Открытие сезона

В. Гар, фото А. Виноградова

Выставки «Стройтех-2001» и «Промтранс-2001» открыли сезон деловой активности в строительной и транспортной отраслях.

В этом году культурно-выставочный центр «Сокольники» в конце февраля – начале марта одновременно провел ряд специализированных выставок. Среди них центральное место занимали «Стройтех» и «Промтранс». Они хоть и располагались в разных павильонах, но так органично дополняли друг друга, что и рассказать о них мы решили в одной статье. В сравнении с прошлыми годами обе выставки стали заметно богаче и интереснее. Выросло число экспонатов, в том числе и на открытых площадках. Кроме того, повезло с погодой – среди февральских метелей выдалось несколько бесснежных дней, позволивших крупногабаритной технике показаться во всей красе.

Традиционным уже элементом открытых площадок стали устремленные в небо стрелы «Мотовилихинских кранов». Одно из старейших предприятий Урала, отметившее в 1996 г. свое 260-летие, полно сил и энергии. Начав свою деятельность в системе «оборонки», оно выпускает и мирную продукцию: 25-тонные гидравлические краны КС-5579 со стрелой длиной до 22,8 м на шасси «Урал»-4320 и КамАЗ-53228 (оба 6х6) и КС-5477А со стрелой до 23,3 м на низкорамном шасси МЗКТ-8006 (6х4).

Рядом с кранами развернулся во всей красе относительно новый для объединения вид продукции гидравлический экскаватор-планировщик. В модельном ряду фирмы их несколько: ЭО-43213 («Урал»-4320-1911-30); ЭО-43212 (КамА3-53228); ЭО-43214 (КамА3-43118) – все на полноприводных шасси. Спектр рабочего оборудования достаточно скромен – полукубовый четырехзубый ковш шириной 0,9 м, планировочный ковш шириной 1,1 м со сплошным лезвием, также вместимостью 0,5 кубометра, и отвал-планировщик с шириной рабочей поверхности 2 и высотой 0,9 м. Чешские планировщики обычно оснащаются еще широким и длинным зачистным ковшом. Возможно, и Мотовилиха пополнит им комплектность своих экскаваторов.

Объединение производит и уникальные 80- и 150-тонные железнодорожные краны, пескоразбрасывающее и снегоуборочное монтируемое оборудование KM 500 на КамАЗ-53213, а также вибрационные уплотнители УВ-100. Готовится к выпуску детище совместного производства с немецкой Фирмой «АТЛАС» – фронтальный погрузчик «АТЛАС 86Е». Машина имеет дизель Deutz BF4 1012 водяного охлаждения, при рабочем объеме 3 192 см3 он развивает 83 л.с. при 2 300 об/мин. Гидростатический привод движения, удобство в обслуживании и ремонте, устройство для быстрой смены навесного оборудования, широкий спектр рабочих органов делают ее поистине универсальной.

МоАЗ ограничился проспектами, что и понятно. Продукция белорусских машиностроителей хорошо известна, но уж очень велика... Здесь и карьерные самосвалы и погрузчики, бульдозеры, специальная техника для подземных работ, аэродромные тягачи, бетоносмесители, скреперы, катки, мусоровозы, шарнирно-сочлененный трактор МоАЗ-49011, погрузчики с бортовым поворотом.

Действительно новую модель, правда, только на проспекте-ксероксе, представил БелАЗ – шарнирно-сочлененный (6х6) самосвал БелАЗ-7528 грузоподъемностью 36 т с объемом кузова 22 м3 с «шапкой» и 17 – без нее. Компоновка его традиционна для машин такого рода. Самосвал может оснащаться двумя силовыми агрегатами: немецким дизелем Deutz BF8М 1015C (V 8) мощностью 544 л.с. при 2 100 об/мин (крутящий момент 2 525 Нм при 1 550 об/мин) с рабочим объемом 15 800 см3 или отечественным 425-сильным ТМЗ-8424. Тоже V 8, но с рабочим объемом 17 240 см3 и крутящим моментом 1 686 Нм. Применена двухступенчатая очистка воздуха (фильтры с элементами сухого типа).

Коробка передач – пятиступенчатая гидромеханическая, ее дополняет двухступенчатая «раздатка». Тормозных систем – четыре: рабочая (многодисковая маслоохлаждаемая с гидравлическим двухконтурным приводом), стояночная – колодочный тормоз барабанного типа на ведущем валу главной передачи заднего моста, вспомогательная – гидродинамический тормоз-замедлитель (ретардер) на ГМП, резервная – комбинация стояночного тормоза и исправного контура рабочих тормозов.

Спереди самосвал имеет пневмогидравлическую подвеску, сзади – гидравлическую с продольным балансиром. Гидросистема: объединенная для опрокидывающего механизма, рулевого управления и тормозов. Опрокидывание кузова – заднее (70о). Шины – Michelin 295R25 (обод 25-00/3, 5). Несмотря на внушительные габариты (11300х3400х3700 мм), машина имеет радиус поворота всего 9,5 м, а наружный габаритный – 19 м. При собственной массе 33 т (полная 69 т) и объеме топливного бака 680 л самосвал способен развить с полной нагрузкой 70 км/ч.

