Грузовики на 5-ом Российском международном автосалоне

В. Мамедов, фото автора и Ю. Петрова

К главной автомобильной выставке в России, волею обстоятельств заметно возвысившейся над проходящим по четным годам МИМС, все отечественные автостроители готовились особенно тщательно, стараясь именно на ней показать свои последние достижения. Шесть сотен российских и зарубежных участников из трех десятков стран мира превратили «Автосалон-2001» в грандиозное событие в автомобильном бизнесе, привлекшее к себе сотни журналистов и десятки тысяч специалистов со всех уголков России. Всего же с 23 по 29 августа на автосалоне побывало рекордное число посетителей: свыше трех миллионов человек!

Обзор экспозиции грузовых автомобилей начнем с новинок старейшего автомобильного предприятия страны – Московского автозавода имени И.А. Лихачева.

АМО ЗИЛ. Сегодня завод предлагает покупателям 74 типа автомобилей самого различного назначения, базирующихся на двух- и трехосных шасси с одной, двумя или тремя ведущими осями. Они комплектуются бензиновыми, дизельными или многотопливными двигателями российского и зарубежного производства с широким диапазоном мощности.

Среди 13 машин, представленных заводом, особо хочется отметить опытный образец 4,5-тонного грузовика ЗИЛ-436200 с измененной облицовкой радиатора и 136-сильным турбодизелем ММЗ Д-245.9, отвечающим нормам Euro-2. Крутящий момент этого 4,75-литрового мотора, оснащенного турбонаддувом и интеркулером, составляет 60 Нм при 1 400 об/мин. Максимальная скорость автомобиля полной массой 9,0 т с таким двигателем равна 105 км/ч, а до 60 км/ч с места он разгоняется за 27 с. Был представлен новый «Бычок» с колесной базой 4 505 мм и грузовой платформой длиной 4 890 мм, оснащенный бескамерными шинами 235/75R17,5. Испытания показали, что новая модификация городского автомобиля достаточно экономична: при скорости 60 км/ч контрольный расход топлива не превышает 13,8 л/100 км.

Впервые посетители выставки увидели двигатель ММЗ Д-245.9, установленный на капотный среднетоннажник ЗИЛ-432930 грузоподъемностью 6,0 т. Пока это также опытный образец и интерес к нему со стороны покупателей определит дальнейшую судьбу машины.

Среди других новейших разработок отметим полноприводный самосвал ЗИЛ-452900 грузоподъемностью 10 т на трехосном шасси с дизелем ЗИЛ-6453.10 мощностью 210 л.с. при 2 500 об/мин, трехосный пожарный полноприводный автомобиль ЗИЛ-433474 с 7-местной кабиной и цистерной для воды емкостью 2 500 л, малотоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-5301ЕД с термокузовом-фургоном, рассчитанный на 2,5 т перевозимого груза, а также три автобуса повышенной комфортабельности, ставшие украшением стенда. На заводе их запуску в производство уделяется особое внимание. Автобусы могут быть поставлены заказчику с разнообразным оборудованием в салоне, в том числе в версии офиса на колесах. В этом случае их комплектация включает в себя купейный столик, видеодвойку, магнитолу, холодильник, кондиционер, кресла повышенной комфортности.

Особый шарм зиловской экспозиции придал полноприводный ЗИЛ-43420, один из трех грузовиков, принявших участие в кругосветной экспедиции на ЗИЛах по маршруту Москва – Якутск – Уэлен – Северная Америка – Западная Европа – Калининград – Москва.

ОАО «ГАЗ». Экспозиция Горьковского автозавода включала в себя модернизированные образцы уже выпускающейся техники и две новинки 2001 г. Одной стал 33-местный автобус вагонной компоновки на шасси перспективного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай». Другой – специальный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-3902 «Вепрь», созданный по требованиям силовых структур, в частности, спецназа. Большой интерес посетителей вызвала версия мини-вэна ГАЗ-2217 «Соболь-Баргузин» с оригинальной панелью приборов и новым оперением. Его оборудование включает кондиционер, АБС и гидроусилитель руля.

