СТТ’ 2001

А. Климов

На широкой полосе Ходынского аэродрома позади главного выставочного павильона плотно выстроились экскаваторы, бульдозеры, фронтальные и вилочные погрузчики, автокраны, передвижные вышки и прочая большая и малая строительная и дорожно-строительная техника.

Размер палаток экспонентов довольно четко отражал их место в «табели о рангах». Так, Volvo Construction установила большой мотор-хоум, другие обошлись передвижными вагончиками поменьше. Case, Hyundai и Hitachi разместились в больших павильонах палаточного типа, зато Komatsu подошла к делу более обстоятельно – ее симпатичный двухэтажный павильончик в самом центре экспозиции так и бросался в глаза. Доминировали над всей экспозицией высоченные 30 – 50-метровые автокраны, на стрелах которых развивались флаги организаторов мероприятия и производителей. Когда из-за туч выглядывало солнце – выставка смотрелась не менее нарядно, чем легковой автосалон.

Тут же рядом располагался мини-полигон, где демонстрировались возможности машин. Особенно зрелищными были огромные автокраны, а наиболее забавными – мини-погрузчики, похожие на большие игрушки.

На стендах представители фирм обстоятельно и почти доверительно беседовали с посетителями и представителями прессы, подробно объясняя особенности устройства и эксплуатации своей техники. Порою это было связано с явным недостатком рекламных материалов. Так, у большинства российских производителей были только листочки на плохой бумаге (иногда разноцветные), где зачастую даже не указывались основные рабочие параметры техники. Впрочем, число заключенных на СТТ-2001 сделок оказалось достаточно внушительным, так что многие участники окупили свое присутствие.

Достойную экспозицию (во всех отношениях) представил Тверской экскаваторный завод. Его продукция неплохо выглядела на фоне зарубежных конкурентов, в первую очередь, за счет современного дизайна кабин и капотов экскаваторов, а также вилочных погрузчиков – новой продукции завода. Именно здесь прошла российская премьера новинки – компактного вилочного погрузчика ВП-03 класса 3 т. Машина с 81-сильным дизелем Д-243 получилась довольно симпатичной и маневренной. Расходные материалы и запчасти для нее завод обещает поставлять бесперебойно.

Самыми обширными на СТТ-2001 были экспозиции Case, Hitachi (дилер Спецстройтех), Hyundai, FIAT-Hitachi, Kobelco (дилер Евро Кар). Komatsu показала практически всю гамму продаваемой в России техники, кроме самой тяжелой. Здесь были гусеничные и колесные экскаваторы, фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики и мини-погрузчики. Особый акцент был сделан на экскаваторы-погрузчики, которые фирма начала продвигать на российский рынок с этого года. Был показан и новейший бульдозер D-61 с электронной следящей системой контроля движения. Неудивительно, что именно Komatsu стала лучшим экспонентом.

Практически напротив друг друга стояли экспозиции Ивановского завода – автокраны на шасси «Газели», МАЗа и БЗКТ и «Газпром-Крана» на шасси МЗКТ «Волат», причем у обоих производителей наблюдались некоторые проблемы с демонстрацией рабочих возможностей техники (гидравлика), которые до конца выставки так и не были решены. Зато бело-голубой самоходный кран от Балтийского альянса выглядел куда как внушительно. В ближайшем будущем фирма собирается наладить его сборку. Не менее солидно смотрелись краны «Галичанин» на шасси МАЗ, КамАЗ и «Урал». АО «Брянский арсенал» не стал даже снимать свои автогрейдеры с трейлеров, своего же производства. Впрочем, может так и лучше.

Зато дебютант выставки – ООО «Дорстройтех», занимающееся капитальным ремонтом бульдозерной техники Komatsu, представило восстановленный своими силами тяжелый бульдозер популярнейшей у нас в стране модели D-355. Таких машин в стране множество, их замена новыми обойдется по $1 млн. за машину. Восстановленный бульдозер обходится в треть этой суммы, а гарантия составляет половину заводской. Демонстрируемый экземпляр уверенно приподнимался на отвале и рыхлителе, вращая в воздухе гусеницами. Кстати, в экспозиции самой Komatsu этой популярной или сравнимой с ней по мощности машины не было.

Еще один дебютант СТТ – крупнейший в Европе производитель телескопических погрузчиков Gradall, только выходящий на российский рынок. Эти непривычные пока для отечественного потребителя машины нашли наибольшее распространение на строительных площадках и в сельском хозяйстве.

Фирма Atlas Copco представила обширный ряд компрессоров и дизель-генераторов. Довольно широко были представлены и другие производители строительного оборудования: самодвижущихся вышек, смесителей, фрез, мини-катков, переносных генераторов и прочих средств малой механизации, без которых уже и не мыслится современное строительство.

В целом выставка СТТ-2001 показала, что российский рынок строительной техники развивается достаточно стабильно. Иностранные производители адаптируются к работе с непростым российским клиентом; отечественные – также постепенно приобретают опыт работы в рыночных условиях и подтягивают по мере сил технический уровень своей продукции.