Истинные шедевры
Дни открытых дверей на заводе кранов TCM
Гидравлический телескопируемый гусек
Оригинальная форма сечения всех стрел TCM
Гидравлический привод раздвигания гусениц
Собирается новый трубоукладчик на базе гусеничного крана
Сварочные швы – качество говорит само за себя
Небольшому КБ для разработки нового крана достаточно 40 дней
Телескопирование стрелы с грузом в горизонтальном положении
Руководитель компании синьор Доменико Чиаралло
ТСМ продолжает выпускать эвакуаторы
Уникальный в мировой практике кран г/п 200 т на серийном автомобильном шасси Astra. Такие краны уже работают в Москве и Киеве
На территории завода растут лимоны, оливы и другие деревья
Военный кран – многофункциональная машина
Оголовок стрелы с изменяемым углом установки, тефлоновый блок прочнее стального
Логотип TCM – слон, символ силы и мудрости
|
В конце марта на заводе кранов компании TCM srl., расположенном в г. Термоли на юге Италии, прошли Дни открытых дверей, на которые был приглашен главный редактор журнала «Основные Средства». Руководство компании предоставило гостям полную возможность ознакомиться с организацией производства на этом всемирно известном предприятии. Уникальные конструкцииТолько истинные шедевры могут быть простыми с виду, эти слова приходят на ум, когда знакомишься с заводом. И действительно, в компании всего около ста работников, из них шесть инженеров-конструкторов. И этот небольшой коллектив создает уникальные машины. Все конструкции собственной разработки компании, причем многие совершенно уникальны, не имеют аналогов в мире. Каждый проект, каждый кран ТСМ неповторим и своеобразен, в каждом есть своя изюминка, начиная с элегантного дизайна и заканчивая многофункциональностью и практичностью. Концепция кранов отличается от созданных Liebherr, Grove и др. Вот лишь несколько примеров. TCM – единственная в мире компания, разработавшая и изготавливающая краны грузоподъемностью (г/п) до 200 т на серийных автомобильных шасси шириной 2,5 м. Причем конструкция не привязана к шасси определенной марки, по желанию заказчика ее можно установить на любую подходящую базу. За время эксплуатации, а это 25…30 лет, крановая установка может сменить два-три шасси разных марок. Подчеркну, что минимальная ширина спецшасси, изготавливаемых другими производителями, составляет 2,75 м. Насколько это непростая задача, можно оценить хотя бы по тому, что в нашей стране есть ряд заводов с полноценными инженерными КБ и крановых НИИ, опыт производства которых – многие десятки лет, а недавнее освоение производства 50-тонных кранов считается большим достижением. Колесных кранов г/п более 100 т вообще пока никто не делает. Такой технический прорыв компании ТСМ произошел прежде всего благодаря смелому конструкторскому решению превратить опорную раму в поворотно-выдвижные опоры с радиальным расположением, которые закреплены на центральной жесткой раме, ненамного превосходящей габарит ОПУ. Новаторское для автокранов решение не позволяет усилиям «разгуливать» по опорной раме, на раме нет лишних узлов. Нагрузки на ось автомобиля не превышают требований к грузовому транспорту при движении по дорогам общего пользования. Еще одна особенность кранов ТСМ – это нестандартное крепление гидроцилиндра поднятия стрелы. Вместо обычного резьбового крепления применяют крепление с помощью сухарей, это значительно упрощает и ускоряет демонтаж-монтаж гидроцилиндра при техническом обслуживании. Обычно замена/ обслуживание занимает три-четыре дня, а на кранах ТСМ – 4 часа! Шасси для кранов повышенной проходимости г/п от 35 до 75 т с колесной формулой 4х4х4 конструируют и собирают на заводе TCM. Двигатели для шасси также могут применяться разные. Обычно это двигатели IVECO, но по желанию заказчика могут быть установлены марок Mercedes, Cummins и др. Гидромеханическая трансмиссия оснащается ретардером, это тоже изюминка TCM и практически не встречается на других кранах такого типа. Компания выпускает ряд кранов г/п от 28 до 135 т на гусеничной ходовой части (в основном с гидравлически изменяемой шириной колеи), которую поставляет солидная итальянская компания TracMec Srl (входит в BAUER Group). На базе гусеничного крана разработан новый трубоукладчик RTC 28. У кранов повышенной проходимости г/п до 75 т и гусеничных кранов г/п до 70 т габаритная ширина