Почему шведам вдруг полюбился спирт

К. Ушанов, фото автора

Российский автобусный завод «Скания-Питер» в Санкт-Петербурге получил экспортный заказ из Стокгольма на сборку 75 машин с двигателями, топливом для которых является этаноловый спирт. На презентации автобусов с новыми силовыми агрегатами генеральный директор завода Харри Суоминен (Harri Suominen) рассказал, что заказчик таких автобусов ранее приобретал их в Бразилии, где спирт – популярный и дешевый вид топлива (50% бразильского транспорта сегодня работает на этаноле). Однако после несложных подсчетов заказчик решил, что Omni Link, собранные в Санкт-Петербурге, обойдутся ему гораздо дешевле. В самом деле, одно дело транспортировать эти автобусы через океан и другое – доставлять из Северной столицы России.

В настоящее время на маршрутах Стокгольма уже ходят 200 автобусов на этаноловом топливе, а первые такие машины появились в Швеции 15 лет назад.

Этанол – не самый дешевый вид топлива, стоимость 1 л равна 75% стоимости литра бензина, поэтому работающие на этаноле 9-литровые двигатели Scania, соответствующие экологическому стандарту Euro 3, решение скорее политическое, чем экономическое. Если говорить о затратах, то лучше использовать в качестве автомобильного топлива газ, к тому же он оправдывает себя и с точки зрения современных экологических требований. Однако где же его взять в Европе в таком количестве? Вот и приходится европейским правительствам поощрять владельцев автомобилей, чьи машины работают на спирте. Например, в Лондоне, Хельсинки, Стокгольме и некоторых других городах Европы въезд в центр платный только для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а с двигателями на этаноловом спирте – бесплатный. И стоянки бесплатные. У них чистота окружающей среды – залог здоровья граждан.

Топливный спиртовой смеситель

Двигатель DSI9 E01 Euro 3 дизельный, поэтому в пакет присадок к этаноловому топливу входит рапсовое масло, чтобы продлить жизнь силового агрегата. Спирт в любом его состоянии – вещество быстровоспламеняющееся, поэтому специалисты компании Scania очень серьезно отнеслись к противопожарной безопасности автобуса на этаноле. Разработана эффективная система пожаротушения, которая расположена непосредственно в моторном отсеке.

По внешнему виду автобусы Scania Omni Link CL94UB 4х2 для Швеции почти не отличаются от эксплуатирующихся на улицах российских городов. Самое заметное отличие – это приспособления для системы оплаты проезда, установленные рядом с водителем, поскольку он одновременно является и кассиром.

Со слов Харри Суоминена, спирт как моторное топливо выгоден не только для Швеции, но и для России, Украины, Белоруссии. Кто бы сомневался, у нас спирт тоже любят.