Стабилизация на рынке грузовых автомобилей России

В. Салыгин

В III квартале 2005 г. рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным. Ежемесячные объемы продаж достигли уровня прошлого года, а по некоторым маркам отечественных автомобилей, в том числе «Урал», КамАЗ, были даже несколько выше соответствующих значений в 2004 г. Рост рыночных цен оставался незначительным. По большинству марок ежемесячное подорожание не превышало 1...1,5%.

Стабилизации рынка в значительной мере способствовал выход в июне-июле многих автосборочных предприятий на плановые среднемесячные показатели. Предприятия российского автопрома в условиях некоторого снижения экономической конъюнктуры в стране и значительного ужесточения конкуренции производителей отечественной и зарубежной техники стремятся сохранить, а по возможности и закрепить свое положение на рынке. Эксперты, оценивая ситуацию на российском рынке и легковых автомобилей, и грузовых, сходятся в том, что отечественное автомобилестроение вступило на путь существенных перемен. Считается, что для динамичного развития отрасли необходимо достичь международного уровня качества, вводя специальные технические регламенты. Становится очевидным и то, что у большинства отечественных производителей необходимые для этого финансовые ресурсы отсутствуют. Рассчитывать на государственный протекционизм, в частности создание благоприятной нормативно-законодательной среды, формирование и проведение соответствующей таможенно-тарифной политики, не приходится. Судя по ряду последних постановлений Правительства РФ и приказов Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфина России, федеральные органы исполнительной власти взяли курс на развитие на территории страны сборочных производств автомобилей зарубежных моделей.

При этом в заявлениях представителей Правительства РФ выражается уверенность в притоке в ближайшее время крупных иностранных инвестиций. Предприятия автопрома, несмотря на отсутствие необходимой государственной поддержки и затруднительное финансовое положение, изыскивают возможности для расширения модельного ряда, повышения качества и улучшения потребительских свойств выпускаемых автомобилей.

Лидер отечественного автомобилестроения ОАО «ГАЗ» ведет работы по созданию второго поколения автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» безрамной конструкции, разрабатывает и изготавливает автомобили двойного назначения. В частности, началось производство военной версии автомобиля многоцелевого назначения ГАЗ-2330 «Тигр». Новинкой отечественного рынка стал среднетоннажный грузовик городского типа ГАЗ-3310 «Валдай». Расширяется гамма автомобилей специального назначения, а это коммунальная и дорожная техника, автомастерские и передвижные лаборатории, автоцистерны и топливозаправщики, медицинские и инкассаторские автомобили. В III квартале Горьковский автозавод стремился устранить некоторое отставание выпуска грузовых автомобилей. В первом полугодии, по данным АСМ-холдинга, было изготовлено 55 544 ед. (94,7% соответствующего выпуска 2004 г.). При этом готовая продукция была полностью реализована. Доля ОАО «ГАЗ» в общем объеме продаж грузовых автомобилей отечественного производства незначительно увеличилась (58,28% в текущем году против 56,89% в 2004 г.). В результате внедрения на предприятии новой системы организации труда создано более 50 эталонных участков. Суточный темп производства вырос на грузовом конвейере с 482 автомобилей до 709. К настоящему времени на заводе производится свыше 100 комплектаций малотоннажных и более 20 комплектаций среднетоннажных автомобилей.

Стабильной оставалась работа ведущего производителя большегрузной автотехники ОАО «КАМАЗ». Ежемесячные темпы выпуска в III квартале этого года превышали (по предварительным данным, на 8...10%) аналогичные показатели прошлого года. За первые 6 месяцев текущего года изготовлено 13 266 грузовых автомобилей. Объем продаж за счет нереализованных ранее остатков был несколько выше объема производства и составил 13 606 ед. Доля автомобилей КамАЗ в общем объеме продаж грузовиков отечественного производства увеличилась с 13,15% в 2004 г. до 14,28% в текущем году.

Трудности в сфере сбыта, усугубляемые возросшей конкуренцией со стороны как отечественных производителей, так и зарубежных, ОАО «КАМАЗ» стремится преодолеть, активно проводя маркетинг, совершенствование дилерской сети, внедряя перспективные схемы продаж, в том числе финансовый лизинг. Значительное место в продажах челнинских большегрузов занимает экспорт. По итогам первого полугодия вследствие активной работы на внешнем рынке экспортные поставки, включая страны СНГ, выросли на 32,9%. Зарубежным покупателям отгружено 3475 большегрузов, что составляет 25,5% объема реализации. Широкая гамма выпускаемой автотехники грузоподъемностью от 5 до 23 т дает компании «КАМАЗ» возможность маневра на рынке автотехники.