Впервые в Москве демонстрировались маршрутное такси ГАЗ-32213 «Газель» с высокой крышей, распашной дверью и низкой подножкой, а также автомобиль ГАЗ-2217 «Соболь» в исполнении «Русское такси». Широко были представлены новые специальные автомобили «скорой помощи». Заслуженным вниманием посетителей пользовался полноприводный мини-вэн ГАЗ-27527 «Соболь», участвовавший в пробеге «Евразийский путь». Без поломок и замечаний в сложных климатических и дорожных условиях зимы 2000 г. машина преодолела 8 000 км.

Среди экспозиции дизельных двигателей семейства ГАЗ-560 выделялся полуразобранный мотор, снятый с маршрутного такси «Газель» после пробега 400 тыс. км. Замеры и их тщательный анализ показали, что двигатель находится в хорошем состоянии и может продолжать успешно работать.

Заметная скромность экспозиции ОАО «ГАЗ» по сравнению с прошлыми выставками объяснялась скрупулезным анализом дальнейших путей развития предприятия, проводимым новым руководством завода. Так, еще неясна перспектива серийного выпуска внедорожников «Атаман», «Ермак» и «Комбат», ведутся маркетинговые исследования и по семейству новых грузовиков «Валдай».

ОАО «КАМАЗ». Экспозиция завода отражала перелом в производственной деятельности, который произошел в 2000 г., когда было прекращено производство устаревших моделей грузовиков и началось освоение новых. «КАМАЗ» привез в Москву четыре новых машины и специальное автобусное шасси, поставляемое для сборки городского автобуса НефАЗ-5299 вместимостью 105 пассажиров.

Посетители автосалона познакомились с родоначальником семейства грузовиков тяжелого класса с осевой нагрузкой 13,0 т – самосвалом КамАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20 т, магистральным тягачом КамАЗ-6460 с допустимой нагрузкой на седельное устройство до 17 т и полной массой автопоезда до 46 т. Эти машины оснащаются дизелями мощностью 320 и 360 л.с. Опытные партии таких автомобилей будут выпущены уже в этом году.

Интересен и первый четырехосный грузовик КамАЗ-6540 (8х4), грузоподъемность которого составляет 18,5 т. Автомобиль получился очень маневренным: внешний радиус поворота машины всего на 1 м превышает показатель известного самосвала КамАЗ-65115. Самоходное шасси городского автобуса с двигателями, отвечающими требованиям Euro-1 или Euro-2, будет выпускаться в количестве до тысячи в год на специализированном производстве, входящем в ОАО «КАМАЗ». Самыми миниатюрными экспонатами на стенде были новые модификации автомобилей «Ока», в том числе грузовой вариант с металлическим кузовом типа фургон и двухместной кабиной.

ОАО «УАЗ». В год своего 60-летия Ульяновский автозавод, недавно получивший нового стратегического партнера в лице ОАО «Северсталь», показал новые модели пикапов и санитарный автомобиль, являющийся прообразом будущих серийных машин. Основой пикапа УАЗ-23632 послужил внедорожник УАЗ-3162 с увеличенной базой. Маркетинговые стратеги УАЗа считают, что пикап можно будет успешно экспортировать в страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Постепенно и в России может сложиться устойчивый спрос на такие машины.

Создатели пикапа с дубль-кабиной УАЗ-23632 зовут его «рабочей лошадкой», которую одинаково эффективно можно эксплуатировать и в муниципальных службах и в сельской местности, где в полной мере будет оценена высокая проходимость этого автомобиля. Пикап с кабиной на пять человек и грузовой платформой размером 1 400х1 560х1 300 мм имеет увеличенную до 3 000 мм базу и, благодаря установке 150-сильного бензинового двигателя ЗМЗ-405.10, отличается высокими тягово-динамическими параметрами. Представленный образец был оснащен «кенгурином» с интегрированной в него электролебедкой.

