Эх, дороги... Состояние и перспективы дорожного строительства

А. Рикошинский

В настоящее время развитие автомобильных дорог отстает от автомобилизации, темпы роста которой составляют от 5 до 7% в год. Сейчас протяженность дорожной сети 925 тыс. км, а по экспертным оценкам должна составлять не менее 1,5 млн. км. До 20% автомагистралей работают в режиме перегрузки. При протяженности многополосных автомагистралей в 4,3 тыс. км потребность в них составляет 8 тыс.

До сегодняшнего дня не завершено формирование основной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все экономические регионы, что особенно остро ощущается в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время Дальний Восток, Чукотка, северные районы Якутии, Красноярского края, Томской обл. и целого ряда других регионов России оторваны от единой дорожной сети страны. Многие регионы вообще не имеют прямых связей между собой, в результате чего перепробег автотранспорта на некоторых направлениях превышает 500 – 1000 км.

Большинство автомобильных дорог в стране имеют несущую способность, не соответствующую осевым нагрузкам современных транспортных средств. Затруднено движение автотранспорта в крупных городах.

На федеральную дорожную сеть приходится 5% общей протяженности и почти половина всей транспортной работы (пробега, грузо- и пассажирооборота), в том числе практически 100% транспортного обслуживания внешнеторгового оборота. Все более обостряется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны. Не обеспечена связь дорогами с твердым покрытием 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек. И даже дорожная сеть Европейской части России значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой.

Низкий технический уровень дорог влечет за собой увеличение расхода горючего на 30%, а общей себестоимости перевозок в 1,5 раза по сравнению с показателями развитых стран. В сравнении с ними же уровень аварийности на российских дорогах в 2 – 3 раза выше, в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают 2 тыс. человек и 9 тыс. получают ранения. Все это говорит о необходимости больших работ на сети автомобильных дорог.

В системе дорожного хозяйства Российской Федерации функционирует около 3 000 организаций, в которых работает более 750 тыс. человек. Развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов должно способствовать повышению качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.

В соответствии с программой «Дороги России ХХI века» (утверждена 28.06.2001), разработанной Министерством транспорта РФ, предусматривается строительство и реконструкция 11 тыс. км автомобильных дорог. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей – основе автодорожной сети. Протяженность дорог I категории увеличится к 2010 г. до 8 тыс. км или почти в 2 раза. Планируется, что к 2010 г. основная масса федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, пригодное для современных транспортных средств с высокими осевыми нагрузками и скоростями. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 г. возрастет до 50 тыс. км.

Предусмотрено строительство и реконструкция платных автодорог и мостовых переходов общей протяженностью 3 тыс. км, а также обустройство их платной эксплуатации.

В Центральном регионе, кроме реконструкции головных участков магистральных дорог «Холмогоры», «Беларусь», «Волга», «Урал» и «Россия», планируется реконструкция с расширением до четырех полос движения федеральных магистралей в составе международных транспортных коридоров № 2 и 9, завершение реконструкции магистрали «Дон», обеспечивающей выход к крупнейшей в России курортной зоне и морским портам на побережье Черного и Азовского морей, на участке от Москвы до Воронежа. Предполагается строительство мостов через Волгу у Кинешмы и на обходе Ярославля, а также завершить формирование межрегионального маршрута Москва – Екатеринбург, на котором построить ряд объектов, в том числе обход Костромы с мостом через Волгу. Завершение строительства и реконструкции участков дорог на маршруте граница Украины – Курск – Воронеж – Саратов – Уральск обеспечит кратчайший выход из Центральной Европы в Среднюю Азию и будет содействовать укреплению экономических интересов и национальной безопасности нашей страны.

В Северо-Западном регионе будет построена кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга, построены и реконструированы подъезды к сооружаемым и модернизируемым портам в Финском заливе на территории Ленинградской обл. Это позволит повысить эффективность работы портов в северной части Финского залива и обеспечить проезд к стратегически важному порту Кронштадт.