также 2,5 м. Насколько своеобразны и жестки требования к военной технике, всем известно. TCM производит 40- и 50-тонные краны для армий НАТО. Это многофункциональные машины, кроме собственно крановых операций они способны выполнять функции тягача, контейнеровоза и аварийного транспортера-эвакуатора неисправной техники. Машины с успехом эксплуатируются в разных горячих точках. Компоненты и системыВсе металлоконструкции машин изготавливают из шведской стали Weldox. Благодаря этому полная масса автокрана г/п 200 т не превышает допустимую полную массу его шасси, а, например, кран на гусеничном ходу г/п 70 т весит всего около 34 т. Прочные и легкие конструкции являются отличительной чертой кранов ТСМ. Стрелы кранов собирают из пятигранных полукоробов, которые приобретают у стороннего поставщика. Это рационально при небольшом объеме производства на предприятии. Форма сечения стрелы – восьмигранник с двумя «впадинами» в месте сварных швов – просчитана инженерами TCM. Именно такая форма оптимальна по величине и распределению напряжений. Что касается знаменитого сечения «овоид», эта форма оптимальна именно при той конструкции стрелы и расположении подъемного цилиндра, что применяется для кранов Liebherr и им подобных, но не для конструкции TCM. О качестве стрел и гидросистемы свидетельствует тот факт, что краны TCM единственные в мире способны телескопировать стрелу с грузом в горизонтальном положении на полную длину. Например, у крана г/п 200 т груз массой 1,1 т телескопируется в горизонтальном положении на расстояние 24,5 м! Секции стрел могут телескопироваться независимо друг от друга. Только у кранов TCM на стрелу можно устанавливать гидромолот и другое гидрооборудование, причем давление в контуре регулируется в зависимости от потребности конкретного оборудования. Блоки тросов изготавливают из тефлона – пластика прочнее стали. Российские сертификаторы исследовали тефлоновые блоки и дали разрешение на их применение в России. Оголовок стрелы можно устанавливать под углами 0°; 32,5°и 65°. Благодаря этому можно увеличить рабочую высоту на 1 и 2 м. Такая конструкция позволяет выполнять крановые операции, проводя стрелу над мостовыми кранами в цеховых помещениях. А комплектация трехсекционным гидравлическим гуськом с независимым телескопированием секций, управляемым из кабины крановщика, дает возможность проводить уникальные операции, недоступные кранам других производителей. Компоновка ряда моделей TCM «стрелой назад» также позволяет уменьшить высоту машин. Изготавливая краны с такими возможностями, TCM удачно работает в нише так называемых «тоннельных» кранов, т. е. кранов для работы в помещениях небольшой высоты: в путепроводах, под мостами и т. п. Гидросистема с одним насосом дает возможность выполнять одновременно четыре движения: ходовой части, поворотной платформы, подъема стрелы и вращения лебедки. Для всех кранов TCM как опция предлагаются пульты дистанционного управления крановыми операциями, с помощью которых крановщики могут управлять работой машины с расстояния 30 м и больше. Конечно, ряд комплектующих компания покупает у сторонних поставщиков. Это мосты, гидравлическое оборудование, лебедки и др. Китайские, турецкие и т. п. комплектующие не используют – только самые лучшие по качеству и надежности проверенные европейские бренды. Многие зарубежные и российские производители спецтехники в свою очередь закупают комплектующие у TCM – стрелы, гидравлическое оборудование и даже проявляют заинтересованность в организации крупноузловой сборки. Доменико ЧиараллоО руководителе компании стоит рассказать отдельно. Крестьянский сын с пятиклассным образованием с юности отличался любовью к технике. Поступил в компанию FIAT, где и проработал 20 лет, занимаясь коробками передач. В 1978 г. основал небольшую собственную компанию по производству автомобилей-эвакуаторов, сначала лебедочных, а затем и с кранами-манипуляторами, разработанными и запатентованными компанией синьора Чиаралло. С 1991 г. компания получила нынешнее название TCM и стала выпускать автомобильные краны. Без ложной скромности синьор Доменико говорит о себе: «С инженерами я могу говорить как инженер, с адвокатами – как юрист». Работники TCM утверждают в один голос: «Наш главный конструктор, генератор идей – синьор Чиаралло». И действительно, в