На рынке прицепной автотехники
Спад производства отечественных автомобилей негативно сказался на рынке прицепной автотехники. Несмотря на заметное оживление спроса летом, ежемесячный объем продаж прицепов и полуприцепов в III квартале текущего года не превышал 14 тыс. ед. и был ниже показателя предыдущего года. Рыночные цены на прицепную автотехнику росли в целом медленней, чем цены на грузовые автомобили. Темп их роста был близок к уровню инфляции в стране.
Несколько возросший объем продаж импортной прицепной техники (по оценке экспертов, 8...10% рынка с учетом подержанных прицепов) обостряет конкуренцию, но существенной угрозы российским производителям пока не создает. Внутренний рынок прицепной автотехники по-прежнему определяется отечественным производством. Насыщение рынка грузовой автотехники заставило большинство предприятий, занятых изготовлением прицепов и комплектующих, скорректировать в текущем году бизнес-планы в сторону сокращения выпуска. По данным АСМ-холдинга, за первые 6 месяцев изготовлено 6097 ед. прицепной техники, т. е. на 12% меньше, чем в прошлом году. Объем реализованной отечественной продукции за счет сбыта остатков предыдущего года оказался несколько выше (6518 ед., спад – 6,5%). По итогам первого полугодия лишь четвертой части российских предприятий удалось увеличить или сохранить темпы 2004 года.
Стабильным остается выпуск одного из основных отечественных изготовителей прицепной автотехники – ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», организационно входящего в состав автомобильного концерна ОАО «КАМАЗ». В первом полугодии ставропольский завод произвел 2086 ед. техники (рост 1,2%). Доля этого предприятия, выпускающего прицепы и полуприцепы бортовые, прицепы самосвальные и полуприцепы-контейнеры грузоподъемностью до 34 т, увеличилась в общем объеме продаж отечественных прицепов с 29,6 до 31,9%. Преимущество по-прежнему отдается производству прицепов – на них приходится до 75% выпуска. На заводе разрабатывают и внедряют в производство новые модели. В частности, начато серийное изготовление прицепа для развозного низкорамного автомобиля КамАЗ-4308, завершена подготовка производства к изготовлению европлатформ и прицепа-тандема для нового большегруза КамАЗ-65117.
Работа ОАО «НефАЗ», также входящего в ОАО «КАМАЗ», в текущем году была менее успешной. В первом полугодии нефтекамский завод изготовил 1846 ед. прицепной техники, т. е. на 18,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Его доля в общем объеме продаж отечественной прицепной техники снизилась с 31,5 до 30,6%. Более половины выпуска по-прежнему приходится на прицепы-самосвалы НефАЗ-8560. Треть выпуска составляют полуприцепы большой грузоподъемности, в том числе бортовые НефАЗ-9334-10 для перевозки крупных грузовых единиц и полуприцеп-самосвал НефАЗ-9509 под седельный тягач КамАЗ-6460. Завод освоил выпуск модификации прицепа НефАЗ-8332 (облегченный, с односкатной ошиновкой осей, грузоподъемностью 7,9 т) под полноприводные тягачи, в том числе КамАЗ-43114, КамаЗ-43118, «Урал-4320». Тот факт, что уровень продаж продукции ОАО «НефАЗ» заметно превышает производство (по итогам первого полугодия – на 8%), говорит о сохраняющемся спросе на прицепную технику завода и потенциальной возможности наращивания выпуска.
Красноярский завод прицепной техники (ОАО «КЗПТ», г. Сосновоборск) уверенно продолжает наращивать производство после резкого спада в 2003 году. В первом полугодии завод изготовил 252 ед. прицепной техники (рост 44,8%). План предприятия на этот год предусматривает выпуск 650 прицепов и полуприцепов. В предыдущем году выпуск прицепной автотехники составил 266 ед. Более чем в полтора раза увеличил производство прицепной автотехники Орский завод тракторной техники (ОАО «ОЗТП-Сармат»). За первые 6 месяцев текущего года им изготовлено 107 двухосных автомобильных прицепов и полуприцепов (рост 59,7%). Диверсификация производства (помимо автомобильных завод выпускает несколько десятков типов тракторных прицепов и даже автобусы) дает предприятию возможность маневра на рынке автотракторной техники.
В последние годы настойчиво наращивает выпуск полуприцепов большой грузоподъемности подмосковный завод «Тонар» (ООО МЗ «Тонар»). В первом полугодии предприятие выпустило 250 ед. современной прицепной техники (рост 70,1%), изготовленной с использованием и отечественных, и импортных комплектующих. Удачное участие завода в трансконтинентальном пробеге Лиссабон–Москва (трехосный полуприцеп модели Тонар-97461) в значительной мере способствовало выходу предприятия на международный рынок. Ввод в строй новых цехов, по оценке руководства, позволяет в 2,5...3 раза увеличить выпуск прицепной техники.
