Mercedes-Benz Axor – пополнение в семействе грузовиков

В. Мамедов

В начале 2002 г. на заводе компании DaimlerChrysler в Верте начался выпуск новой гаммы больших тягачей Axor, занимающей в типаже фирмы промежуточное положение между семействами Atego и Actros. Впервые в Германии поставлен на производство автомобиль, разработанный не в головном немецком техническом центре, а конструкторами КБ бразильского и турецкого филиалов грузового отделения Mercedes-Benz. Совместное детище двух творческих коллективов из разных стран получило признание и высокую оценку со стороны руководителей концерна и не без основания. Семейство, созданное для более жестких условий эксплуатации, отличает к тому же существенно меньшие затраты со стороны потребителя (не в последнюю очередь из-за высокой экономичности их дизелей), малые масса и материалоемкость, низкая стоимость изготовления. Все это в совокупности может заинтересовать не только транспортников Бразилии и Турции, но и клиентов дилерских центров европейских стран.

По всем техническим параметрам новые модели соответствуют европейским транспортным нормативам, таким образом, в семействе Mercedes-Benz появился новый, очень интересный и российским транспортникам продукт, на который стоит обратить внимание.

Седельные тягачи Axor с колесной формулой 4х2 создавались для транспортировки полуприцепов в составе автопоезда полной массой до 40 т на небольшие (средние) расстояния, т.е. они не относятся к магистральным тягачам, работающим на международных трассах. Учитывая специфику дорожных условий Турции и Бразилии, в их конструкцию заложен повышенный запас прочности, улучшенная ремонтопригодность и стремление достичь максимального экономического эффекта при минимуме затрат со стороны потребителя. Пока в семействе только две модификации – с колесной базой 3 600 и 3 900 мм. В дальнейшем предполагается выпуск трехосной версии с колесной формулой 6х2.

Модельный ряд 2002 г. состоит из трех тягачей Axor моделей 1835, 1840 и 1843 с двигателями мощностью соответственно 353, 402 и 426 л.с. Любопытно, что в качестве силового агрегата на европейских тяжелых тягачах Mercedes-Benz впервые используется шестицилиндровый рядный 12-литровый дизель ОМ 457 LA бразильского производства. Он удовлетворяет требованиям Euro-3 и имеет газораспределение с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Максимальные значения крутящего момента достигают соответственно 1 850, 2 000 и 2 100 Нм при 1 100 об/мин. О совершенстве дизелей говорит тот факт, что их система питания включает электронно-управляемые топливные насосы, электронную систему управления работой дизеля Telligent и собственную диагностическую систему. В базовом варианте используется обычный моторный тормоз, но на заказ устанавливается новый моторный тормоз-замедлитель, использующий энергию турбонагнетателя.

Шестицилиндровый дизель с размерностью цилиндра 128х155 мм имеет массу 920 кг, алюминиевые поршни с охлаждением внутренних полостей с помощью специальных форсунок, коленвал с восемью противовесами и, по желанию покупателя, может быть дополнен предпусковым нагревателем.

Тягачи могут комплектоваться тремя коробками передач: G211, стандартной, 9-ступенчатой, с механическим или пневматическим приводом переключения; G221 – 16-ступенчатой, с автоматической системой переключения Telligent и, наконец, G240 – 16-ступенчатой, с механическим или пневматическим приводом переключения. Масса коробок – до 280 кг без учета 16 л масла. Однодисковое сухое сцепление с диаметром ведомого диска 430 мм выключается при помощи гидропневматической системы, действующей от педали.

На мощных рамах через пневматические упругие элементы закрепляют одну из двух типов кабин: «стандартную» и «высокую» с внутренней высотой салона 1 510 или 1 910 мм. При этом длина и ширина обеих кабин одинаковы и равны соответственно 2 250 и 2 280 мм. Внешне кабины семейства Axor отличаются оригинальным дизайном, в интерьере некоторые элементы отделаны деревянными панелями.

В качестве базового оборудования устанавливается лишь спойлер под передним бампером. В то же время список заказных аксессуаров достаточно богат: воздушный дефлектор на крыше, боковые дефлекторы, дополнительные солнцезащитные щитки в салоне, блокируемые замки дверей, затемненные стекла, электростеклоподъемники дверей, электропривод левого зеркала заднего вида, дополнительное навесное спальное место над спальной полкой за сиденьями, люк в крыше, кондиционер, аудиоустановка и многое другое.

Передние мосты тягачей представляют собой кованые стальные балки, подвешенные к раме на двух параболических рессорах. Задний мост с гипоидной главной передачей и блокируемым с места водителя дифференциалом оснащен пневмоподвеской с четырьмя баллонами. Спереди и сзади установлены стабилизаторы поперечной устойчивости.

Тормозная система семейства Axor унифицирована с грузовиками Actros. Четыре дисковых тормоза контролирует электроника системы Telligent со сдвоенной пневмосистемой, в которую интегрированы антипробуксовочная и антиблокировочные системы. На тягачи устанавливают шины размером 295/80 R22,5. Диски колес изготовлены из стали или (по заказу) из алюминиевого сплава. Запасное колесо крепится сбоку от рамы, его подъем и опускание производится лебедкой. Рулевое управление автомобиля с переменным передаточным отношением (от 19,3 до 23,0) оснащено гидроусилителем. От упора до упора рулевое колесо совершает шесть оборотов. Его можно регулировать по высоте.

Применение в моделях Axor агрегатов, уже освоенных в производстве для других моделей, существенно снизило стоимость новинок. Доступная цена уже привлекает множество покупателей. С целью дальнейшей экономии их средств компания расширила диапазон межсервисного пробега: для моделей, оснащенных системой Telligent, следящей за техническим состоянием агрегатов, он увеличен до 120 тыс. км, включая смену масла в двигателе. Автомобили без этой системы необходимо направлять на сервисные станции каждые 80 тыс. км.

В настоящее время российская компания ЗАО «DaimlerChrysler Автомобили РУС» активно прорабатывает вопрос о целесообразности поставок тягачей семейства Axor в страны СНГ. Есть все основания полагать, что относительно более простые и дешевые тягачи (по сравнению с семейством Actros) найдут в России не одну сотню покупателей в год.