Грузовики тоже бывают красивыми
Эти автомобили появляются довольно редко и, как правило, вызывают большой интерес, как автомобилистов, так и специалистов. Речь идет о концептуальных разработках – «концепт-траках», или просто «концептах». Появление на рынке грузовых автомобилей или автобусов совершенно новой модели само по себе целое событие, обсуждаемое не один год, а уж появление концепта и подавно.
Rumpler RuV31 |
Концептом можно назвать автомобиль, в основе которого лежат не просто нестандартные компоновочные или дизайнерские решения, применяются очень дорогие материалы из авиационных и даже космических технологий; на нем проверяются технические и стилистические идеи, которые возможно будут использованы в ближайшее время или не использованы никогда, но которые могут определить направления развития этого вида транспорта как на ближайшее будущее, так и на далекую перспективу. Как правило, каждый концептуальный экземпляр в десятки раз превосходит по цене обычный, равный по классу грузовик. И это обрекает его на одиночество.
В начале века практически любой экипаж, выпущенный какой-нибудь небольшой мастерской или крошечным «свечным заводиком», можно безо всякой натяжки назвать концептуальным. Слишком уж много нововведений можно было встретить в их компоновке и конструкции (с некоторыми из них вы уже познакомились в нашей «Кунсткамере»). Но сознательное использование последних достижений науки и техники, нестандартный взгляд на компоновку и конструкцию грузовика (также как и автобуса, и легкового автомобиля), применение неавтомобильных технологий началось на рубеже 20 – 30-х годов. В Европе всевозможных автомобильных марок тогда было великое множество. К созданию концептуальных автомобильных проектов подключился и Новый Свет.
Futurliner, изготовленный для последнего «Парада Прогресса» в 1940 г. |
Можно было бы вспомнить французский «Латиль» с передним приводом, германский «Гаггенау» с удивительной компоновкой и целый ряд других европейских и американских автомобилей, но они впоследствии выпускались серийно, поэтому концептами назвать их можно с большой натяжкой. Многие фирмы и мастерские выполняли штучные заказы транспортных и других компаний (от пивных до бензиновых), требовавших, чтобы их грузовики отличались от конкурентов не только надписями на бортах, но и оригинальным внешним видом. Так появились на свет «бутылки», «зажигалки» и даже «сосиски на колесах». Конечно же, это также не концепты!
Пожалуй, первым концепт-траком можно назвать очень интересный трехосный автомобиль талантливейшего и многостороннего германского конструктора Эдмунда Румплера. Одна компоновка этого грузовика-фургона чего стоила! Трехосное шасси с передним приводом и спереди же расположенным 12-цилиндровым двигателем Майбаха мощностью 150 л.с. было снабжено большими ведущими колесами и двумя парами маленьких колес сзади для уменьшения погрузочной высоты. Автомобиль имел индекс RuV 31, первые две буквы – это начало фамилии конструктора, V – это V-образный двигатель, а 31 – год изготовления (1931). Грузоподъемность машины составляла 5 т. Оригинальным был и ее внешний вид.
Command Car для Parade of Progress 1936 г. |
Передок с облицовкой радиатора, напоминающей таковую у легковых автомобилей «Роллс-Ройс», особо выделенные крылья со спрятанными фарами и красиво очерченная, но все-таки характерная для тех лет боковая подштамповка – все это вместе выдавало талант и вкус конструктора. К сожалению, автомобиль не имел продолжения. Он так и остался единственным экземпляром и сгорел во время Второй мировой войны.
Следующий концепт-трак нашего обзора появился в США. Для более наглядного «роста уровня сложности» концепта мы рассматриваем их не по странам и континентам, а в хронологической последовательности.
В 1933 г. в Чикаго прошла Всемирная выставка, где General Motors под девизом Parade of Progress выставила все свои достижения в области науки, техники и производства. Миллионы посетителей отмечали высокий уровень экспозиции, и руководство «Джи Эм» приняло небывалое решение – сделать ее передвижной. Первая из них открылась во Флориде 11 февраля 1936 г. Для перевозки некоторых экспонатов и в качестве Cоmmand Car использовались автомобили-концепты, созданные на базе грузовиков. Один из них был изготовлен фирмой Fisher Body’s Fleetwood, а затем «растиражирован» до 9 шт.