Расположившийся по соседству Минский (Бобруйский) завод «Спецавтотехника» привлек внимание новым самосвалом CAT-111 на базе МАЗ-5551. Трехстороннее опрокидывание кузова оригинального внешнего вида (с косыми ребрами в боковых стенках) придает машине шарм. Самосвал предназначен для работы как в составе автопоезда, так и без него. Грузоподъемность – 10 т, объем кузова – 5, 5 м3, полная масса буксируемого прицепа 12 т.

Минский «Амкодор» (бывший «Ударник») также хорошо известный на отечественном рынке дорожной и погрузочной техники выставил обновленную версию фронтального пневмоколесного шарнирно-сочлененного погрузчика «Амкодор-327» – ТО-18К (4х4). Машина получила кабину оператора с круговым остеклением и улучшенный внешний вид. Интересен и телескопический одноковшовый погрузчик «Aмкoдop-535» (4x4). Появился и фронтальный одноковшовый погрузчик с бортовым поворотом «Амкодор-203» меньшей грузоподъемности.

Грейдеры представляли три предприяти
я: ОАО «Брянский Арсенал», ОАО «Строительные машины и механизмы – Радицкий машиностроительный завод» и АО «Орловский завод дорожных машин». Продукция этих заводов хорошо известна в СНГ, поэтому не будем заострять на ней внимание, тем более, что кроме рекламных буклетов, живая техника отсутствовала. Кратко остановлюсь лишь на трех моделях: ДЗ-201 и ДЗ-20Т.01 – двухосниках Радицкого завода, использующих «половинку» тракторов МТЗ или ЛТЗ и двухоснике ГС-10.ОТ «Брянского Арсенала». Такие машины в нашей стране раньше не выпускались.

Экскаваторные заводы также традиционно представляли: «КРАНЭКС», Иваново; ОАО «Тверской экскаваторный завод», «Ковровский экскаваторный завод», «Уралвагонзавод» и ОАО «Тверьтехоснастка», выпускающее сменное оборудование для строительно-дорожной техники (гидромолоты, запчасти, подвески, гидроножницы, отливки, складское оборудование и режущее оборудование для дорожной плитки). В качестве главной ударной силы ковровчане привезли свою новейшую разработку – гусеничный экскаватор ЭО-4228. Об этой машине наш журнал писал в № 12 за прошлый год.

Информацию по автокранам (кроме «Мотовилихинских заводов») представили: «УралАЗ» (КС-4572Т грузоподъемностью 22,5 т на шасси «Урал»-4320-1958-30, КС-5579.З грузоподъемностью 25 т на шасси «Урал»-4320-30); МоАЗ – мобильный (4х4) пневмоколесный кран ККС-55 грузоподъемностью 55 т с обоими управляемыми мостами, а также «СТРОММАШИНА» из города Кохмы (Ивановская обл.) – автокран КС-6982 (45721) грузоподъемностью 22,5 т на шасси «Урал»-4320.

Автобусы ЗИЛ и ПАЗ оживляли своим присутствием экспозицию «Промтранса». Рядом с ними челябинское ООО «Евразия» выставило свою знаменитую «Тройку-2000», смонтированную на шасси «Урал»-5557. Большое количество сменных рабочих органов, которые можно монтировать вместе или поодиночке по мере надобности – передний и боковой отвалы, средний нож, в сочетании с разнообразием сменных кузовов, среди них самосвальный кузов, пескоразбрасыватель и цистерна для воды с насосной группой, плюс ко всему гидроманипулятор, установленный между кабиной и кузовом, делают машину поразительно универсальной. Вот только и цена у нее не маленькая...

Екатеринбургский «Уралтрансмаш» еще издали приманивал посетителей оригинальным «унимогом», красующемся на большом плакате. УАШ-100 – такова его марка – полноприводное (4х4) короткобазное шасси на агрегатах ЗИЛа. Переднее стекло позаимствовано от КамАЗа. Главная особенность машины в том, что рабочее оборудование на нее можно монтировать спереди, а также с боков и сзади. Имеется несколько валов отбора мощности. Возможен вариант с шарнирно-сочлененной рамой. Модель перспективная, пока же завод, основная продукция которого трамвайные вагоны, лишь прощупывает новый для себя рынок.

Из производителей комплектующих отметим ОАО «Пенздизельмаш» – турбокомпрессоры. ОАО «Истьинский машиностроительный завод», специализирующийся на путевых подъемно-рихтовочных машинах, ограничился проспектами, как и «Азовмаш» (цистерны) и ОАО «Кредмаш» (Кременчуг) – битумовозы, цистерны, гудронаторы, котлы для литого асфальта, асфальтосмесители.

Дилеров по продаже дорожной техники можно было пересчитать по пальцам: «Торговый дом тяжелой и специальной автотехники» – ОЛВЕС (Москва), АВТЖ-РУС (Москва), а также АО «Стройдормаш».
Заметно прибавилось иностранных участников. Отметим присутствие техники Volvo, Komatsu, FIAT-Hitachi. Стало больше и стендов зарубежных компаний в павильонах. Очевидно, Россия остается для иностранцев привлекательным рынком.

На этом мы, пожалуй, закончим рассказ об этих двух выставках. Их положение среди всех прочих автомобильных, транспортных и строительных выставок уникально, поскольку именно они открывают сезон деловой активности в этих отраслях.