Планируется строительство и на маршрутах Санкт-Петербург – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург, Санкт-Петербург – Архангельск – Котлас – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь с использованием вводимого в 2001 г. моста через Северную Двину у Котласа. Крупными объектами на указанных маршрутах являются участки дорог на территории Карелии, Архангельской и Вологодской областей, а также мостовой переход через Кольский залив у Мурманска на международном маршруте к Скандинавским государствам. Также планируется повышение технического уровня участков рокадной магистрали вдоль западной границы России на территории Ленинградской и Псковской областей со строительством обходов городов Гатчина и Псков.

В Южном регионе, кроме работ на дорогах международного транспортного коридора Север – Юг и трансконтинентальных Евроазиатских, продолжится строительство других федеральных дорог, обеспечивающих перераспределение и пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков по кратчайшим маршрутам к портам на Черном и Азовском морях и в Закавказье. Многие из этих объектов имеют важное стратегическое и оборонное значение. Среди крупнейших объектов участки автомобильных дорог Минеральные Воды – Кочубей, Беслан – Владикавказ – граница Грузии, обход Сочи, а также мост через Волгу у Волгограда.

В Приволжском регионе будет введен в строй мост через Волгу в Ульяновске и пущена вторая очередь моста через Волгу у Саратова.

В Уральском регионе планируется введение в строй автодорожного обхода Казахстана, строительство и реконструкция отдельных участков на маршруте Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск.

В Сибирском регионе главной задачей станет завершение формирования транспортного коридора Восток – Запад, имеющего для нашей страны важное геополитическое и стратегическое значение. Крупнейшими объектами здесь являются строительство обходов Новосибирска, Красноярска, а также реконструкция участков дорог с низким техническим уровнем в составе межрегиональных маршрутов, обеспечивающих международные перевозки. Продолжится строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской обл., в Эвенкийском АО и других территориях зоны севера, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона.

В Дальневосточном регионе кроме важнейшей стройки страны – магистрали Чита – Хабаровск, будут строиться дороги, обеспечивающие подъезд к дальневосточным портам, которые осуществляют северный завоз в Якутию, Магаданскую обл. и другие северные территории, а также прочих важнейших дорог, обеспечивающих действие экономики региона и решение социальных проблем населения.

Приоритетом пользуются объекты и направления, имеющие наибольшее значение для развития, как отдельных регионов, так и страны в целом, в частности магистрали:

Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Хабаровск – Владивосток (часть трансконтинентальной магистрали, обеспечивающей круглогодичный проезд через всю территорию страны от западных границ до Тихого океана, Москва – Владивосток);

Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону (ее реконструкция значительно увеличит пропускную способность дороги и обеспечит безопасное движение автомобильного транспорта в южном направлении с выходом на Ближний Восток);

Москва – Минск и Москва – Санкт-Петербург – Госграница, связывающая Россию со странами Западной Европы и Скандинавии.

На развитие федеральных автомобильных дорог планируется выделить 331,8 млрд. руб.

Предусматривается довести удельный вес дорог I, II, III категории до 20% против 18,3 в настоящее время. Протяженность территориальной дорожной сети за счет перевода части ведомственных дорог и строительства новых дорог в сеть дорог общего пользования возрастет до 620 тыс. км. Всего за период до 2010 г. запланировано построить и реконструировать 61 тыс. км территориальных дорог. На эти цели предполагается выделить 803,3 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета 266,9 млрд. руб. и из бюджетов субъектов РФ – 536,4 млрд. руб.

Предусматривается коренное изменение подходов к ремонту и содержанию дорог. Предполагается переход от практиковавшегося ранее ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них к технологии маршрутного ремонта протяженных участков на основе диагностики их транспортно-эксплуатационного состояния с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния дорог и планирования ремонтных работ. Планируется также модернизация и приведение в нормативное состояние участков улично-дорожной сети в городах, используемой для пропуска транзитных транспортных потоков, следующих в межрегиональном и международном сообщениях. Ремонтные работы будут включать весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений с применением прогрессивных технологий и материалов.

Особое внимание уделяется модернизации дорог, которые по загруженности не требуют перевода в более высокую категорию, но не отвечают современным требованиям по безопасности и несущей способности. Планируется создать устойчивую и эффективную государственную систему содержания дорог, способную обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.

