Служение городу

Л. Малютин

Московское объединение «Дормаш» известно как комплексный поставщик коммунальной, дорожно-строительной и специальной техники. Однако поставками, сервисом и ремонтом деятельность предприятия не ограничивается – своими силами, а также в сотрудничестве с проектными организациями объединение разрабатывает и выпускает на собственных производственных мощностях коммунальные машины, отвечающие возросшим требованиям городских служб.

4-кубовый Bucher на шасси ЗИЛ-432720

Всем хорошо известна продукция объединения «Дормаш» – аварийно-ремонтные машины, укомплектованные слесарным и сварочным оборудованием, с которых и началась история предприятия. Аварийки, быстро найдя устойчивый спрос у городских служб, послужили базой для разработки и освоения новых видов продукции. Недостатка в идеях не было – их подсказывал рынок. В 2000 г. в серийное производство поступил эвакуатор на шасси «Бычка» с затягиванием автомобиля лебедкой по аппарели. По специальному заказу платформы монтируют на шасси грузовичков Mercedes-Benz. Сегодня в разработке уже следующая модель, с гидроманипулятором итальянского производства. Эвакуируемый автомобиль с помощью специального автомобильного захвата поднимают и устанавливают на горизонтальную платформу. Такой эвакуатор значительно эффективней, на нем можно вывозить автомобили с заблокированными колесами. Не забыли в объединении и об аварийно-ремонтных машинах, расширив их комплектацию компактным энергетическим прицепом, куда вошли компрессор, генератор и сварочный агрегат.

Роторный снегопогрузчик СнП-18

Параллельно шла подготовка к производству снегопогрузчиков. Проектную документацию на них разработал ВНИИстройдормаш, но в процессе подготовки к серийному производству инженеры объединения существенно доработали конструкцию. Новые снегопогрузчики – действительно современные машины, предлагающие оператору комфортные условия работы. Работа оператора облегчилась многократно благодаря главной отличительной особенности – гидрообъемному приводу шасси, скребкового механизма и транспортера, которые свели до минимума усилия на органах управления, а также гидроусилителю рулевого управления. В кабине с большой площадью остекления установлено комфортабельное кресло и действительно хороший отопитель. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает значительно более плавный ход без разрыва потока мощности, возникающего при переключении передач на машине с механической трансмиссией, а привод на все четыре колеса обеспечивает необходимое тяговое усилие на обледенелой дороге.

Сегодня в серийном производстве три модели снегопогрузчиков: лаповые СнП-16 и СнП-17, роторный СнП-18. СнП-16, как и предшествующие модели, загружает снег по прямому транспортеру в самосвал, движущийся задним ходом. Это устаревшее решение пока находит спрос, хотя работать с высокими самосвалами, например, на шасси МАЗ или импортных шасси снегопогрузчик не может.

6-кубовый Bucher на шасси МАЗ

У СнП-17 уже длинный изогнутый транспортер, и он может загружать самосвал, идущий за ним передом. По такой схеме хорошо работают самосвалы с невысокими бортами на шасси ЗИЛ, КамАЗ. Для более высоких машин существует риск помять кабину, поэтому водители предпочитают прежнюю схему загрузки, пятясь за погрузчиком.

На погрузчике СнП-18 установлен такой же транспортер, как на СнП-17, двухместная кабина и роторный механизм загрузки снега. У СнП-18 помимо высокой производительности есть еще преимущество – она крошит глыбы снега и льда, что гораздо удобней при последующей выгрузке из самосвала в снеготаялку: глыбы не застревают в решетке.

Оленев Андрей Евгеньевич, начальник производства ЗАО «ДМУ-3»

«Мы принимали непосредственное участие в разработке снегопогрузчиков и получили самый первый СнП-16 с заводским номером 1. Сейчас у нас СнП-17, и он нас больше устраивает для погрузки высоких самосвалов через кузов. Сервисная служба хорошо организована, и, кроме того, у «Дормаша» есть небольшой склад запчастей, что очень удобно. Хотя я бы не сказал, что машины часто ломаются.
По нашей рекомендации «Дормаш» разработал КМСД1, и сейчас у нас две такие машины работают на Третьем транспортном кольце. С летнего варианта на зимний переоборудовать их можно очень быстро. Одновременно КМСД1 может мести, грести и посыпать. Также мы обслуживаем у них другие коммунальные машины. Для обслуживания снегопогрузчика выезжает сервисная бригада, а машины на автомобильных шасси мы пригоняем сами».

На сегодняшний день выпущено более 150 ед. снегопогрузчиков CнП-16, CнП-17 и СнП-18, их поставили не только московским коммунальным службам, но и в другие регионы страны.

