JCB JS200 AUTO: почти автономный
18 сентября 2003 г. на полигоне в Подмосковье компания «ЛонМАДИ» проводила экскаваторное шоу, в ходе которого публике был продемонстрирован представитель нового поколения 20-тонных гусеничных экскаваторов – JCB JS200 AUTO, первым в «двухсотой» серии модельного ряда JS прошедший обновление. Снаружи экскаватор почти не отличишь от предшественника, изюминки его заключены внутри. Основные задачи, которые ставили перед собой разработчики – это повышение производительности при сохранении прежних габаритов и массы, увеличение срока службы, снижение эксплуатационных расходов, улучшение эргономики и комфорта.
Что же инновационного в новом поколении JS200 AUTO? Прежде всего, продвинутая компьютерная система управления AMS (Advanced Management System), управляющая главными параметрами: оборотами двигателя, производительностью гидронасосов, работой дополнительных контуров гидросистемы и даже командующая работой стеклоочистителя. Задача системы – забрать у оператора некоторые функции управления машиной, чтобы он мог сосредоточиться на выполнении главных рабочих операций, работал качественно и быстро, экономил топливо.
В зависимости от специфики работ оператор может выбрать наиболее подходящий режим из четырех: A (Auto) – автоматический; E (Economy) – экономичный; P (Precision) – точный; L (Lifting) – подъема.
Наименование AUTO в маркировку экскаватора введено для того, чтобы подчеркнуть эту особенность машин нового поколения – наличие автоматического режима. Он оптимально подстраивает работу гидросистемы и двигателя под нагрузку. При ее изменении система сама добавит или сбросит обороты двигателя, причем ровно настолько, насколько нужно. В итоге машина на 1 л топлива может переработать не 20,5, а 22 т грунта.
Дизель Isuzu, развивавший 95 кВт (128 л.с.), заменили на более мощный – 102 кВт (139 л.с.), того же производителя, отвечающий нормам токсичности для внедорожной техники Stage II. AMS отслеживает температурный режим двигателя и при запуске в холодную погоду (ниже 0°) не позволяет ему развивать свыше 1 500 мин-1 до тех пор, пока тот не прогреется до рабочей температуры. Это хорошая защита от чересчур торопливого оператора. У нового двигателя один усовершенствованный масляный фильтр вместо двух, а первое обслуживание можно проводить через 500 ч, а не через 100.
Новому двигателю – новая гидравлика. Два регулируемых аксиально-поршневых гидронасоса Kawasaki имеют суммарную производительность 428 л против прежних 392. В итоге рабочий цикл экскаватора сократился на 10%. Для опытного оператора это уже ощутимый выигрыш.
В систему очистки гидросистемы введен инновационный фильтр, получивший имя PLEXUS. Фильтрующий элемент улавливает частицы размером 1,5 мкм. Мельчайшие загрязнения задерживаются в глубинных слоях материала, обладающего большой поглощающей способностью. Благодаря этой новинке межсервисные интервалы гидросистемы увеличились до 5 000 ч, что опять же снижает эксплуатационные расходы.
Усовершенствовано и управление гидравликой экскаватора. На новой машине переключение потока мощности стрела/поворот (boom/slew priority) стало стандартной функцией, в то время как для экскаваторов предыдущего поколения она обеспечивалась дополнительным оборудованием.
Экскаватор способен передвигаться со скоростью до 5,5 км/ч. Селектор переключения скоростей хода для удобства вынесен на правый джойстик (раньше он располагался на полу). Скоростей, как и у предшественника – три, переключение между средней и высшей передачами автоматическое.
Оператор, знакомый с предыдущей моделью, сев в кабину AUTO сразу увидит отличия. Улучшена эргономика, возрос комфорт. За кабиной исчезла надстройка над двигателем. Пожалуй, это самое заметное изменение внешности экскаватора. Обзорность назад ощутимо улучшилась. Правая консоль стала намного короче и не мешает обзору. Моторчик стеклоочистителя передвинули с середины в левый угол, а площадь остекления крыши увеличили на 80 см2. Обзорность вперед и вверх также стала лучше. Все элементы управления находятся перед оператором и рядом с ним не далее расстояния вытянутой руки. Параметры работы машины выводятся на небольшой жидкокристаллический дисплей.
Улучшилась звукоизоляция кабины – в ней стало еще тише. «Уставшие» от тишины могут включить магнитолу, входящую в стандартную комплектацию. Для максимального комфорта можно заказать кондиционер, и даже климат-контроль. Установленный снаружи выключатель освещения кабины облегчает доступ в нее в темное время.
Для беседы с начальством оператор может нажатием специальной кнопки перевести машину в «спящий режим» – она замирает, двигатель сбрасывает обороты до холостых. Наступает практически полная тишина. Эта функция может быть переведена в автоматический режим под контроль AMS. В этом случае экскаватор «заснет» через 5–30 секунд.
JS200 комплектуется гусеничными тележками в трех исполнениях: со стандартной, узкой и широкой колеей. Стрелу можно выбрать моноблочную или сочлененную, рукоять предлагается в трех вариантах: длиной 1,9; 2,4 или 3 м. Втулки стрел и рукоятей теперь имеют графитовые вкладыши, что увеличило интервал между смазками с 50 до 1 000 ч. Выбор рабочих органов чрезвычайно широк. Здесь и ковши различных типов и размеров, и гидромолоты, и буровые штанги и многое, многое другое.
На шоу экскаватор легко взобрался на кучу земли с уклоном градусов в 30. Стоя под таким углом, он совершенно непринужденно копал, вращался с полностью вытянутой стрелой и полным ковшом, замирал в произвольном положении, демонстрируя режим блокировки. Гидравлика работает бесшумно, плавно и мощно. Экскаватор ведет себя очень тихо, не гремит, не скрипит, не лязгает суставами, двигателя почти не слышно.
Машина оставила очень приятное впечатление. На ней действительно можно работать легко и в удовольствие. И закрадывается мысль: а может, очередное поколение экскаваторов будет уже работать само, без помощи человека?