VOLVO FH12: победа над временем

В. Мамедов

«...От старой модели, по сути, остается лишь кабина и рама...»

На церемонии награждения тягача серии FH12 вторым почетным титулом «Грузовик 2000 года» на Автосалоне грузовиков в Амстердаме невольно вспомнилось, как награждали эту модель в первый раз. Тогдашний президент компании, Стен Лангениус, получая очередной «Серебряный руль» в 1994 году, сказал: «Я не сомневался в победе. Слишком много было сделано, чтобы действительно создать автомобиль будущего». В ту программу вложили 6,5 млрд. шведских крон, и жюри отметило целый ряд черт, резко выделявших новинку среди конкурентов.

Президент Volvo Truck Corporation Карл-Эрлинг Троген

В первую очередь – это отличное соотношение полезной нагрузки к массе, характеризующее совершенство конструкции. Не забудем и высокие тягово-динамические параметры, экономичность, низкое загрязнение окружающей среды, высокий уровень безопасности, хорошую управляемость, превосходные тормозные характеристики, наконец, совершенную аэродинамику и высокое качество изготовления. Прошло шесть лет и можно смело сказать: столь же высокую оценку дали машине и потребители. А иначе как объяснить тот факт, что во всем мире за эти годы было продано свыше 150 тысяч грузовиков семейства FH, в том числе немалое их количество поставлено и в нашу страну.

Однако прогресс не стоит на месте и, чтобы интерес к машине не увядал, в середине 90-х Volvo вкладывает еще 1,8 млрд. шведских крон в серьезную модернизацию конструкции. От старой модели, по сути, остается лишь кабина и рама. Огромная работа преследовала нешуточные цели. Необходимо было добиться еще более высокой экономичности, улучшить тяговую динамику, снизить токсичность и повысить долговечность силового агрегата.

FH12 родился как бы заново. В Европе его производство развернулось на головном заводе Volvo Truck в городе Тув и на заводе компании в Гетеборге. Обновленная версия семейства начала сходить и с конвейера британского филиала компании в Ирвайне и многочисленных сборочных предприятий в самых разных странах мира. Вскоре к ним прибавится и новый завод в подмосковном Зеленограде, где будут собирать FH для России.

Внешне новый FH можно отличить от старого по хромированной эмблеме на облицовке радиатора, да белым рассеивателям указателей поворота. Глядя на его кабину, всякий раз поражаешься насколько правильным было решение наклонить ветровое стекло назад на 20о. Уже это, естественно в сочетании с новым дизелем, позволило по сравнению со старой серией FH с коробчатой кабиной снизить расход топлива на 10%. Один только комплект спойлеров дал возможность экономить 3 л топлива на каждые 100 км.

Сегодня в производстве находятся четыре типа кабин: короткая (для дневных рейсов), длинная (для ночного отдыха одного из членов экипажа), Globetrotter (для ночевки двух человек) и Globetrotter XL (с высоким потолком, двумя спальными местами, для дальних рейсов). Любопытно, что при выборе кабины вам предложат три типа отделки салона.

Внутри кабины все выполнено «с умом». Панель приборов, напоминающая панель легкового автомобиля, отличает не только отделка «под дерево», но и наличие мест для крепления переносного телефона, установлены аудиосистема, устройство смены компакт-дисков, предусмотрено место радиостанции для связи с диспетчером. Информационный дисплей, размещенный слева от основного щитка приборов, высвечивает данные, которые раньше выводились в разных местах панели. Легкопонятные символы и тексты сообщают о техническом состоянии машины. Они помогут выбрать наиболее экономичный режим движения и подадут предупреждающий сигнал о возникновении какого-либо сбоя в системах тягача. Механику дисплей расскажет о месте возникновения неисправности, что облегчит ремонт и сэкономит время в дороге. Кстати, менять режимы работы дисплея можно на ходу – джойстиком на одном из подрулевых переключателей.

Дисплей на панели приборов информирует водителя о состоянии и работе двигателя

Новые тягачи комплектуют многими хитрыми мелочами, повышающими комфорт во время рейса, – например, накладываемой на руль письменной доской, которая обычно хранится под панелью приборов. Есть здесь многочисленные ящики для мелких личных вещей, а также снабженный часами пульт управления аудиосистемой, освещением и отопителем, расположенный над просторным (200 х 70 х 12,5 см) нижним спальным местом. Все это в совокупности с просторной кабиной, где уровень пола предельно снижен, а пассажирское кресло перемещается вперед до упора в панель, освобождая место для отдыха, получило высокую оценку водителей, совершающих дальние рейсы и много суток проводящих в машине.

Новые автомобили семейства FH комплектуют двумя модернизированными двигателями с электронным управлением. Первый из них, D12С, созданный на базе хорошо известного D12А, теперь обладает на 10% большим крутящим моментом в диапазоне от 1 100 до 1 300 об/мин. Он стал заметно экономичнее, что достигается как уменьшением механических потерь, так и более эффективным сгоранием топлива.

Механическая 12-ступенчатая коробка передач VT2514

Двигатель имеет 24 клапана и выпускается в четырех вариантах: 340, 380, 420 и 460 л.с. Последний демонстрирует огромный максимальный крутящий момент, равный 2 200 Н·м, позволяющий водителю поддерживать высокую скорость автопоезда, не прибегая к частым переключениям передач. Те, для кого 460 л.с. покажутся недостаточными заказывают 16-литровый дизель D16В мощностью 470 или 520 л.с.

Гамма механических коробок передач пополнилась тремя новыми вариантами с облегченным переключением: установленные в них синхронизаторы снизили усилие, развиваемое рукой водителя на 50%. Внесено множество изменений и в сцепление, которое стало мягче и не вызывает усталости левой ноги. Существенно, что теперь покупателям предлагается автоматическая коробка передач Powertronic, по желанию заказчика оснащаемая тормозом-замедлителем, уменьшающим износ тормозных колодок. Всего фирма теперь предлагает девять коробок, включая автоматическую.

Задний мост RS 1344SV одноосный с одинарной главной передачей для тягачей серии FH12

Проведены серьезные работы и по улучшению ходовой части, мостов, тормозов, карданных передач. Машина получила дисковые тормоза, карданные шарниры, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации, новые колесные редукторы мостов, позволившие уменьшить размеры главной передачи и увеличить дорожный просвет под ней... Да разве можно все перечислить в одной небольшой статье! Однако не только конструктивными нововведениями отличаются настоящие FH от прежних. Внедрены гибкие программы техобслуживания новых машин, учитывающие работу конкретного грузовика в конкретных условиях. Теперь нередки случаи, когда пробег машины до очередного посещения ТО достигает 75 тысяч километров пробега. То, что это повышает прибыль его владельца объяснять не приходится.

В настоящее время на территории СНГ действует 30 (!) фирменных станций технического обслуживания Volvo, соответствующих мировым стандартам компании. Гарантийный период автомобилей Volvo увеличен с одного года до двух лет без ограничения пробега. С 1999 года Volvo предлагает клиентам при покупке крупных партий грузовиков одновременно заключить сервисный контракт на их плановое и полное техническое обслуживание и ремонт. При этом предусматриваются значительные скидки по ценам на запчасти и расценки за нормо-часы. Расчеты по сервисным контрактам проводятся равными платежами, что дает клиенту возможность более четко планировать расходы. В 1999 году в Россию официально поступил 71 новый грузовик Volvo. Есть все предпосылки к тому, что в 2000 году их число станет значительно больше.