основе многих конструкторских решений, сделавших краны TCM уникальными, оригинальные идеи этого талантливого человека. Что немаловажно, руководитель компании не только талантливый механик, но и бизнесмен. Эта небольшая компания успешно выживает, не поглощена неизмеримо более мощными глобальными корпорациями (недавно Terex хотел приобрести TCM, но синьор Чиаралло уверенно отстоял свою независимость), и даже в условиях кризиса ее производство заметно не пострадало. В цехах кипит работа. Кроме производства новых кранов завод принимает в ремонт свои старые машины и может переставить крановую установку на новое шасси. Чтобы разработки и творческий потенциал компании не пропадали, продана лицензия на 50-тонный автокран китайской компании Youtong, в Хорватии станут производить новый эвакуатор. ТСМ участвует в небольших, но необычных проектах по всему миру, везде, где необходимы эксклюзивные краны, способные выполнить самую сложную и неординарную работу. Организация производстваМне приходилось бывать на десятках предприятий во многих странах. Зачастую процесс производства окружают завесой секретности: запрещают фотографировать, водят только в строго ограниченные зоны производства, постоянно повторяют пытливым журналистам: «На этот вопрос мы вам не можем ответить». Совсем иначе все происходило на TCM. Ходить можно было где угодно, фотографировать все, что понравится. С организацией производства мне удалось ознакомиться довольно подробно. Производство начинается с заготовительных операций – из листового металла выкраиваются заготовки для крановых конструкций, из труб – для гидроцилиндров. Все конструкции одного крана, в том числе стрелу, изготавливает один мастер. Таким образом, в год изготавливается 50…70 кранов разных типов и 300…350 автоэвакуаторов. ТСМ производит эксклюзивную технику, основной акцент делают не на количество, а на качество. Каждый рабочий умеет читать чертежи и отчасти выполняет роли и технолога, и мастера ОТК. Изготовленные детали помечают личным клеймом рабочего, поэтому выявить виновника брака, если таковой случится, можно легко. Все сварочные операции выполняют вручную. Сварочные швы исключительно ровные и аккуратные, внешний вид отличный, словно работу выполнял электронный автомат. «Секрет» качества – в высокой квалификации рабочих. То же и на участке гидравлической аппаратуры. Детали вытачивают на станках с ЧПУ или вручную рабочие очень высокой квалификации. Интересная деталь: жидкость в гидросистему нового крана заправляют без предварительной промывки системы и очистки жидкости внешней фильтрующей установкой. Как заверили нас работники TCM, культура производства настолько высока, что двух фильтров в гидравлической системе достаточно, чтобы задержать то небольшое количество загрязнений, что остается в системе после сборки. Первое ТО с промывкой или заменой фильтров выполняется через 500 моточасов работы, затем через 200 и 300 моточасов. По истечении 3000 моточасов выполняют замену фильтров и гидравлической жидкости гидросистемы. По отзывам работников компании «Русбизнесавто», никаких серьезных жалоб на неисправности гидравлической аппаратуры ни на одном проданном в России кране TCM еще не было. Это самое красноречивое свидетельство высокого качества изготовления. Контроль качестваУже не первый раз я с удивлением убеждаюсь, что в небольших европейских компаниях нет собственной службы контроля качества. За качеством изготовления следят сами рабочие, поскольку в случае брака виновного обязательно выявят и серьезно накажут, а качество поступающих от поставщиков комплектующих проверяется по… сертификатам! Документы Евросоюза в отличие от многих российских сертификатов, как оказывается, реально работают и действительно удостоверяют уровень качества деталей. Вот и в TCM srl. испытательной лаборатории нет, и служба качества занимается проверкой сертификатов поступающих комплектующих. Результат – практически ни одного случая брака, как заверили меня в компании. * * * В завершение отметим, что краны ТСМ дешевле именитых «одноклассников» из Европы и США в среднем на 15...30%, имеют все необходимые российские сертификационные документы (сертификат соответствия, Oдобрение типа ТС для автокранов, разрешение Ростехнадзора на применение). Температурный режим эксплуатации машин – от –40 до +40 °С. |