С июля этого года Автомобильный завод «Урал» приступил к серийной сборке неполноприводных грузовиков для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием. В состав нового для предприятия семейства дорожных автомобилей входят автотранспортные средства с колесной формулой 4х2, 6х4 и 8х4 полной массой от 18 до 72 т. В их числе – седельные тягачи «Урал-63674» (полная масса автопоезда до 40 т) и «Урал-6464» (полная масса автопоезда до 72 т), самосвал «Урал-65632 (грузоподъемность 25 т). Реализация концепции модульного проектирования дает возможность автосборочному предприятию оборудовать новые грузовики по желанию заказчика узлами и агрегатами различных отечественных и зарубежных производителей, в том числе устанавливать двигатели фирм Caterpillar, Renault, Сummins номинальной мощностью до 550 л.с., 16-ступенчатую коробку передач Zahnrad Fabrik, а также кабины со спальным местом. В первом полугодии ОАО «АЗ «Урал» изготовило 3268 грузовых автомобилей (рост 2,5% в сравнении с аналогичным периодом 2004 г.), реализовано 3171 ед. Доля автомобилей «Урал» в общем объеме продаж грузовиков отечественного производства (3,33%) осталась прежней.

Напряженно по скорректированному бизнес-плану работает столичное АМО ЗИЛ. В первом полугодии спад производства на заводе был весьма значительным. За первые 6 месяцев текущего года изготовлено 3577 грузовых автомобилей (55% выпуска первого полугодия 2004 г.). Заметно изменилась структура выпуска. На долю малотоннажника ЗИЛ-5301 «Бычок», производство которого сократилось более чем вдвое, приходится лишь 42,4%, тогда как доля среднетоннажника ЗИЛ-4336 возросла до 47%. Значительно, почти в 1,5 раза, увеличилось производство автомобиля ЗИЛ-4329 (грузоподъемность 6 т), однако на него приходится немногим более 8% выпуска.

В настоящее время предприятию удается практически полностью реализовать готовую продукцию. Доля грузовиков ЗИЛ в общем объеме продаж снизилась с 6,43% в первом полугодии 2004 г. до 3,72% в текущем году. По словам генерального директора ОАО «Московская автомобильная компания» Константина Лаптева, холдинг в настоящее время достаточно успешно решает задачи первого уровня. В их число входят: модернизация ходовой части и трансмиссии малотоннажных грузовиков, создание на их базе нового автомобиля повышенной грузоподъемностью до 4,5 т и расширение производства автомобилей на шасси ЗИЛ со спецнадстройками, которые характеризуются высокой добавленной стоимостью. Сейчас АМО ЗИЛ выпускает 7 базовых моделей и более 70 модификаций коммерческих автомобилей. По оценке заводских специалистов, предприятие, являющееся крупнейшим отечественным производителем в сегменте грузовых автомобилей от 2,5 до 8 т, может приносить стабильную прибыль.

Наблюдаемые на отечественном автомобильном рынке изменения, в том числе его заметное насыщение, заставили автосборочные предприятия ОАО «УАЗ» и ОАО «ИжАвто», выпускающие устаревшие автомобили малой грузоподъемности, также скорректировать производственную программу. По итогам первого полугодия сокращение выпуска на Ульяновском автозаводе составило 6,8% (изготовлено 9189 грузовиков), на Ижевском – 7,4% (7170 грузовичков). В указанный период и на том, и на другом предприятии одновременно с сокращением производства грузовой автотехники снижены темпы сборки и легковых автомобилей (в ОАО «УАЗ» – на 31%, в ОАО «ИжАвто» – на 49,3%). Создавшееся положение заставляет руководство предприятий изыскивать и осваивать новые направления в производстве автотехники, включая сотрудничество со стратегическими зарубежными партнерами.

В 2005 г. успешней оказалась деятельность небольших автосборочных предприятий. Так, ОАО «Саранский завод автосамосвалов» в первом полугодии изготовил 828 ед. самосвальной техники на шасси Горьковского автозавода (на 39,6% больше выпуска в первом полугодии 2004 г.). Более чем в 1,5 раза произведено грузовых автомобилей в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (г. Новоуральск). Там же собраны первые 52 автомобиля индийской фирмы Тата грузоподъемностью от 2,8 до 3,8 т. Вдвое увеличился выпуск СП ООО «ИВЕКО-УралАЗ» (Челябинская обл.) и «ВТС Зеленоград», производящего грузовики Volvo. Втрое увеличилось производство спецавтотехники в подмосковном ОАО «Бецема». ЗАО «ВАЗинтерсервис» (Самарская обл.) изготовило 1423 грузопассажирских ВИСа (рост 3,3%).

Ценовая ситуация на рынке грузовой автотехники в III квартале существенно не изменилась. В динамике цен по-прежнему преобладала тенденция их монотонного роста. Прирост рыночных цен по большинству моделей составил 0,5...1,5%. В целом быстрей росли цены на специальную автотехнику, в том числе самосвалы, которые подорожали на 2...4%. Если говорить о марках грузовых автомобилей, то значительно быстрей других дорожали автомобили АМО ЗИЛ (5...8%), объем продаж которых сократился вдвое. Рост рыночных цен на грузовики ГАЗ в период июль–сентябрь составил в зависимости от модели 1,5...3,0%. Уровень рыночных цен на отечественные большегрузы КамАЗы и «Уралы», а также на белорусские МАЗы увеличился, за исключением спецтехники, на 0,5...1,5%.

Итоги текущего года, по-видимому, определит IV квартал. По предварительной оценке экспертов, в частности АСМ-холдинга, выпуск грузовых автомобилей в 2005 г. может достичь 198 тыс. ед. В этом случае объем продаж грузовиков отечественного производства, включая шасси, может составить около 200 тыс.