Беловежский коммунальный универсал
Долгие годы рынок спецтехники на базе тракторов отличался стабильностью и консерватизмом, но в последние пять лет произошли серьезные изменения. Уже с 2000 года ряд компаний Украины и России в силу разных причин начали сворачивать производство навесного оборудования, в то же время другие фирмы активно развивали производство и совершенствовали продукцию.
Все это происходило на фоне лидирующих продаж тракторов «Беларус», которые широко применяют в качестве монтажной базы для погрузчиков, подметального, экскавационного, погрузочного и другого оборудования. В итоге популярность марки МТЗ стала неоспоримой – число минских тракторов в настоящее время превышает в сумме парк других колесных тракторов всех тяговых классов.
Один из новых производителей компания «Беловеж» занимается реализацией спецтехники с июля 1999 года, а как производитель навесного строительного, погрузочного и дорожного оборудования обозначила свое присутствие лишь четыре года назад, однако за столь короткий срок успела реализовать несколько оригинальных решений.
Когда в 2002-м компания «Беловеж» приступила к выпуску экскаватора-погрузчика ТО-49Б1, экскаватора-бульдозера ТО-49Б2 и экскаватора ТО-49Б3 с грейферным рабочим ограном, выбор базового шасси уже был предопределен. Популярность тракторов «Беларус» тягового класса 1,4 к тому времени была беспрецедентной.
Появившееся в 2003 году семейство коммунальных тракторов КМ-82БГ и КМ-82БР позволило расширить типаж машин, но на рынке и без того хватало однотипных и устаревших конструкций навесного оборудования, чтобы конкурировать с ними. Такое двойственное положение не устраивало производителя.
Крепеж стойки стрелы к раме трактора |
Первый же опыт продаж и практическая эксплуатация показали, что кон-струкция навесных органов требует улучшения и доводки, благо имеются свое производство и собственные конструкторские бюро в России, Белоруссии, а номенклатуру оборудования можно расширить, поскольку еще не все возможности тракторов МТЗ используются в полной мере.
Результатом совершенствования модельного ряда и расширения типажа стало появление большого ряда спецтехники на базе тракторов. Среди последних разработок компании «Беловеж» – коммунально-уборочный трактор ПФС-0.75 БКУ с навесным фронтальным погрузчиком.
Погрузочно-уборочная машина предназначена для уборки и содержания проезжей части, дворовых территорий и может попеременно выполнять функции фронтального погрузчика с челюстным либо обычным ковшом. Ей под силу погрузочно-разгрузочные работы небольшого объема, транспортировка сыпучих материалов, планировка и сгребание мусора. Машину также можно использовать как подметально-уборочную с применением щеточного оборудования и гидроповоротного отвала для снега. Все навесное оборудование ПФС-0.75 БКУ предлагается для монтажа на тракторы «Беларус 82.1», «Беларус 82.2» и «Беларус 892».
Корпус редуктора отлит из стали |
Основная идея при проектировании нового коммунального погрузчика состояла в том, чтобы трактор мог работать как по-грузчик и бульдозер, причем эти органы можно было бы менять за несколько минут. С самого начала отвал создавали не с жестким креплением, а поворотным – с гидравлическим управлением из кабины. Это заставило применить шланги с разрывными гидромуфтами. Коммунальный отвал – усиленной конструкции с U-образными силовыми элементами (вместо Л- или П-образного профиля). Такое решение несколько утяжелило технику, но получился выигрыш по прочности, что позволило применять отвал и на легких бульдозерных работах.
Двухчелюстной полукубовый ковш рассматривался в качестве основного варианта. Главное его достоинство – большая высота разгрузки, что особо актуально при погрузке снега в кузова самосвалов с высокими бортами и большой вместимости. Кроме этого погрузчик комплектуют ковшом на 0,85 м3 и поддонными вилами.
Усиленная стойка стрелы |
На этапе проектирования кон-структоры компании «Беловеж» основное внимание уделили силовым элементам, наиболее подверженным износу. В первую очередь это стойка стрелы – из-за большого плеча на нее приходится наи-большая нагрузка при погрузочно-разгрузочных работах. Специальная овоидная конфигурация стойки позволила снизить риск появления трещин в местах крепежа и втулок. Заднее навесное оборудование с механическим приводом от вала отбора мощности трактора также претерпело ряд изменений, в его конструкции учтены пожелания эксплуатантов. На щетке вместо треугольного установлен круглый фланец, что позволяет снизить вредное воздействие на механическую часть от ударов по бордюрному камню. Изменена конструкция штампованного кожуха цепной передачи, стальной корпус редуктора передачи щеточного оборудования выполнен методом литья.
В расширении функциональности есть и свои недостатки. Тракторы «Беларус» хотя и являются универсальными, но в первую очередь рассчитаны на эксплуатацию с прицепными рабочими органами, где гидравлика используется редко или не в таком большом комплексе. Иными словами, на тракторе не хватает каналов для привода оборудования. Специалисты компании «Беловеж» проблему решили, установив в кабине двухходовой гидрокран. Это позволило оставить функциональность высокой, разделив рабочие функции на стреле и приводе рабочего органа, повысив таким образом автоматизацию на уборочных работах.