Mecalac мастер на все руки

Л. Малютин, фото автора

К хорошему быстро привыкаешь. Когда вместо лопаты под руками компактная, эффективная и, что особенно приятно, красивая машина, не возникает никакого желания возвращаться к веками проверенным дедовским способам. А если она способна еще выполнять работу и экскаватора, и погрузчика, и грейфера, и крана... Именно таковы многофункциональные машины Mecalac. Ключевой элемент их неординарной конструкции – сочлененная многофункциональная стрела с параллелограммной схемой подъема и офсетом, т. е. верхняя секция стрелы способна «ломаться» в горизонтальной плоскости. Гидроцилиндр управления рукоятью расположен снизу, под стрелой. Такая нестандартная схема дает выигрыш в гибкости рабочего оборудования, его компактности и силовых параметрах. Сочлененная нижняя рама с двигателем в задней части, компактная полноповоротная платформа с кабиной и рабочим оборудованием, механизм быстрой смены навесного оборудования позволяют работать на очень малых площадках, буквально вплотную к стене, заменяя при этом целый парк специализированной техники, и даже выполнять работы, недоступные другим машинам, – в конструкцию заложены 15 оригинальных решений, защищенных патентами.

Разработка траншеи увдоль дороги через препятствие

Необыкновенную машину мог создать только необыкновенный человек. Пьер Пингон – талантливый изобретатель и предприниматель уже имел богатый опыт, множество изобретений и патентов, когда им овладела идея создать многофункциональную компактную землеройную машину. Отложив остальные дела, он посвятил этому все свое время. Даже в спальне стояла чертежная доска, чтобы можно было сразу зафиксировать пришедшие во сне идеи. Уже в первом прототипе, появившемся в начале 1970-х и названном «машиной Пингона», обозначены принципы архитектуры, которые угадываются в современных машинах Mecalac. «Машина Пингона» – не лабораторный образец: она проработала на строительстве 30 лет, и только в 2002-м компания приобрела ее у прежнего владельца для своего музея.

В 1974-м Пингон основал компанию Mecalac, которая разместилась в уютном курортном городке Анси на юге Франции. Изобретатель с группой конструкторов продолжил работу над конструкцией, одновременно занимаясь подготовкой производства. У прототипа Mecalac 11B массой 7 300 кг, созданного в 1980-м, двигатель Perkins мощностью 67 л.с. установлен на нижней раме, на поворотной платформе размещены кабина и рабочее оборудование с параллелограммной схемой подъема стрелы. После того как опускались опоры, гидроцилиндры поднимали задние управляемые колеса, и поворотная платформа могла вращаться. На моноблочной стреле предусмотрена возможность вручную менять положение рукояти в горизонтальной плоскости – прообраз современного офсета. Изобретенный Пингоном и запатентованный механизм быстрой смены навесного оборудования остается неизменным по сегодняшний день. Всего компания выпустила 30 таких машин, одна из которых также находится в музее компании.

Теперь работает как грейфер

У последовавшего за ним прототипа Mecalac 11C массой 7 650 кг управляемые задние колеса перемещены на нижнюю платформу, вместо двух боковых опор применена одна задняя моноблочная. В результате колесная база стала короче, а сама конструкция – проще. Всего за 1982–1983 годы компания выпустила 152 экземпляра этой модели.

Идеи, заложенные в Mecalac 11С, получили развитие в серийной модели Mecalac 11CX массой 8 500 кг, выпущенной с 1984-го по 1996 год в количестве 2 130 экземпляров. Эта модель с приводом на четыре колеса получила отработанную на предыдущих прототипах архитектуру. Двигатель Deutz мощностью 70 л.с. установлен на задней секции сочлененной рамы, поворотная платформа с кабиной и рабочим оборудованием размещена на передней секции. Рабочее оборудование включает сочлененную стрелу с параллелограммной схемой подъема и рукоятью, гидроцилиндр управления которой расположен снизу.

Mecalac 11CX сменил целый ряд современных машин Mecalac 10MSX, 12MSX, 12MXT и 14MBX массой от 7 до 13 т, построенных на тех же архитектурных принципах. Их комплектуют дизелями Deutz и Cummins, отвечающими самым строгим требованиям экологических норм, и проверенными, надежными элементами гидравлики Rexroth. Система управления с бортовым компьютером предлагает оператору на выбор основные режимы работы:

Теперь как кран

– экскаваторный режим, когда рабочее оборудование движется согласованно, как на обычном экскаваторе;

– режим погрузчика, когда машина работает как обычный погрузчик, при этом левая рука оператора находится на руле, а правая – на джойстике;

– фирменный режим Mecalac, когда оператор управляет элементами рабочего и навесного оборудования раздельно, на 100% используя возможности машины.

Передние опоры оригинальной Г-образной конструкции с раздельным управлением позволяют ставить машину вплотную к траншее, не опасаясь обрушить ее стены.

