AMO ЗИЛ на рубеже тысячелетия

В. Аляев, фирма «ЗИЛвизион»

В 2001 г. Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева перешагнет свой 85-летний рубеж. История этого предприятия – во всех созданных и создаваемых им автомобилях. Сегодня без автомобиля не обходится ни один день нашей жизни. Но, наверное, мало кто из молодого поколения знает, как рождалось отечественное автомобилестроение. А ведь это одна из ярчайших страниц истории нашей Родины – страны, где в начале уходящего ныне столетия основным видом транспорта был гужевой. В 1912 г. в России насчитывалось 32,8 млн. лошадей. Автомобили встречались крайне редко. Да и то, иностранные.

2 августа 1916 г. в Москве, в Тюфелевой роще именитые русские купцы братья Рябушинские заложили автомобильный завод, будущий AMO ЗИЛ, из ворот которого в 1924 г. вышел первый отечественный полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, начавший отсчет истории новой отрасли индустрии – автомобилестроения. Это с него, первого AMO-Ф-15, повел свою историю крупнейший и старейший завод отрасли, называемый ныне флагманом отечественного автомобилестроения. И нельзя забывать, что во многих делах рядом с именем завода стоит слово «первый»: первый отечественный автомобиль, первый троллейбус, первые поисково-спасательные комплексы, первый холодильник.

Проведенная в 1931 г. первая реконструкция производственных мощностей дореволюционного завода позволила развернуть крупномасштабное производство автомобилей различных типов. Кроме грузовиков АМО-3, ЗИС-5, ЗИС-6 и их модификаций, на шасси этих машин выпускались автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16. В 1936 г. предприятие начало серийное изготовление легкового автомобиля высшего класса ЗИС-101. К началу 40-х конструкторами завода были разработаны и запущены в производство 23 марки машин.

Есть промышленные предприятия, чья история насчитывает столетие и больше. История AMO ЗИЛ укладывается в 85. Надо заметить, весьма насыщенных лет. Ибо на них пришлось время становления и тяжелые годы Великой Отечественной войны. Наполненные радостью за будущее послевоенные годы и годы выхода на мировое признание. Горькие годы спада производства и первая за всю историю завода остановка главного конвейера в апреле 1994 г., падение объемов продаж и обострение финансовой и кадровой проблем. Трудно было представить, какая судьба ожидала завод, который всегда являлся неотъемлемой частью столицы. Только приобретение Московским правительством в 1996 г. контрольного пакета акций стало определяющим событием в жизни AMO ЗИЛ.

Столица, помогая заводу, получает нужные ей автомобили, коммунальную и спецтехнику. В свою очередь АМО ЗИЛ, имея долгосрочные заказы, гарантирует себе экономическую стабильность.

Накопленный за 85 лет опыт производства помог зaвoду во главе с нынешним директором Валерием Носовым в короткие сроки перестроить свою работу с учетом сложных и нестабильных условий переходного периода российской экономики.

Завод расширил модельный ряд: теперь к услугам покупателей более 120 моделей, модификаций и версий автомобилей. АМО ЗИЛ может предложить своим заказчикам одиночные автомобили грузоподъемностью от 2,5 до 10 т и тягачи, способные работать в составе автопоездов полной массой до 30 т. Выпускаются цельнометаллические фургоны и автобусы на базе получившего широкое признание «Бычка» – ЗИЛ-5301.

Восстановлено производство представительского лимузина ЗИЛ-41047, а также появилась его пятиместная модификация ЗИЛ-41041.

Кроме автомобилей, есть еще один товар, который, безусловно, заслуживает внимания – холодильники. АМО ЗИЛ сегодня делает их двух видов – однокамерные КШ-260 с объемом холодильной камеры 260 л и двухкамерные КШ-280/60 с объемом холодильной камеры 280 л и 60-литровым морозильником. Это современные агрегаты с автоматическим оттаиванием испарителя холодильной камеры. Температура в низкотемпературном отделении может достигать –18°С. Холодильники отличаются хорошим качеством. К тому же это самые дешевые в России холодильники такого класса.

Наряду с этим завод выпускает запасные части. Правильный подход к их номенклатуре и гибкая политика ценообразования позволили значительно увеличить их выпуск и реализацию.

Удовлетворение запросов разных групп потребителей приносит ощутимые результаты. Автомобили с маркой «ЗИЛ» находят широкое применение, завоевывая новые рынки сбыта.

16 февраля 2000 г. от Красной площади взял старт один из сложнейших автопробегов «Москва – Якутск – Уэлен», названный Российской трансглобальной экспедицией. Он проводился клубом «Приключение», возглавляемым известным путешественником Дмитрием Шпаро, совместно с флагманом отечественного автомобилестроения АМО ЗИЛ.

Три полноприводных автомобиля ЗИЛ-433420 за два месяца преодолели около 13 тысяч километров и доказали свою надежность в любых условиях. За рулем одного из автомобилей была итальянка Стефания Дзини, ставшая инициатором этого пробега и капитаном команды.

Маршрут пролегал через Екатеринбург, Красноярск, Мирный. А дальше – Якутия и Чукотка, где полное бездорожье, суровый и жесткий климат. Морозы здесь достигают 50 – 60°С ниже нуля, а ветры успевают разогнаться на просторах тундры до ураганной скорости. В 1994 – 1995 годах попытки дойти до Уэлена для фордовских «Джипов» и грузовиков «Ивеко» не увенчались успехом.

Но автомобили ЗИЛ уже были знакомы с Якутией. Еще в 1962 г. здесь проходили испытания первые «стотридцатки». И вот почти 40 лет спустя новое поколение зиловских автомобилей штурмовало Север. «Мы – первые, кто прошел этот путь от начала до конца», – сказал на торжественном приеме участников экспедиции Валерий Носов, генеральный директор АМО ЗИЛ. – «Мы сумели поддержать высокое звание зиловца. И на достигнутом не остановимся». Решено замкнуть цепочку и продолжить кругосветное путешествие.

Работать в условиях рынка не легко. Но все предшествующие и настоящие успехи, достигаемые коллективом завода, накопленные знания и опыт, профессионализм и мастерство, трудовые традиции от первого АМО-Ф-15 до современных автомобилей вселяют уверенность в новых достижениях и в будущем АМО ЗИЛ.