Опытный образец грузового внедорожника УАЗ-2760 с застекленным кузовом-фургоном и двухместной кабиной также отличает ряд интересных особенностей. Двери фургона с полезным объемом 5 м3 – распашные, открывающиеся на 180о. Автомобиль снабжен двумя бензобаками по 45 л и новым дизельным двигателем ЗМЗ-5143.10 мощностью 98 л.с., производство которого налаживается в г. Заволжье. Расход топлива автомобиля при скорости 90 км/ч равен 9,1 л, при 120 км/ч – не превышает 12,2 л/100 км.

На салоне УАЗ представил одну из модификаций новой базовой модели УАЗ-3165 «Симба», а именно: автомобиль для службы скорой помощи, получивший обозначение УАЗ-27722. Его высоко оценили представители Минздрава, поскольку машина полностью отвечает их сегодняшним требованиям. Цельнометаллический кузов с боковой сдвижной и двумя задними распашными дверями по внутренней высоте соответствует кузову санитарной «Газели». Его полезный объем составляет 8,5 м3 и может быть увеличен при более высокой крыше, изготовленной из стеклопластика. Полный привод позволяет использовать машину как в городе, так и на селе.

На автомобиле установлен бензиновый впрысковый двигатель УМЗ-249.10 рабочим объемом 2,89 л, развивающий мощность 132 л.с. при 4 500 об/мин. Максимальная скорость машины – 142 км/ч, расход топлива при 90 км/ч – 11 л/100 км.

«УралАЗ». В год своего 60-летия Уральский автозавод представил на автосалоне новейшие разработки, уже завоевавшие признание покупателей, среди них «Урал»-53236 (6х8) – шасси высокой проходимости, предназначенное для установки на него спецтехники для ресурсодобывающих отраслей промышленности. Эта бескапотная модель снабжена кабиной со спальным местом, выпускаемой по лицензии компании IVECO совместным предприятием «IVECO-УралАЗ». Мощность дизеля V8 автомобиля – 300 л.с.

Полноприводный автобус «Урал»-32551 был представлен в офисном варианте, со столиками и улучшенными креслами в салоне. Кузов снабжен совершенной климатической системой с основным отопителем кузова и дополнительной системой кондиционирования воздуха. Учитывая специфику климата Урала, Сибири и Крайнего Севера (районов, куда поставляется автобус), его кабина оборудована двойными стенками, имеет автономный отопитель и теплоизоляцию.

Трехосный полноприводный бескапотный «Урал»-6361 с кабиной со спальным местом выпускается с дизелем мощностью 250 л.с., соответствующим требованиям Euro-2. Грузоподъемность автомобиля-вездехода на дорогах с твердым покрытием – 13,0 т.

Юбиляры показали в Москве и уникальный исторический автомобиль – газогенераторный грузовик ЗИС-21А, выпускавшийся в первые послевоенные годы. Двигатель машины работал «на древесных чурках» (т.е. на получаемом из них светильном газе), развивая 45 л.с., что позволяло автомобилю с грузом 2,5 т двигаться по дорогам со скоростью 48 км/ч. Хорошо, что эту теперь уже экзотическую ретро-машину, отыскали, отреставрировали и хранят на Уральском заводе.

ЗАО «УАМЗ». Уральский автомоторный завод, один из филиалов АМО ЗИЛ, долгое время выпускавший устаревшие грузовики ЗИЛ-130 и конвертированную на дизельный цикл версию «стотринадцатого» мотора, поразил всех.

Заводчане продемонстрировали две свои оригинальные разработки: двухосный магистральный тягач для работы в составе автопоезда с полуприцепом полной массой 25 т и полноприводный седельный тягач для работы с полуприцепом полной массой до 11,2 т. Тягачи базируются на агрегатах зиловских грузовиков, но обладают броской внешностью из-за очень интересных по дизайну кабин, выполненных из стеклопластика и разработанных художниками-конструкторами дизайн-ателье «Буран Стайлинг».

