Японская корпорация Caterpillar

Л. Малютин

Погрузчик 902В2

Мини-экскаватор 302С SR



Вас приветствуют экскаваторы серии 320D производства Акаши

Дробилка Mitsubishi MC230 в паре с экскаватором Caterpillar 330D L

Малые погрузчики производства Сагами

Погрузчик 998Н работает в паре с самосвалом 773F

Одним из пунктов тура по предприятиям Caterpillar в Стране восходящего солнца стал демонстрационный центр корпорации в Чичибу, пасторальном местечке примерно в 150 км на северо-запад от Токио.

Чичибу входит в систему учебно-демонстрационных центров корпорации еще с тремя аналогичными предприятиями в Малаге (Испания), Эдвардсе (США) и Тинахе (США). Основная задача этих центров – популяризация техники Caterpillar, а форма популяризации – яркие шоу, выполняемые командой профессиональных демонстраторов. Вторая задача – обучение дилеров, операторов и специалистов сервиса. Центры используют и для испытаний техники и технологий Caterpillar и конкурирующих фирм. Не так давно в Малаге строили два участка автомобильной дороги, один с применением системы нивелирования AccuGrade, второй по струне. Целью мероприятия было количественно определить преимущества новой технологии перед традиционной.
Первых посетителей центр в Чичибу принял в октябре 1979 г., и с тех пор ежегодно около 10 тысяч человек посещают шоу, в которых участвуют 40 машин, от самых маленьких до самых больших. Центр занимает территорию 295 тыс. м2, окруженную горами, потому там господствует континентальный климат с холодными, снежными зимами и жарким и пыльным летом. Чтобы как-то избавить посетителей от неудобств, демонстрационную площадку постарались сделать побольше – в 31 тыс. м2, что в горах не так просто, а трибуны накрыли стеклом. На этой основной, большой площадке демонстрируют землеройную и транспортную технику Caterpillar, на отдельной площадке поменьше показывают дробилки совместного производства Caterpillar и Mitsubishi.
Парк насчитывает 60 единиц, в том числе 12 мини-экскаваторов, 15 полноразмерных и миди-экскаваторов, 5 бульдозеров, 17 фронтальных погрузчиков, 4 карьерных самосвала, 3 сменные машины в зависимости от сезона и 1 дробилку. При этом штат центра всего 11 человек, из них 8 операторов. Три оператора – женщины. При низком росте японок даже удивительно, как они достают до педалей. Однако они лихо разъезжают на любой технике.
Caterpillar добровольно берет на себя социальную ответственность за ту территорию на которой работает. Форма участия компании в жизни социума Чичибу заключается в днях открытых дверей для местных жителей. Эти мероприятия проводятся уже в течение 20 лет и адресованы прежде всего подрастающему поколению. Корпорация, можно сказать, с младых ногтей воспитывает своих потенциальных клиентов и работников. Обычно детишкам не разрешают самим садиться за руль, но их берут в кабину и катают, что тем очень нравится. В год по расписанию в центре проходит более ста демонстраций и бывает по 10 тысяч посетителей – дилеры, клиенты и местные жители.
По составу парк техники отличен от того, что я видел в Малаге, и это связано со спецификой японского рынка. На своих японских предприятиях Caterpillar выпускает линейку оригинальных машин, отличающихся от американо-европейских. Да и сам бизнес, который ведет в Японии Caterpillar, принял оригинальные, иные, чем в остальном мире, формы. Сказывается многолетнее влияние Mitsubishi и японского менталитета в целом.
Япония – стратегически важный для Caterpillar регион в силу его емкого внутреннего рынка и как плацдарм для экспансии в страны Юго-Восточной Азии, из которых сегодня наиважнейшим является Китай. И здесь надо обратить внимание на следующее обстоятельство. Много ли европейских и американских компаний, развернувших на островах производство и продающих под собственной, не японской маркой? И дело тут не только и не столько в законодательных препонах. Насколько реально конкурировать с Toyota, Mitsubishi, Toshiba и т. д. в любой отрасли на их родной территории? Да, зажиточные японцы покупают европейские и американские автомобили престижных моделей, покупают компьютеры Apple тайваньского производства, т. е. модные, выделяющие из массы аксессуары. Что касается остального, у японцев выбор национальных продуктов и шире, и качественнее. Таким образом, Caterpillar, сумев органично влиться в японскую экономику, – случай почти исключительный.
