Стандарты токсичности в США (ч. 1)

Дизельные двигатели внедорожных машин

С. Станкевич

Первые законы о защите окружающей среды были разработаны и введены Советом по защите воздушных ресурсов штата Калифорния (США). Их целью являлось снижение вредного влияния двигателей внутреннего сгорания на окружающую среду. Первоначально были ограничены выбросы дорожных транспортных средств, и лишь позже установили нормы для двигателей, используемых для других целей.

Федеральные стандарты Tier 1 для дизельных двигателей новых внедорожных машин были приняты в 1994 г., под их действие подпадали силовые агрегаты мощностью свыше 37 кВт (50 л.с.). Нормы должны были вступить в действие поэтапно, в период с 1996-го по 2000 г. В 1996-м подписано Соглашение о принципах (Statement of Principles – SOP) между Управлением по защите окружающей среды США (ЕРА), Советом по природным ресурсам Калифорнии (ARB) и компаниями-производителями двигателей, в числе которых Caterpillar, Cummins, John Deere, Detroit Diesel, Deutz, Isuzu, Komatsu, Kubota, Mitsubishi, Navistar, New Holland, Wis-Con и Yanmar. Этот документ относился к дизельным двигателям внедорожных машин.

27 августа 1998 г. ЕРА утвердило окончательную редакцию норм, отражающую положения SOP. В том же году были введены стандарты Tier 1 для двигателей мощностью ниже 37 кВт (50 л.с.) и более жесткие Tier 2 и Tier 3 для всех двигателей. Tier 2 и Tier 3 решено было вводить в действие поэтапно – с 2000-го по 2008 г.

Соответствие стандартам Tier 1...Tier 3 обеспечивается путем усовершенствования конструкции двигателей без использования или при ограниченном использовании нейтрализации (окисление в присутствии катализатора отработавших газов (ОГ) в системе выпуска). Стандарты Tier 3 по величинам, ограничивающим содержание NOx+CH, близки к стандартам 2004 г. для двигателей магистральных автомобилей, однако нормы на содержание сажи в ОГ в Tier 3 никогда не устанавливались.

11 мая 2004 г. EPA подписало предложенные нормы Tier 4 на токсичность ОГ, которые должны быть введены в действие поэтапно в период с 2008-го по 2015 г. Стандарты Tier 4 устанавливают уровни содержания сажи и NOx в ОГ, которые на 90% ниже, чем в нормах Tier 3. Столь значительного снижения содержания токсичных составляющих можно достичь, использовав усовершенствованные технологии управления работой двигателя, в том числе усовершенствования процессов нейтрализации ОГ в системе выпуска, подобно требованиям вступающих в действие в 2007–2010 гг. стандартов для двигателей магистральных транспортных средств.

В нормах Tier 1...3 не ограничивается содержание серы в топливе для дизелей внедорожных машин. Ограничения, принятые в нефтеперерабатывающей промышленности, составляют 0,5% серы по массе. Сейчас концентрация серы в топливе – около 0,3%, т. е. 3000 частей на миллион. Чтобы привести двигатели в соответствие с нормами Tier 4 и обеспечить возможность применения прогрессивных технологий, при которых требуется использование топлива с малым содержанием серы, таких, как применение сажевых фильтров и веществ, адсорбирующих NOx, ЕРА предлагает снизить допустимый уровень содержания серы в топливе для дизелей внедорожных машин до следующих величин:

– 500 частей на 1 млн. – должны вступить в действие в июне 2007 г. для топлива двигателей внедорожных машин, железнодорожных локомотивов и водных судов;

– 15 частей на 1 млн. – должны вступить с июня 2010 г. для топлива внедорожных машин и с 2012 г. для двигателей железнодорожных локомотивов и водных судов.

В связи с тем, что основоположником экологических норм токсичности ОГ стала Калифорния, отношение к законодательным актам этого штата в США особое. В большинстве случаев федеральные нормы, относящиеся к двигателям внедорожных машин, также применяют и в штате Калифорния, так как полномочия администрации штата по установлению норм токсичности ОГ двигателей новых внедорожных машин ограничены. Поправки к федеральному Акту чистого воздуха (САА) 1990 г. имеют преимущественную силу над законами Калифорнии по нормированию токсичности ОГ двигателей новых сельскохозяйственных и строительных машин мощностью до 175 л.с. и требуют от Калифорнии принять главенство законов, установленных федеральным ЕРА и ограничивающих токсичность ОГ двигателей внедорожных машин.

Стандарты ЕРА по токсичности дизельных двигателей внедорожных машин опубликованы в Своде федеральных законов США (глава 40, часть 89). До определенной степени стандарты токсичности ОГ двигателей внедорожных машин также гармонизированы с нормами Евросоюза по токсичности ОГ двигателей внедорожных машин. Однако об этом мы поговорим отдельно в одной из дальнейших публикаций.

Под действие стандартов токсичности США подпадают дизели всех типоразмеров для самоходных внедорожных сельскохозяйственных, строительных и промышленных машин. Определение, которое разработало ЕРА для двигателей внедорожных машин, основано на принципе мобильности. Под определение «двигатели внедорожных машин» попадают силовые агрегаты, установленные на самоходных машинах; установках, которые транспортируются во время выполнения их функций; установках, которые могут транспортироваться благодаря наличию колес, полозьев, ручек для переноса, тележки, прицепа или платформы. Иными словами, двигатели внедорожных машин – это все двигатели внутреннего сгорания, за исключением двигателей дорожных транспортных средств (автомобилей), двигателей стационарных установок (или двигателей, которые остаются на одном месте более 12 месяцев), двигателей, используемых исключительно для соревнований, и двигателей летательных аппаратов.

