Сага о тракторах
Между войнами – 30-е годы
После Первой мировой войны количество производителей сельскохозяйственных тракторов и вообще сельской техники резко уменьшилось. Многие фирмы просто исчезли, а некоторые, почувствовав вкус, переориентировались и стали выпускать военную технику, которая, конечно же, приносила баснословные барыши, но и требовала от производителя совершенно другого подхода к проектированию, производству и испытаниям. Там требовались другие качества, но сейчас не о них...
Многие американские тракторные фирмы, благо боевые действия разворачивались на другом континенте, приостановили активную работу над новыми моделями не из-за солидарности с той или иной стороной, а благодаря быстрым прибылям, которые можно было получить, продавая даже залежалую технику. Какой уж тут прогресс! Так что почти десятилетие американские производители в большинстве своем занимались изготовлением старой техники и ее продажей в Европу. А сама Европа воевала. Но не следует думать, что все американцы разбогатели. В производственном бизнесе останавливаться нельзя, тем более на продолжительный срок – это подобно отставанию навсегда, поэтому маленькие фирмы выпадали из обоймы производителей одна за другой.
Из крупных производителей тракторов на Американском континенте остались «на плаву» только несколько именитых фирм: Case, International Harvester, Minneapolis Moline, Oliver, Allis-Chalmers, Caterpillar, Massey Harris и некоторые другие, хотя, повторюсь, их было совсем небольшое количество. Остальные фирмы из-за финансового положения должны были пересмотреть свои перспективы и принять решение либо о ликвидации основных активов, либо о передаче их в более надежные руки. Правда, были и такие фирмы (например, Ford), которые прекратили заниматься сразу несколькими видами продукции всего лишь на некоторое время, сосредоточив усилия на выпуске одного вида техники – в данном случае автомобилей, и вернувшиеся позже к сельскохозяйственной технике вновь, но с определенным техническим багажом и финансами.
В Европе основными изготовителями сельскохозяйственных тракторов в то время были французский Renault со своими филиалами, швейцарский Hurliman, шведский Мunktells да чешский Wikov. Это вовсе не означает отсутствия других изготовителей – их было достаточно, просто занимаемая ими доля рынка «не делала погоды», и мы подробно останавливаться на них не будем. И еще необходимо отметить, количество пахотных земель в Европе в те годы сильно отличалось от таковых же в Америке. Многочисленность мелких хозяйств диктовала свои законы обработки и обслуживания земли. Так что технологии, использовавшиеся на разных континентах, сильно отличались друг от друга.
Мощности европейских тракторов были поменьше, да и сами они занимали меньше места в гаражах у своих хозяев. Во многих странах Европы все еще царил сельскохозяйственный уклад, главной рабочей силой которого оставалась лошадь, а тракторы стали уделом богатых и многогранных хозяйств.
Но вернемся к нашим главным героям – тракторам. И здесь самое время отступить от глобально-исторической линии и рассказать о том, что приобрел трактор в 30-е годы фактически повсеместно. А получил он резинокаучуковые шины. На автомобилях они появились намного раньше, но, будучи надеты на тракторные колеса, шины должны были создавать очень большое тяговое усилие на сравнительно малых скоростях. Соответственно они приобрели развитые грунтозацепы, особенно на ведущих колесах, и необходимо было избежать проворачивания покрышек на колесном ободе.
В первые годы применения этого нововведения использовались как сплошные литые, так и пневматические шины с надувными камерами. И те, и другие были очень дороги. Бандажные резиновые кольца встречались и раньше, но в основном не на пропашных тракторах. В дальнейшем они использовались все меньше и меньше, и сегодня на тракторах практически не встречаются. С пневматическими шинами ситуация оказалась обратной.
Едва родившись, тракторные шины получили загрузку по полной программе. Они «терпели» (и терпят сегодня) огромные нагрузки даже при незначительной пробуксовке, неимоверные усилия при пахоте глинистых и каменистых почв... Кроме того, тракторные шины, особенно грунтозацепы, должны были иметь определенную жесткость при соответствующей эластичности. В общем требования к тракторным шинам оказались намного жестче, чем к автомобильным. Их конструкторы работали не только над составами резиновых смесей, но создавали многослойные конструкции – только такая покрышка могла выдержать работу на тяжелых почвах. Стоит ли удивляться их высокой цене?