Пьер Пингон умер в 1988 году в возрасте 66 лет. Заложенная им философия новаторства, стремления к совершенству, предпринимательский дух компании сохранились и позволили ей не только выжить, но и успешно развиваться. Сейчас компанией управляет достойный преемник основателя – Генри Маркета, активный предприниматель и большой энтузиаст техники Mecalac. Вопреки прогнозам «аналитиков» компания сохранила самостоятельность, более того – приобрела немецкую компанию Ahlmann, выпускающую фронтальные и телескопические погрузчики оригинальной конструкции. Сегодня Mecalac занимает 40% рынка компактной техники Франции, хорошо представлена в Италии, Швейцарии и Северной Африке, осваивает новые европейские рынки. Производство размещено на двух заводах во Франции. На заводе Mecalac в Анси проводят сборку, покраску и комплектацию машин. Там же находятся головной офис компании, сбыт, снабжение и R&D – департамент разработок, всего 175 человек, из них на производстве работает только одна смена из 50 человек, а в год завод выпускает до 600 машин. Завод не работает на склад – машину собирают под заказ за три дня. Заказчик выбирает комплектацию и цвет. Стандартный цвет Mecalac – желтый с серым. Однако европейские строительные компании любят, чтобы техника была окрашена в их фирменные цвета, а потому на заводской площадке готовой продукции можно одновременно видеть машины желтого, красного, зеленого, белого цвета. С каждой идет набор навесного оборудования: несколько разных ковшей «обратная лопата», универсальный погрузочный ковш «4-в-1», крюковая подвеска, погрузочные вилы и т. д., на выбор клиента. Навесное оборудование изготавливают другие компании, специализирующиеся в этом бизнесе. Через специальный адаптер можно легко подсоединить, например, гидромолоты Krupp или JCB.

Какой погрузчик может так?

Департамент разработок из 20 человек оснащен передовыми средствами проектирования и трехмерного моделирования, что значительно сокращает сроки разработки, количество прототипов и испытаний. Принципиально новые машины Mecalac 714MC и 714MW разработаны за 18 месяцев. Прототипы новой техники собирают рядом, в отдельном помещении. Поскольку в конструкции применяются узлы сторонних поставщиков, департаменты разработок и обеспечения производства работают в тесном взаимодействии.

На втором заводе компании – Hydromo, неподалеку от Анси, работают 55 человек, 50 из которых заняты на производстве. Здесь изготавливают наиболее важные элементы конструкции – нижнюю сочлененную раму, поворотную платформу, стрелы и рукояти, гидроцилиндры, гидрораспределители, собирают центральный гидравлический коллектор, передающий потоки жидкости между нижней и поворотной рамами. Остальные узлы – элементы гидравлики, кабины и т. д. поступают от сторонних поставщиков. Компания обоснованно считает, что на собственном производстве необходимо изготавливать только ключевые элементы конструкции, остальные же – заказывать на стороне у профильных компаний.

Mecalac 11CX. 1984-1996 гг.

В цехе металлоконструкций работает 40 человек в три смены. Листы металла раскраивают на установке плазменной резки с ЧПУ. Детали сложной формы получают на прессе. Части платформ и рабочего оборудования собирают на стапеле, прихватывают сваркой и затем закрепляют на поворотном механизме сварочного робота. Для сварки платформ используются два больших робота и робот поменьше – для сварки рабочего оборудования. Сваренную конструкцию закрепляют в большом обрабатывающем центре, в котором рассверливают и обрабатывают все отверстия. В этом же цехе отдельный робот сваривает детали гидроцилиндров. Гидроцилиндр – ответственная деталь, поэтому качеству сварного шва придают особое значение. Лаборатория, оснащенная современным оборудованием, проводит 100%-ный контроль сварных швов методом ультразвуковой дефектоскопии. При обнаружении неоднородности шва гидроцилиндр изымают и исследуют, чтобы определить причины брака и назначить меры по их ликвидации. После дефектоскопии детали поступают в цех гидравлики, где проводят сборку и испытания гидроцилиндров. Здесь же собирают центральные коллекторы и распределители.

С целью поддержания высокого качества продукции и соблюдения сроков поставки в компании внедрены система управления производством KANBAN и персональный контроль качества. Ряд ответственных узлов, таких как гидроцилиндры, проходит 100%-ную проверку качества, а также проводится статистический контроль других узлов. Поступающие в производство материалы подвергаются всестороннему тестированию. Клиент компании может быть уверен в машине и в том, что свои задачи он выполнит без проблем и задержки.

Mecalac 11C. 1982-1983 гг.

Компания понимает свою ответственность перед клиентами. В зоне ее интересов в странах Европы, в том числе в России, и Африки создана и продолжает развиваться дилерская и сервисная сеть. Ремонтные бригады дилеров компании оснащены необходимым оборудованием и транспортными средствами, чтобы по первому сигналу выехать к клиенту. В Европе запасная часть поступает к клиенту в течение суток, в Африке поставка занимает до трех суток, в зависимости от возможностей авиационного сообщения. Близость к клиенту – один из основополагающих принципов компании. Поддерживаются прямые отношения со всеми пользователями техники Mecalac, их мнение и рекомендации учитываются в процессе разработки.

Сегодня компания Mecalac продолжает развивать модельный ряд. На выставке Intermat, проходившей в мае 2003 года в Париже, были представлены новые разработки – 13-тонные экскаваторы 714МС на гусеничном шасси и 714MW на колесном шасси. Для них разработано экскаваторное оборудование с инновационной схемой подъема стрелы двумя асимметричными гидроцилиндрами. Такое решение существенно улучшает параметры грузоподъемности в крайних положениях стрелы по сравнению с обычной схемой крепления гидроцилиндров. Рабочее оборудование может быть как многофункциональным, так и экскаваторным, выполненным по традиционной схеме. Таким образом, компания вошла в новый для нее сегмент рынка обычных экскаваторов и предложила потенциальному потребителю новые возможности.