Cовместное предприятие Caterpillar Mitsubishi, Ltd. cоздано 4 ноября 1963 года с равными, 50 на 50, долями Caterpillar и Mitsubishi. 1 июля 1987 года предприятие переименовано в Shin Caterpillar Mitsubishi, Ltd. В этом году Caterpillar, претворяя в жизнь многолетний план выкупа полного пакета акций, приобрела у партнера 17% акций за 50 миллиардов йен (1 USD равен примерно 100 йенам). Став главным акционером, Caterpillar намерена сменить имя предприятия на Caterpillar Japan, что должно случиться в третьем квартале этого года. Со временем Caterpillar планирует стать единоличным владельцем предприятия.
Сегодня SCM имеет в своих активах довольно развитую структуру – штаб-квартиру, завод в Акаши, Дизайнерский центр Hydraulic Excavator Development Center, завод в Сагами и демо-центр в Чичибу, о котором сказано выше.
Завод в Акаши (о нем мы подробно писали в одном из предыдущих номеров журнала) выпускает 45 моделей и специальных модификаций гусеничных экскаваторов, в том числе линейку мини-экскаваторов исключительно для японского рынка. Япония – самый большой в мире рынок мини-экскаваторов и вообще компактной техники. Подкрепив свой основной модельный ряд специфическими продуктами, рассчитанными на избалованного японского потребителя, Caterpillar открыла себе дорогу на японский рынок.
Так, самые маленькие японские экскаваторы конструктивно отличаются от их «евро-американских» аналогов. У них иначе выполнено рабочее оборудование. Механизм поворота в горизонтальной плоскости перенесен с основания стрелы на сочленение стрелы и рукояти. При подъеме стрела может значительно отклоняться назад, к корме, этим сокращается радиус поворота рабочего оборудования, а навес остеклен и закрывает верх и правую сторону рабочего места.
Кроме экскаваторов завод в Акаши выпускает асфальтоукладчики и дробилки Mitsubishi. Бывшие в эксплуатации укладчики этой марки иногда встречаются на просторах нашей родины. Сегодня в производственную программу входят две линейки укладчиков – MF43 с шириной укладки 1,9...4,3 м и MF61 с шириной укладки 2,33...6,0 м в колесном и гусеничном исполнении и в нескольких вариантах комплектации. Характерная особенность колесных укладчиков – у них одна пара передних маленьких колес. Японские машины соответствуют европейской технологии укладки. В зависимости от комплектации их раздвижные рабочие органы оснащают виброплитой либо виброплитой и трамбующим брусом.
Под дробилками Mitsubishi серии Socio на самом деле подразумевают несколько типов мобильных механизмов для измельчения твердых материалов – грунтосмесители, грохоты, дробилки для измельчения каменных материалов, дробилки для измельчения древесины.
Второй завод расположен в Сагами, немного южнее Токио. Площадь завода почти втрое больше, чем в Акаши: 550 000 м2, из них 267 700 м2 под цехами. Завод выпускает средние и малые фронтальные погрузчики, бульдозеры, миди- и мини-экскаваторы Caterpillar.
Малые погрузчики серии В2 – 901В2, 902В2 и 903В2 мощностью 22...28 кВт выпускают только для японского рынка, глобальная номенклатура Caterpillar начинается с погрузчика мощностью 39 кВт. Эти машинки поставляют в разных исполнения для эксплуатации в строительстве, сельском хозяйстве, на переработке отходов и др. Интересен и тот факт, что завод выпускает бульдозеры – малые и средние модели, от D3K массой 8 т до D7R в 30 т.
У японских заводов Caterpillar есть черта, отличающая их от других заводов корпорации. Сами заводы изготавливают ответственные несущие металлоконструкции, остальные компоненты, собранные в узлы и окрашенные, изготавливают и подвозят точно в срок поставщики. И такого количества поставщиков нет больше ни у одного завода корпорации. Только у завода в Акаши 101 так называемый «ключевой» поставщик плюс заводы Mitsubishi и самой Caterpillar. Некоторые из поставщиков работают исключительно на SCM, и их называю дополнительным цехом Caterpillar.
Однако разработка и производство это еще не все. Технику надо продать и обеспечить ей классный сервис. В Японии действуют девять дилеров Caterpillar, которые развернули сеть из 300 (!) сбытовых и сервисных точек, т. е. по точке в каждом, пусть и крошечном населенном пункте. Наибольшая плотность на центральном и южных островах Хонсю, Сикоку, Кюсю. На северном Хоккайдо плотность пониже.
Caterpillar стала частью японской экономики, восприняв японский образ мыслей и деловые обычаи, поняв желания потребителей и создав продукты, им отвечающие. Чтобы масштабно работать на японском рынке, надо стать подлинно японской корпорацией.