрузчика о загруженности кузова.

Большое внимание уделяется чистоте рабочего места. Исследования показали, что в 90% случаев замена шин в карьерах вызвана отнюдь не их износом, а повреждениями кусками породы, вывалившимися из ковша или самосвала. Был показан маневренный и мощный колесный бульдозер 824G на базе погрузчика 980, назначение которого – быстрая зачистка рабочего места. В течение смены такой бульдозер может с высокой эффективностью содержать в чистоте до пяти рабочих мест, перемещаясь по кругу с одного на другое.

Вызвали большой интерес водополивочные машины на базе карьерного самосвала модели 773D и сочлененного самосвала Cat 730. Они могут быть полезны не только для смачивания дорог и рабочих мест в карьерах и на строительных площадках, но и как аэродромные машины для распределения антигололедной жидкости или пожарные машины.

Для минимизации затрат времени на обслуживание и ремонт на машинах предусматривается легкий и удобный доступ к узлам, возможность быстрой замены агрегата целиком. Созданы специализированные сервисные машины, имеющие на борту все необходимое для заправки и обслуживания техники в полевых условиях. На шоу была представлена сервисная машина на базе сочлененного самосвала Cat 730, предназначенная для заправки топливом и маслами всех машин Caterpillar. Поскольку конструкция заправочных соединений изменялась, сервисная машина получила шесть заправочных сопел для техники, выпущенной в разные годы. У нее на борту еще имеется сварочный агрегат и сборщик отработанного масла.

Показали и новое семейство сочлененных самосвалов. Благодаря ломающейся раме и очень низкому давлению на грунт, они не нуждаются во временных дорогах и нашли широкое применение на строительных площадках, лесозаготовках, в карьерах, сельском хозяйстве, а также в качестве шасси для специальных машин. В шоу участвовали модели 730, 735 и 740. Самая тяжелая из них, Cat 740, создана всего год назад. Все машины оснащены автоматической трансмиссией, электронным управлением силовой установкой.

Погрузочные технологии предусматривают две схемы работы: когда материал находится выше уровня земли и когда он ниже. Для выполнения работ по первой схеме Caterpillar разработала обширную номенклатуру погрузчиков. Особое впечатление на шоу произвели тяжелые колесные погрузчики. Участвовали три модели: 992G, 990, 980G. Для разных пород разработаны и разные ковши. Так, 980G имел ковш для работы с мягкими грунтами, 990 – для работы со средними грунтами, а 992G – для работы с жесткими скальными породами. Быстроизнашивающиеся передние пластины ковшей легко заменяются.

Погрузчики могут оснащаться дифференциалом повышенного трения, ощутимо увеличивающим производительность на мокрых грунтах. Как и карьерные самосвалы, погрузчики снабжены системой контроля буксования колес. Cat 990 имеет педаль «медленного движения». При копании оператор нажимает на нее, и вся мощность двигателя сосредотачивается на этом процессе. Впервые столь тяжелые машины управляются джойстиками.

Альтернативу колесным погрузчикам составляют гусеничные экскаваторы с прямой лопатой. В Малаге их представляла модель 5080 с десятикубовым двухчелюстным ковшом. Для полной загрузки самосвала 773D достаточно пяти ковшей.

Когда материал находится ниже уровня земли, применяют экскаваторы с обратной лопатой. Caterpillar показала четвертое поколение таких машин семейства Cat 300, впервые появившихся в 1992 г. Интересная особенность – в кабине нет ни одного трубопровода гидросистемы: все управляется электроникой. Продемонстрированы две схемы загрузки сочлененного самосвала. При первой схеме самосвал становился на место погрузки боком, а при второй – задним бортом.

Безусловно, Caterpillar не могла не показать и свои знаменитые скреперы (627G и 631G). Они имеют дополнительный привод на ковше, действующий на задние колеса и механизмы ковша. Для повышения производительности при наборе грунта и принудительной выгрузке ковш оснащен архимедовым винтом. На шоу было хорошо видно, насколько быстро ковш заполняется грунтом. Скрепер работает самостоятельно, а при необходимости его может подталкивать бульдозер, для чего сзади на ковше имеется буфер.

Огромный интерес для российского зрителя вызывают машины для работы в коммунальном хозяйстве. Помимо обилия навесного оборудования для базовых машин – погрузчиков и экскаваторов, важна легкость его смены. Было показано, как оператор выполняет эту процедуру, не выходя из кабины.

Для рытья траншей Caterpillar изготавливает одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой. Для них предлагаются ковши различной вместимости и формы, из которых можно выбрать наиболее подходящий для конкретного вида работ. Для работы в стесненных условиях машина получает особенности, решающие эту проблему. Так, стрела экскаватора-погрузчика на базе колесного трактора (модель 442D) может перемещаться по поперечным полозьям, а стрела экскаватора М312, сочлененная с гидроприводом, может и изламываться.

Разработан специальный ковш для погрузчика, имеющий внутри механизм, дробящий грунт. Такая машина эффективна при засыпке траншей. Глыбы, например, смерзшегося или каменистого грунта, предварительно измельчаются в ковше и уже не могут повредить коммуникации в траншее. Весь цикл засыпки выполняется одной машиной.

В заключение хотелось бы отметить, что компания Caterpillar выразила желание сделать этот семинар для российских специалистов ежегодным. Для участия в этом и многих других семинарах, посещение которых организуется САМТ-фондом, ЦНИИ ОМТП и МИК-центром, можно звонить по телефону (095) 976-49-95.