Далеко не каждая, даже из богатых, ферма могла купить комплект резины на трактор, поэтому сохранялся спрос на машины, сделанные по старинке. Например, Massey Harris до 1936 г. так и выпускал тракторы с металлическими колесами и приваренными к ним шипами. Правда, тракторы этой фирмы были полноприводными, с четырьмя одинаковыми колесами и оригинальными запатентованными колесными редукторами. По большому счету, резина ему была и не нужна вовсе. Как правило, тракторы этой фирмы работали в самых тяжелых условиях, а комплект резины и в более легких режимах редко выдерживал хотя бы один сезон (!), конечно, при каждодневной эксплуатации.
Трактор Massey Harris снабжался 4-цилиндровым двигателем Hercules мощностью 25 л.с. Машина имела весьма архаичную внешность. Складывалось впечатление, что ее создатели «проспали», по крайней мере, одно десятилетие. И если учесть, что началом выпуска этого трактора считается 1930 г., он ни в какое сравнение не идет со своими «соплеменниками», что легко проиллюстрировать.
Allis-Chalmers модель «В» также 1930 г. выпуска, как видите, имеет практически все атрибуты современного трактора (конечно, в скромном изложении). Над этой легкой моделью явно поработала рука талантливого конструктора или даже дизайнера. Практически нет стилистических изъянов и конструкторских огрехов. Даже «кривой стартер» уже снимался и убирался в инструментальную сумку. В течение почти десятилетия эта фирма выпустила около десятка моделей, различавшихся назначением и мощностью двигателя, которая доходила до 40 л.с. «Любимым» топливом пока оставался керосин, что, впрочем, характерно для того времени.
Ferguson была одной из самых почитаемых тракторостроительных фирм США много лет. Она выстояла и в Первой мировой. Мало того, в середине 30-х она удивила мир совершенно непривычным по тем временам управлением навесным оборудованием. Подавая масло под разным давлением в специальные цилиндры, действовавшие на примитивные исполнительные механизмы, можно было, например, поднимать или опускать плуг, причем на разные фиксированные уровни. Позже эта система станет неизменной принадлежностью трактора, но тогда она стала грандиозным скачком в развитии трактора и управлении рабочим оборудованием.
Oliver также была одной из американских тракторных фирм. Она не только выжила в годы Первой мировой, но и продолжала выпускать оригинальную сельскохозяйственную технику. Ее тракторы для обработки больших площадей были известны практически во всем мире, поскольку имели оригинальную компоновку: при разнесенных задних колесах передние были сдвоенными и располагались по оси трактора. Модель 1937 г. имела уже закапотированный с боков 6-цилиндровый двигатель, который развивал до 44 л.с. Это была передовая техника с большим количеством патентов. У фирмы появились последователи, как новички, так и именитые производители, но достичь такой же надежности и оригинальности не смог больше никто.
Еще один «американец» – уже знакомая нам фирма Case. Она приумножила свои финансы и стала выпускать тракторы просто загляденье – красивые, мощные, надежные, не только снабженные резиновыми шинами, но еще и на литых колесах. Кстати, на модели «L» 1929 г. были еще стальные колеса. На одном из наших рисунков показана предвоенная (Вторая мировая) модель С17/27 1939 г., может быть, не самая мощная, но очень характерная для этой фирмы. Ее 4-цилиндровый двигатель развивал 27 л.с. Эти тракторы уже были рассчитаны на богатого покупателя, который ценил не только надежность и мощность, но и внешний вид своего трактора, впечатление, которое он производит на своих соседей. Этим, конечно, стали пользоваться и производители. Время простой железки на колесах прошло безвозвратно. Пришла пора эстетического воспитания покупателя, даже в тракторостроении. Пахотные площади быстро росли. Сельское хозяйство требовало новой техники.