Такие «Парады Прогресса» проводились трижды и проходили по городам США, Мексики, Канады и Кубы. Выставка разворачивалась в 251 городе, ее посетили в общей сложности 12,5 млн. человек, а автомобили прошли более миллиона миль. Для того времени пробег достойный!
Fageol Super Freighter, 1952 г. |
Что же касается самого Сommand Car, то можно заметить, что дизайн этого гиганта напоминает внешность легкового автомобиля: такие же крылья, похоже расположена облицовка радиатора, только кабина водителя поднята вверх и сдвинута вперед. Этакий грузовик-автобус!
Похожую компоновку имеет и Futurliner той же фирмы, изготовленный к последней (третьей) передвижной выставке в 1940 г. Только в отделке кузова уже применены чисто американские (впоследствии) материалы: алюминий, листовая нержавеющая сталь и плексиглас для поднятой кабины водителя, вход в которую осуществлялся через дверь, расположенную на скругленном переднем правом углу кузова. И, конечно же, чисто американский прием – двойные передние шины. Любопытно, что и сегодня этот концепт полон сил и снимается в голливудских фильмах в качестве транспорта будущего.
Такие же сдвоенные шины спереди «носил» и «Спанглер» (см. № 19 нашего журнала за 1999 г.).
В 1952 г. появляется очень интересный грузовик с цельнометаллическим кузовом оригинальной конструкции и двигателем, работающим на пропане. Его изготовила Fageol Twin Coach Company и назвала Super Freighter (любят американцы везде вставлять «супер»). Кузов контейнерного типа изготовлен из гофрированной нержавейки, а кабина водителя в плане представляла собой радиусную кривую. Интересно, что грузовик уже имел боковые дефлекторы и, конечно же, передние сдвоенные колеса. Кузов был установлен на раму, по бокам и сзади которой крепились пропановые баллоны. На этом автомобиле фирма собиралась проверить жизнеспособность двигателей Fageol при работе на газе, определить некоторые аэродинамические показатели и проходимость грузовика по занесенным песком или снегом шоссе. Получилось вроде бы все удачно, но в производстве он оказался бы очень дорогим по сравнению с конкурентами, и на единственном экземпляре исследования закончились, тем более что фирма уже принадлежала DIVCO и такие проекты больше не субсидировались.
B. P. Autotanker, 1960 г. |
Теперь вернемся в Европу... Хотя мы в начале статьи и говорили, что фирменное оформление грузовиков не может являться признаком концепта, но, как всегда, имеются исключения, которые лишь подтверждают правила.
B.P. Autotanker, принадлежащий «перу» Thompson-Leyland, является самым настоящим концепт-траком по всем показателям. Таких оригинальных решений мир еще не видел. Автомобиль был создан по автобусной технологии с применением алюминия для самого кузова и цистерны и пластика для передней панели и задней крышки моторного отсека. Двигатель Leyland расположен в задней части кузова и агрегатирован с автоматической коробкой передач. Сам автомобиль весил 9 т, но на борт брал 15 т топлива. Передние оси четырехосного шасси имели пневматическую подвеску, пневматическим же был и усилитель руля – довольно редкое сочетание.
Цистерна имела довольно интересную альтернативу зеркалам заднего вида. По крыше вдоль всего кузова проходил канал, заполненный системой зеркал и линз (по типу сложного телескопа), позволявший спроектировать изображение происходящего сзади на экран перед водителем. Премьера автомобиля состоялась в 1960 г.
А теперь снова в США... Опять же GM в 1964 г. на Нью-Йоркской всемирной выставке представила концептуальный седельный тягач Bison, снабженный в качестве силового агрегата двумя газовыми турбинами: одна мощностью 280 л.с., другая – 720-сильная, в сумме – 1 000 л.с.(!) Началась эра экспериментов с турбинами...
Обе турбины располагались за кабиной водителя над ведущими передними колесами. В случае необходимости можно было приводить с помощью электричества и колеса полуприцепа со встроенными электродвигателями. При дальних поездках тягач можно было жестко связать с полуприцепом, превращая автопоезд в «одиночку».