По сравнению с металлическими кабинами пластмассовые более ремонтопригодны, долговечны и обладают лучшей шумо- и теплоизоляцией. Для их производства не требуется дорогостоящая оснастка, поэтому кабины можно быстро запустить в производство небольшой серией. Особенно интересна высокая кабина двухосного тягача, позволяющая человеку внутри нее стоять во весь рост. Внутри кабины – все необходимое в дальнем рейсе. Очень интересно, как сложится судьба этих разработок в ближайшие годы?

Дизельный двигатель модели ЗИЛ-0550 с турбонаддувом и интеркулером при 8 цилиндрах и рабочем объеме 6,28 л развивает 180 л.с. при 2 400 об/мин. Максимальный крутящий момент равен 56 кГм при 1 400 – 1 600 об/мин. Удельный расход топлива составляет 154 г/л.с..ч. Двухосный тягач с груженым полуприцепом развивает скорость на трассе до 95 км/ч, потребляя 29 л топлива на 100 км при скорости 60 км/ч.

МАЗ. Традиционно Минский автозавод привез в Москву на выставку новинки, созданные в течение прошедшего года. «Гвоздем» экспозиции стал седельный тягач МАЗ-544020-320-021, удовлетворяющий нормам Euro-3, который завод готов поставлять потребителям с конца 2001 г. Машина комплектуется 410-сильным дизелем MAN Д2866 LF25 с 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S151. По заказу устанавливается механическая коробка Eaton RTSO 12316А. Тягач отличается меньшей высотой седла (1 150 мм), что позволяет ему работать в составе автопоездов с полуприцепами увеличенного полезного объема (до 90 м3). Допустимая полная масса автопоезда – 44 т.

Для удобства обслуживания систем тягача он оборудован бортовой системой контроля и диагностики. Внешне автомобиль отличается новой облицовкой бампера и размерностью шин – 315/70R225. В кабине кроме кондиционера появился аккумулятор холода, поддерживающий заданные климатические параметры при выключенном двигателе в течение 8 ч.

Другой новинкой выставки стал полуприцеп МАЗ-9758-060 с уменьшенной до 7,3 т снаряженной массой и увеличенным до 90 м3 объемом кузова – тентованного фургона. Оси и подвески полуприцепа – зарубежного производства. На автосалоне был также показан новый самосвальный автопоезд МАЗ-650108+МАЗ-856100 для перевозки сыпучих грузов грузоподъемностью 39 т (из них 19,7 т – грузоподъемность автомобиля). Впервые новая кабина, выпускаемая с 1997 г. для магистральных тягачей, появилась и на ином типе грузовика – самосвале. Двигатель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., соответствующий нормам Euro-2, позволяет вести груженый автопоезд на шоссе со скоростью 92 км/ч. Расход топлива (контрольный) при скорости 60 км/ч равен 47 л/100 км.

Четвертой новинкой МАЗа стал 14,5-метровый трехосный (6х2) городской автобус МАЗ-107 вместимостью 148 человек. Автобус может наклоняться на один борт на остановках для облегчения входа и выхода пассажиров. Он комплектуется дизелями Renault (250 л.с.), Д265 (229 л.с.) или Mercedes-Benz ОМ906LA (279 л.с.) и автоматической трансмиссией Voith.