В середине 30-х в тракторостроение вернулся Ford. Но не просто вернулся, а показал всем свое новое творение модель «9N», которая действительно во многом превосходила другие. Высокая мощность, возможность собирать сдвоенные задние скаты в полевых условиях, повышая тяговые характеристики, как и многое другое повлияли на популярность этой удачной модели. Кстати, этот трактор поставлялся по ленд-лизу многим союзникам во время Второй мировой войны.
А теперь вернемся в старушку-Европу, ведь там, несмотря на некоторые отличия от заокеанского тракторостроения, нововведений все-таки хватало. Главное из них касалось двигателей. При сложившейся дороговизне бензина производители «мирных» тракторов все чаще поглядывали на дизель. И, в конце концов, по утверждениям историков, в Германии, как одной из самых развитых европейских стран, начался серийный выпуск тракторных дизельных двигателей сразу несколькими фирмами (Deutz, Hanomag и др.).
Вслед за немцами дизелизацию сельскохозяйственной техники продолжили французы. Со своей моделью Renault Y.L. они вышли на рынок в 1933 г., а закончили выпуск этого трактора в 1939-м. Повлияла, конечно, Вторая мировая война.
Не отступала от именитых производителей и маленькая Швейцария, в которой фирма Huerliman с 1934 г. выпускала 2-цилиндровый дизельный трактор 2М20, а затем перешла к более серьезным машинам с 4-цилиндровыми дизелями. К сожалению, даже нейтральную Швейцарию война заставила пересмотреть планы. Все эти трактора выпускались также только до 1939 г.
Вообще, дороговизна бензина в Европе подтолкнула многих производителей тракторной техники к поискам альтернативных видов топлива. В Англии и Италии, например, приступили к выпуску тракторов с двигателями, работающими с весьма сложными циклами. Запуск двигателя у этих машин осуществлялся на бензиновом карбюраторе, а последующая работа шла на спирту. Запахи вокруг таких тракторов были, наверное, весьма привлекательными для некоторой категории людей... Кстати, и в Германии наряду с дизельной вовсю выпускали и спиртовую технику. Не забыт был и газ. Многие фирмы экспериментировали с подобными двигателями, но широкого применения в 30-е годы они не нашли.
Чехословакия в те годы была достаточно развитой в техническом плане страной. В 1926 г. здесь возобновилось производство тракторов. Известнейшая в тогдашнем техническом мире фирма Wikov (Wichterie and Kovarik) выпускала как бензиновые, так и дизельные тракторы, правда, некоторые конструкции были просто позаимствованы у других.
В 30-е годы, помимо нововведений в топливных системах тракторов и появления каучуковых шин на серийных машинах, не прекращались работы и над новой перспективной техникой. При этом порой проекты доводились почти до абсурда. Многие в ту пору считали, что трактор – всего лишь замена обыкновенной лошади, а коли так, то он и должен на нее походить. Вот, например, проект Power Horse из Солт-Лэйк Сити, датированный 1937 г. Эта «тракторная единица» (по-другому и не назовешь) практически повторяла савраску не только повадками, но и управлением. Механизм не имел даже сиденья для водителя, а управлялся с прицепного или навесного оборудования, которое, кстати, также было в диковинку, обыкновенными вожжами. Правая вожжа на себя, и трактор направо, вожжи на себя, и он останавливался.
Одним словом, «лошадиное» управление, это читается даже в названии механического чуда (кстати, прообраза современного мотоблока). Как и четыре лошадиные ноги, оно имело все четыре ведущих колеса. Нужно отметить, что, несмотря на некоторую прохладность, с которой встретили эту новинку на рынке, подобная машина явилась своего рода прорывом в тракторостроении.
Работы над созданием этого маленького трактора начались в 1937 г. (в США), и до 1941 г. была выпущена небольшая серия.
Итогом этой статьи можно считать утверждение, что в 30-е годы произошло становление трактора, «как личности». Он приобрел практически все отличительные (хотя бы от автомобиля) черты, которые свойственны ему даже сегодня. Это и резиновые шины, и дизельные двигатели, и сдвоенные задние скаты, и наличие гидравлики, и тройная колея у некоторых тракторов и даже понятие мотоблока – все это появилось именно в 30-е. Судите сами...