После 2002 г. конструкторы объединения «Дормаш» совместно со специалистами ОАО «АМО ЗИЛ» приступили к разработке комбинированной уборочной машины КМСД1 для зимнего и летнего содержания дорог. В качестве шасси выбрали ЗИЛ-432720/ 432722, так как его характеристики наилучшим образом соответствуют работе в стесненных условиях мегаполиса. Полноприводное короткобазное шасси повышенной проходимости с колесами большого диаметра и высоким дорожным просветом удобно не только для «запрыгивания» на бордюр, но и для размещения в колесной базе щетки. На нем монтируется емкость для реагента, щеточное и плужное оборудование. Двухотвальный плуг с изменяемой геометрией – собственная разработка «Дормаша». Летом вместо плуга навешивают мойку высокого давления. Мощность для привода разбрасывателя реагента и водяной помпы отбирается от носка коленвала, и, таким образом, напор воды и вращение разбрасывателя не зависят от скорости шасси. На таком же шасси в 2003 г. выпустили десяток машин для внекорневой подкормки зеленых насаждений. Успешное внедрение машин на базе полноприводного «Бычка» было обеспечено возможностями собственного экспериментального производства и тесным контактом с КБ АМО ЗИЛ.

Бозунов Сергей Васильевич, главный механик ГУП «ДМУ-1»

«Первый опыт эксплуатации снегопогрузчиков мы получили зимой 2002/2003 года. Арендовали две единицы СнП-16 и одну СнП-17 с длинной стрелой. А в следующем году три СнП-17 уже получили на баланс. Сознательно взяли именно эту модель, а от СнП-16 отказались. Работали машины безотказно, без серьезных проблем. Гидромотор на одной из них заменили по гарантии. Обслуживание быстро и оперативно проводила сервисная служба «Дормаша». Наших машинистов они обучили.

Вместо механического привода на СнП-17 гидравлика, поэтому машина стала работать мягче и даже менее шумно. Конструкция гораздо надежней, очень удобная для машинистов. Это даже не один, а два шага вперед. Кабина светлая, просторная, теплая, и наши машинисты работают чуть ли не в рубашке. Хорошо работает с капотными самосвалами, а для работы с высокими, например с МАЗом, хотелось бы, чтобы транспортер был выше, иначе можно помять кабину. Хотелось бы также, чтобы снег в кузове распределялся равномерно, а не только спереди. Производительность ограничивается только самосвалами. Цена оправдывает себя уже тем, что для машиниста созданы человеческие условия.

Всего у нас 300 единиц техники. Обслуживаем магистральные дороги: Ленинградское, Волоколамское шоссе, Ленинградский проспект, Садовое кольцо и участок Третьего транспортного кольца».

В сборочном цехе Плавского завода

В 2004 г. объединение приступило к производству вакуумных подметально-уборочных машин. Четырехкубовые немецкие пылесосы Bucher Dorfant монтируются на полноприводном шасси ЗИЛ-432720. Такая машина может убирать и небольшие улицы, и магистрали. Для сбора мусора из труднодоступных мест она оборудована ручным рукавом с наконечником. В 2004 г. планируется выпустить 28 таких машин. Для скоростной уборки центральных магистралей города предлагается 6-кубовый пылесос Bucher на шасси МАЗ.

Чтобы сделать вакуумные подметально-уборочные машины более доступными для городских служб, в 2003 г. конструкторы объединения разработали собственную модель ВПМД-01 на шасси МАЗ. На платформе машины установлены бункер для смета из нержавеющей стали с вакуумной установкой, бак для воды и насос высокого давления, в базе под рамой – цилиндрическая щетка, с двух сторон платформы – лотковые щетки и шахты для всасывания смета, под передним бампером – форсунки для увлажнения подметаемой поверхности. Кроме того, имеется катушка со шлангом и пистолетом для ручной мойки и ручной рукав для сбора мусора из труднодоступных мест.

Эвакуатор

В настоящее время инженеры объединения работают над несколькими проектами, в том числе над расширением возможностей машины КМСД1. На нее планируется устанавливать гидроманипулятор для мойки вертикальных ограждений. Другой интересный и актуальный проект – машина для разметки дорог.

Нельзя сказать, что все дается легко. При разработке и производстве новых машин возникает множество технических и организационных проблем, однако специалисты объединения их успешно решают, предлагая потребителю качественную и одновременно доступную технику. Сегодня объединение «Дормаш» предлагает городским службам комплексные решения: от проектирования и разработки документации до производства готовой продукции, поставки ее потребителю, оказания услуг по обслуживанию и ремонту.