СП «МАЗ-МАN». Совместное белорусско-немецкое предприятие МАЗ-MAN показало на автосалоне две новые модели автомобилей, разработанные собственным техническим отделом для российского рынка. Производство первой из них, седельного тягача МАЗ-MAN 543268 начнется с ноября этого года. Машина оснащена современным (четыре клапана на цилиндр) дизелем MAN 2866 LF25, развивающим 410 л.с. при рабочем объеме 12 л. Двигатель удовлетворяет нормам Euro-3. Передняя подвеска (малолистовая рессора) дополнена стабилизатором поперечной устойчивости. В стандартную комплектацию автомобиля входит АБС WABCO версии D со встроенной антипробуксовочной системой. Электроника оптимизирует работу силовой установки и контролирует давление в пневмобаллонах задней подвески тягача и осей полуприцепа. Впрочем, по желанию заказчика задняя подвеска может быть и рессорной.

На тягач установлено седельно-сцепное устройство JOST высотой 1 050 мм, позволяющее машине работать в сцепке с полуприцепами объемом до 95 м3. Полная масса автомобиля составляет 18 т, полная масса автопоезда – 40 т, при этом допустимая масса автопоезда 44 т. Кабина MAN большой вместимости (ширина 2 440 мм) с высокой крышей обеспечивает водителю комфорт на протяжении всей поездки. В стандартном исполнении имеются два спальных места, трехточечные ремни безопасности, устройство поддержания заданной скорости Tempomat, независимый отопитель кабины Eberspacher, топливный фильтр-водоотделитель Separ-2000. Для дополнительного удобства в кабине есть кондиционер.

Кроме того, это первый автомобиль предприятия, оснащенный автоматической системой централизованной смазки фирмы Lincoln. С ее помощью узлы трения автомобиля снабжаются консистентной смазкой. Применение этой системы экономично, так как сокращаются затраты труда и времени, присутствующие при обычном способе смазывания узлов, сокращается количество потребляемой смазки за счет более эффективного ее использования, существенно уменьшаются расходы на ремонт, а также убытки от простоя оборудования.

Самосвал МАЗ-MAN 651665 разработан конструкторами СП с учетом опыта немецких и белорусских учредителей в рамках программы расширения модельного ряда, утвержденной в I квартале текущего года и ознаменовавшей новый этап в развитии проекта МАЗ-MAN. Полная масса самосвала составляет 33,5 т. Он может комплектоваться двигателем MAN 2866LF31 (Euro-2) или MAN 2866LF (Euro-1) мощностью соответственно 410 и 370 л.с. Допустимая грузоподъемность автомобиля – до 21 т.

Подвеска переднего моста представляет собой малолистовую рессору со стабилизатором поперечной устойчивости. Средний и задний мосты оборудованы рессорно-балансирной подвеской с шестью реактивными штангами и стабилизатором. В стандартную комплектацию самосвала входят независимый отопитель кабины Eberspacher, топливный фильтр-водоотделитель Separ-2000. Использование современных технологий в производстве кабин позволяет давать гарантию против коррозии 4,5 года со дня поставки с завода. На выставочный автомобиль установлена короткая кабина, однако, по желанию заказчика, самосвал может комплектоваться и кабиной большой вместимости с двумя спальными местами.

ДОАО «Ижмаш-Авто». После долгого перерыва предприятие вновь среди участников московской выставки. Завод переживает свое «второе рождение» и резко увеличивает выпуск продукции, значительную часть которой составляют пикапы ИЖ-2117 грузоподъемностью 650 кг. Новое руководство завода делает ставку на расширение производства полноприводных моделей. Планируется, что при общем росте производства до 140 – 160 тыс. автомобилей ежегодно, доля полноприводных машин должна составить 60 – 70%.

На автосалоне посетители смогли увидеть две пока экспериментальные разработки пикапов с колесной формулой 4х4. ИЖ-21171 – пикап с двухдверной кабиной, передней подвеской типа Мак-Ферсон, оригинальной раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, но без понижающей передачи и с оригинальным подрамником для редуктора переднего моста. Привод передних колес использует ШРУСы от «Нивы» ВАЗ-21213, а наружные шарниры от ВАЗ-2108, ступица передних колес также унифицирована с ВАЗ-2108. Пока принимаются заказы на изготовление единичных машин в опытно-промышленном производстве Ижмаша. Через несколько месяцев автомобиль должен собираться уже на главном конвейере завода.