Ford Turbine Truck |
Полуприцеп представлял собой модульную конструкцию, и при ширине 2 400 мм автомобиль мог иметь длину 3 050 мм, 6 100, 9 150 или 12 200 мм. Все зависело от потребностей транспортной компании и количества перевозимого груза. Обратите внимание на кабину водителя. Это уже не часть контейнера или сваренного из кусков железа «бункера». Над этой кабиной явно работали дизайнеры-профессионалы, и надо сказать, выглядит она для тех лет превосходно.
Примечательно, что водитель управлял автомобилем не при помощи рулевого колеса, а двумя джойстиками (сейчас вновь в концептах можно встретить эту идею). Следует заметить, что этот автомобиль иногда представляют под маркой Bedford.
Годом позже (в 1965 г.) на Франкфуртской автомобильной выставке был показан грузовой автомобиль-одиночка германской фирмы Bussing, чем-то по своей компоновке напоминающий американца. Кабина также располагалась перед передними управляемыми колесами, только двигатель размещался уже в базе, а ведущей была задняя ось. Создатели этой машины были абсолютно уверены, что за такой компоновкой будущее: ведь под грузовую платформу или контейнер используется вся длина автомобиля, вплоть до крыши кабины водителя! В течение нескольких лет этот грузовик трансформировался несколько раз, в серьезную «серию» он так и не попал. Правда, его идея живет до сих пор и некоторые фирмы возвращаются к ней вновь и вновь.
В том же году грузовое отделение Сhevrolet (США) представило автомобильному миру красивейший концептуальный седельный тягач Turbo Titan III, оснащенный опять же газовой турбиной GT-309 мощностью 280 л.с. и автоматической трансмиссией. Такая мощность достигалась при 4 000 об/мин. выходного вала, в то время как число оборотов самой турбины составляли 35 000 в минуту. Турбина имела теплообменник – особый барабан с пористым наполнителем, благодаря которому температура отработавших газов снижалась с 630 до 250°, что уменьшало шум и повышало КПД двигателя. У автомобиля отсутствует привычная тормозная система, торможение осуществляется двигателем, который выступает в роли тормоза-замедлителя.
Shevrolet Turbo Titan III, 1965 г. |
Дизайн кабины читатель может оценить сам. Воздух в турбину поступает через специальные заборники, расположенные рядом с блоками фар. Эти блоки при необходимости могут закрываться специальными лючками. Кабина водителя имеет «космические» сиденья, FM-стерео с четырьмя динамиками и двухканальный радио-телефон. Планируемый пробег этого автомобиля должен был составлять 500 тыс. км, что, кстати, по сегодняшним меркам не так уж и много.
И последним в нашем сегодняшнем рассказе о грузовиках-концептах будет седельный тягач Ford с двумя полуприцепами, оснащенный газовой турбиной «Тип 705», развивающей 608 л.с. Длина автопоезда составляет 29,9 м, высота – 3,95, а ширина – 2,44 м. Его полный вес – 77 т, а максимальная скорость 113 км/ч. Удельные показатели таковы: 8 л.с./т и 12,7 кг/л.с.
Кабина расположена на большой высоте, как у многих современных «дальнобойщиков» с кабиной над двигателем, ее пол абсолютно ровный. Исключение составил небольшой подъем для блока педалей оригинальной конструкции. Панель приборов как таковая отсутствует, приборы расположены под рулевым колесом на особой консоли. В интерьере можно увидеть отделенную кабину для отдыха и сна, электрифицированную кухню, небольшой душ, туалет и телевизор для пассажира, причем он расположен так, что водителю его экран не виден. Очевидно, что этот автомобиль рассчитан на очень долгое (по времени) автономное «плавание».
Мы рассмотрели десяток концепт-траков. И все они – так или иначе – повлияли на последующие поколения грузовиков. Многие «древние» идеи мы уже видим в современных серийных автомобилях. И так было всегда: ни один показ концепта не проходил бесследно. Здесь мы остановимся на 60-х годах. Но автомобильная исследовательская жизнь на этом не остановилась. Но об этом в другой раз.