Вместе с тем значительное число отечественных предприятий – изготовителей автомобильного прицепного состава – в текущем году снизило темп производства. Так, по итогам первого полугодия ведущий производитель тяжелой прицепной техники ОАО «Уралавтоприцеп» изготовило 287 ед. (спад 19,6%), Тавдинский машиностроительный завод – 171 ед. (спад 28,5%), Ирбитский автоагрегатный – 245 ед. (спад 16,9%). По-видимому, ускоренное развитие внутреннего рынка прицепной автотехники – а за последние три года выпуск отечественных трейлеров увеличился в 1,35 раза, с 10 345 ед. в 2002 году до 13 970 в 2004-м, и продаж в 1,45 раза (соответственно с 9810 до 14 180 ед.) – привело к его насыщению. Выпуск текущего года, по оценкам, может составить немногим более 12 тыс. ед. прицепной автотехники, а объем продаж – до 13 тыс. ед., т. е. снижение может достичь 5...7% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
В динамике рыночных цен на прицепы и полуприцепы в период январь–сентябрь преобладала тенденция монотонного роста. При этом ежемесячный прирост цен не превышал 1...1,5%. В итоге цены на большинство марок и моделей отечественной прицепной техники выросли на 6...10%. Быстрее дорожала полуприцепная техника Нефтекамского автозавода (прирост цен за этот период составил в зависимости от модели 8...15%) и ставропольского ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (прирост 6...12%). Медленнее росли рыночные цены на изделия Красноярского завода прицепной техники, на самосвальные прицепы и полуприцепы Тавдинского машиностроительного завода (4...6%). Умеренно дорожала прицепная автотехника, производимая в Республике Беларусь, в том числе минским «БелАвтоПрицеп», Могилёвским заводом транспортного машиностроения, бобруйской «Спецавтотехникой». Поставляемые в Россию белорусские прицепы и полуприцепы выросли в цене лишь на 3...6% и весьма успешно конкурируют с продукцией российских заводов.
Что касается прицепной автотехники, производимой в странах дальнего зарубежья, то ее импорт в Россию увеличился незначительно, преимущественно за счет бывших в эксплуатации трейлеров. Наибольшее оживление отмечено в продажах тентовых полуприцепов большой грузоподъемности (свыше 20 т), полуприцепов-рефрижераторов, а также кузовов и бортовых платформ с тентом. Наибольшим спросом у российских перевозчиков пользуется прицепная техника 6...8-летней давности известных западноевропейских фирм, таких как Schmitz Cargobull AG, Lamberet, Gray Adams, Nаrko Norge AS, Pacton BV. Рыночная цена трейлеров выпуска 1996–1999 годов в 2,5...3 раза ниже стоимости новых полуприцепов и сопоставима со стоимостью отечественных аналогов. Так, цена тентового трехосного полуприцепа без пробега по России выпуска этих лет находится в пределах 11,5...18 тыс. евро, полуприцепа-рефрижератора – 22...31 тыс. евро. Определенный интерес на внутреннем рынке вызывает импортная специальная прицепная автотехника, в том числе для транспортировки сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Пример такой техники – прицеп Quatrotrailer голландской фирмы Noteboom, который при необходимости транспортировки длинномерного груза может удлиняться в 4 раза за счет раскладывающейся центральной балки и выдвижной назад рамы. Ряд предприимчивых отечественных предприятий, производящих прицепную автотехнику в небольших количествах, налаживает изготовление полуприцепов, бортовых платформ с тентом, специальных кузовов с применением комплектующих от крупных мировых производителей, в том числе осей германских компаний BPV и SAF, опорных устройств JOST Group и HAACON, тормозного оборудования WABCO и других известных своей качественной продукцией зарубежных фирм. Цена такой техники, как правило, на 25...30% выше отечественной.
Все большее распространение, особенно при продаже импортной прицепной автотехники, получает финансовый лизинг. Число лизинговых компаний, работающих в секторе грузовых автотранспортных средств, к настоящему времени превысило сто. Стоимость заключенных договоров лизинга в этом секторе услуг по итогам 2004 года составила более 550 млн. USD. Наиболее широко используется, по оценке экспертов, классический лизинг, включающий первый взнос (как правило, 20% стоимости изделия) и последующие ежемесячные платежи. Последние в зависимости от срока – обычно от 1 года до 3 лет, могут составлять от 3...4 до 7...8% общей стоимости изделия.
Удорожание платежа при этом может равняться 7...10% в год. Помимо классического лизинга применяются различные схемы кредитования, в том числе экспресс-кредит, кредит с нулевым авансом, факторинг и другие программы, дающие выигрыш либо во времени, либо в сумме платежа. Сдерживает развитие отечественного лизингового рынка, по-видимому, недостаточно высокая для российских финансовых структур норма прибыли.
С ростом объема продаж и в целом с развитием рынка прицепов в стране постепенно создается сеть сервисных центров и специализированных ремонтных мастерских. Услуги мастерских, открывающихся в последнее время не только в столице, но и в регионах, включают восстановление и ремонт аварийных прицепов и полуприцепов, переделку тентов согласно требованиям TIR, замену шторных боковин, изготовление и ремонт ворот и бортов TIR, оснащение прицепов оборудованием крепления грузов и ряд других работ.