Другой пикап, с пятиместной кабиной, был представлен в качестве концепт-кара. При наличии спроса на него освоение машины в производстве не доставит хлопот. Выставленные автомобили могут оснащаться двумя типами карбюраторных двигателей: УМПО-331 (1,7 л, 84 л.с.) и ВАЗ-21213 (1,7 л, 75 л.с.).

Зарубежные грузовые автомобили представляли компании DaimlerChrysler, IVECO, MAN, Scania, Ford, Tatra.

DaimlerChrysler. На стенде концерна посетители могли познакомиться с образцами серийной продукции, адаптированными для российского рынка, и все больше завоёвывающие симпатии наших покупателей, о чем свидетельствует заметный рост экспорта грузовиков в Россию. В I полугодии 2001 г. в Россию было поставлено 167 малотоннажных грузовых автомобилей (из них 101 модели Sprinter и 51 V-класса) и 90 магистральных тягачей модели Actros, что существенно превышает обе цифры, относящиеся к прошлому году (42 малотоннажника и 3 тягача). Кроме того, интересно отметить, что через Центр продажи подержанных коммерческих автомобилей в Великом Новгороде компания продала еще 48 грузовых и малотоннажных автомобилей. В Москве на автосалоне демонстрировались следующие модели: V-класс V280 Ambiente, Vito112СД с кузовом-фургон, Sprinter 313СДI и тягач Actros 1840LS.

IVECO. Компания впервые в России показала седельные тягачи серии EuroStar с новыми дизелями Cursor 13 мощностью 480 л.с. в исполнении Euro-2 и Euro-3. Этот двигатель ранее не использовался на грузовиках, работающих в секторе дорожных перевозок. Технические особенности мотора заключаются в том, что он обладает повышенным крутящим моментом, который остается неизменным в очень широком диапазоне оборотов, а его экономические характеристики таковы, что «зеленое поле», т.е. режим, где расход топлива минимален, предельно расширено.

Существенно модернизирован и сам тягач, на котором появилась новая тормозная система с дисковыми тормозами всех колес и электронным управлением, коробка передач EuroTronic 2 c полным электронным управлением, а также система CAN для обмена данными между электронными устройствами. Замена старого двигателя модели 8210 на Cursor 13 сама собой привела к уменьшению массы тягача на 84 кг. Вместе с уменьшением массы, достигнутом два года назад за счет модернизации кабины, заднего моста и шасси, новый EuroStar с дизелем Cursor 13 стал на 160 кг легче прежней модели EuroStar 470, которую он заменил на конвейере.

Были представлены также самосвал EuroTrucker, тоже оснащенный двигателем Cursor 13, и малотоннажное шасси TurboDayli с кузовом, собранным на российском предприятии из импортных комплектующих. Как и старейший автостроитель планеты, эта компания сообщает о весьма внушительных объемах продаж.

Tatra. На стендах чешской компании Tatra, постепенно возвращающей былые крепкие позиции на российском рынке, возвышался самосвал Jamal SK1, предлагаемый российским покупателям. Оснащенный соответствующим нормам Euro-2 дизелем V8 воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с интеркулером, он хорошо приспособлен к условиям работы в Сибири, где парк автомобилей Tatra вырос за последние годы до 14 тыс. грузовиков. С 1 января 2001 г. грузовики Tatra можно приобретать в лизинг.

Интерес, с которым тысячи посетителей знакомились с новинками в области грузового автостроения, отнюдь не случаен. Он свидетельствует об оживлении деловой активности, росте числа автотранспортных фирм. А также это признание народа в большой любви к автомобилю. И потому такие выставки, как Российский автосалон, где можно познакомиться с реально производимой продукцией именитых компаний, очень полезны и будут пользоваться популярностью долгие годы.