Вступившее в действие с 14 мая 2003 г. определение «двигатели внедорожных машин» было изменено. В него дополнительно вошли все дизельные двигатели – включая и двигатели стационарных установок, используемые в сельскохозяйственной отрасли Калифорнии. Изменение относится только к двигателям, проданным в штате Калифорния. Двигатели несамоходных машин, проданных в других штатах, не подпадают под действие стандартов по токсичности ОГ двигателей внедорожных машин.

В сферу действия этого законодательства также не входят:

двигатели железнодорожных локомотивов, для них существуют отдельные нормы ЕРА;

двигатели водных судов, для которых также действуют другие стандарты ЕРА;

двигатели водных судов мощностью менее 37 кВт (50 л.с.), которые подпадают под действие стандартов Tier 1...2 для двигателей внедорожных машин, но не подпадают под действие Tier 4 для этой же категории двигателей;

дизельные двигатели горно-шахтного оборудования, токсичность ОГ которых и качество воздуха в шахтах регулируется постановлениями Комитета по безопасности и охране труда горнодобывающей промышленности США (MSHA);

двигатели макетов, любительских моделей и самодельных некоммерческих машин (менее 50 см3 на цилиндр).

Например, эти нормы распространяются на двигатели пропашных и других с.-х. тракторов, экскаваторов, бульдозеров, лесозаготовительных машин, передвижных генераторов, колесных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, дорожно-строительных грейдеров, мини-погрузчиков с бортовым поворотом и вилочных погрузчиков.

Новое определение двигателей с воспламенением от сжатия (дизельных) используется в языке, на котором составляется законодательство, с 1998 г., что согласуется с определениями, принятыми для двигателей магистральных транспортных средств. В определениях рассматривается принцип работы двигателя, а не способ воспламенения и наличие дроссельной заслонки как признак отличия двигателя, работающего по циклу Дизеля, от двигателя, работающего по циклу Отто. Регулирование мощности двигателя путем изменения количества подаваемого топлива в отличие от регулирования при помощи дроссельной заслонки соответствует работе на бедных топливовоздушных смесях и работе по циклу Дизеля. По этому определению двигатели, работающие на природном газе и оборудованные искровым зажиганием, относятся к одной категории с двигателями с воспламенением от сжатия.

Методики испытаний и качество топлива

Уровень токсичности ОГ двигателей внедорожных машин измеряется на постоянном режиме, аналогично методике ISO 8178C1, восьмирежимному циклу испытаний. Другие циклы испытаний по ISO 8178 применяют для некоторых конкретных целей, например испытания двигателей, работающих при постоянной частоте вращения (пятирежимный цикл D2), двигателей, работающих при разной частоте вращения, номинальной мощностью меньше 19 кВт (цикл G2) и двигателей водных судов (цикл Е3).

Согласно нормам Tier 4 кроме испытаний на установившихся режимах двигатели внедорожных машин следует испытывать и на неустановившихся режимах (NRTC). Двигатели мощностью до 56 кВт будут испытывать на неустановившихся режимах начиная с мая 2013 г.; с 2012 г. – мощностью 56...130 кВт и с 2011 г. – двигатели мощностью 130...560 кВт. Для двигателей мощностью свыше 560 кВт испытания на неустановившихся режимах не предусмотрены. Также не предусмотрены испытания на неустановившихся режимах для двигателей всех мощностных категорий, работающих при постоянной частоте вращения с переменными нагрузками. Методика испытаний NRTC (на неустановившихся режимах) включает в себя испытания на холодный пуск. Токсичность ОГ при холодном пуске оценивается в 5%, токсичность после пуска прогретого двигателя – в 95% при подсчете окончательных результатов.

Двигатели внедорожных машин, соответствующие нормам Tier 4, также должны соответствовать нормам «предельного уровня» (NTE, not-to-exceed), в соответствии с которыми токсичность ОГ измеряется без какой-либо определенной методики. В 2011 г. вступают в действие нормы NTE для двигателей мощностью свыше 130 кВт; в 2012 г. – мощностью 56...130 кВт и в 2013 г. – для двигателей мощностью менее 56 кВт. Для большинства двигателей величины токсичности по нормам NTE превосходят в 1,25 раза пределы, установленные обычными нормами для каждой токсичной составляющей (если двигатели сертифицированы по нормам содержания NOx ниже 2,5 г/кВт·ч или сажи менее 0,07 г/кВт·ч, коэффициент NTE составляет 1,5). Двигатели должны соответствовать нормам NTE во время сертификации и в течение всего срока службы.

Цель, для которой предусмотрены дополнительные испытания, – исключить возможность искусственно улучшить результаты испытаний по контрольным методикам путем управления работой двигателя с помощью электронной аппаратуры и значительного увеличения токсичности ОГ при работе на режимах, отличных от контрольных.

Для сертификации на соответствие ОГ двигателей нормам Tier 1...3 используют топливо с содержанием серы не более 0,2% по массе (2000 частей на 1 млн.). С 2011 г. двигатели должны будут сертифицироваться на соответствие нормам Tier 4 с использованием топлива с содержанием серы 7...15 частей на 1 млн. Переход от топлива с содержанием серы в 2000 частей на 1 млн. на топливо с содержанием 7...15 частей на 1 млн. будет происходить в 2006–2010 гг.

В нормах 1998 г. вместо измерения общего количества углеводородов было предусмотрено измерение неметановых углеводородов (NMHC). Поскольку методика измерения содержания метана в ОГ дизельных двигателей не стандартизирована ЕРА, компании-производители могут использовать либо свои собственные методики для проверки содержания неметановых углеводородов, либо измерять общее количество углеводородов и вычитать 2% от массы углеводородов, чтобы учесть присутствие в ОГ метанола.

 

Продолжение следует