Мероприятиями по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог предусмотрено увеличение объемов ремонтных работ в период 2002 – 2005 гг. на 4 – 6% ежегодно с последующим увеличением в 1,6 раза в период 2006 – 2010 гг. Намечено отремонтировать 48 тыс. км федеральных дорог, на что будет выделено до 2010 г. из федерального бюджета 311,5 млрд. руб., из них на капитальный ремонт (инвестиции) – 127,2 млрд. руб., на содержание (прочие нужды) – 184,3 млрд. руб.

Программой ремонта и содержания территориальных автомобильных дорог предусматривается капитально отремонтировать 54,5 тыс. км дорог, на что намечено израсходовать до 2010 г. 664,8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета – 11,7 млрд. руб. (из них капитальные вложения 5,7 млрд. руб.) и бюджетов субъектов Федерации – 653,1 млрд. руб. (из них капитальные вложения 177,0 млрд. руб.).

На модернизацию производственной базы дорожного хозяйства намечено израсходовать до 2010 г. 14,1 млрд. руб., из них 3,5 млрд. руб. из федерального бюджета и 10,6 млрд. руб. из внебюджетных источников.

В связи с предстоящей отменой действующего налога на пользователя дорог программой предусмотрено реформирование системы финансирования автодорог за счет введения налогов, компенсирующих сокращение расходов бюджета. Так, основываясь на зарубежном опыте и общих мировых тенденциях совершенствования налоговых систем, финансирование автомобильных дорог должно осуществляться, в первую очередь, за счет введения налогов непосредственно на пользователей автомобильных дорог, включая увеличение налогов на использование ГСМ. Дальнейшее развитие и совершенствование системы финансирования автомобильных дорог в программный период должно учитывать и предполагаемое вступление России в ВТО и предусматривать гармонизацию устанавливаемых дорожных сборов, которые должны будут взиматься не только с отечественных, но и с зарубежных автоперевозчиков, со сборами, действующими в других странах. Планируется продолжить работы по привлечению частного сектора к финансированию дорожного строительства на основе механизма частных концессий и создания государственных дорожных корпораций.

На важнейших федеральных дорогах, в первую очередь, входящих в состав международных транспортных коридоров, предусматривается создание и развитие отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий. Затраты на реализацию мероприятий информационного обеспечения дорожного комплекса составят 7,5 млрд. руб., из них 7,45 млрд. руб. из федерального бюджета.

Главная цель программы «Дороги России ХХI века» – создание условий для улучшения социально-экономического положения страны, укрепления ее обороноспособности и экономической безопасности, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, повышение мобильности населения и содействие освоению и развитию территорий за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития и модернизации автомобильных дорог общего пользования.

Программа «Дороги России XXI века» учитывает опыт реализации предыдущей дорожной программы, но в отличие от нее уделяет большее внимание выбору инвестиционных приоритетов, концентрации ресурсов на наиболее эффективных инвестиционных проектах, дающих максимальный экономический эффект, а также формированию единой дорожной сети страны, как одного из важнейших элементов ее транспортной системы, на основе комплексного планирования на федеральном и региональном уровнях.

Эффект от реализации программы «Дороги России ХХI века» имеет две составляющих: экономическую и социальную. Возможность более эффективного использования региональных ресурсов представляет собой важнейший резерв как для развития отдельных регионов, так и для народного хозяйства страны в целом. Импульс к своему развитию получают такие отрасли как дорожное машиностроение, производство стройматериалов, транспорт, нефтепереработка и ряд других отраслей, включая ВПК, которые будут участвовать в реализации программы в качестве поставщиков товаров и услуг. Народнохозяйственный эффект от реализации программы может быть оценен в 8,5 трлн. руб.

Программа рассчитана до 2010 г. с реализацией в два этапа.

На первом этапе (2002 – 2005 гг.) будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов в районах перегруженных движением – Московского, Санкт-Петербургского и других дорожных узлов, строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.

На втором этапе (2006 – 2010 гг.) планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных дорог и сократить его на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих дорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.