«Черный ящик» против хищения топлива

С. Емельянов

Руководители предприятий, имеющих в своем парке автомобили и спецтехнику (в крупных компаниях это не одна и не две машины, а десятки и сотни), согласятся, что затраты на топливо – одна из главных составляющих эксплуатационных расходов. Поскольку тарифы на услуги подобных предприятий растут не такими темпами, как цена на топливо, данная расходная статья имеет тенденцию постоянно увеличиваться. Сегодня хищение топлива – это хорошо организованный «бизнес». Дополнительный «заработок» грамотного водителя составляет не менее половины официальной заработной платы. О том, что топливо разворовывают, знают все – и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблемы перерасхода топлива в большинстве случаев не выявляются, а средства, израсходованные на горючее, списывают согласно прилагаемым чекам или ведомостям собственной заправки. Нетрудно подсчитать, сколько денег можно было бы ежемесячно тратить на развитие фирмы, закупку нового оборудования, если контролировать расход топлива.

Снятие FMS из кабины водителя
для дальнейшего считывания показаний

Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем, основная задача которых – контроль и экономия топлива. Некоторые из них заслуживают внимания.

Системы аналитического типа создают на базе бортовых компьютеров. Их принцип работы основан на вычислении объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Главное достоинство системы – возможность контролировать мгновенный расход топлива. При таком контроле водитель вынужден постепенно приучаться к экономному стилю езды. Главный недостаток метода – вычисления расхода топлива производят по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят за эти рамки, увеличивается вероятность ошибки. Такие системы не фиксируют слив топлива и его заправку. Более того, при нажатии определенных комбинаций клавиш система сбрасывает все показания, а водитель может установить расход топлива по своему усмотрению. Контроль махинаций, связанных с «левыми» чеками, также невозможен.

Системы проточного типа получают информацию от расходомера-турбинки, установленного в топливопроводах автомобиля. Достоинство этого прибора в том, что он показывает фактическое количество топлива, прокачанного по магистрали, недостаток – большая погрешность и возможность вмешательства водителя в такую систему. К тому же в российской солярке может содержаться большое количество твердых частиц, что сокращает ресурс турбинки. В холодное время года могут возникнуть проблемы с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива. Мошенничество с чеками также не блокируется.

Устройство FMS

Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, к тому же их легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор, если слить топливо на стоянке с включенным зажиганием, невозможно проследить и «левый» пробег машины, рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. На отечественных транспортных средствах это оборудование не работает из-за большой погрешности штатных датчиков уровня топлива.

Система FMS. Преимущества такой системы, обрабатывающей данные, полученные от высокоточного емкостного датчика уровня топлива, в том, что это устройство закрытого типа. Информация, считываемая с него, доступна только руководству предприятия. Программное обеспечение системы позволяет получать данные о работе как отдельной машины, так и всего парка техники. Информация полностью недоступна водителю, а значит, исключены махинации.

Система FMS включает в себя три основных компонента – устройство FMS («черный ящик») и высокоточный емкостный датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливают на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе. Устройство FMS – черная пластиковая коробка размером с сигаретную пачку, его монтируют в кабине и подключают к бортовой сети машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и других объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины за два месяца. Его легко снять с машины и вставить в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика за несколько секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание автоматически, не снимая прибор с техники. Устройство возвращают водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере, экспортировать в Excel и другие программы.

Рабочее место диспетчера

Помимо контроля расхода топлива по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был включен двигатель или техника находилась в движении, а также как именно она передвигалась. Основными показателями, которыми оперирует программа, являются количество топлива в баке на начало и конец периода, общее количество заправленного и истраченного топлива, общее количество слитого топлива, пробег машины в километрах, средний расход топлива в литрах на 100 км, на 1 машино-ч, на холостом ходу, время работы двигателя, время нахождения транспортного средства в движении. Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков.

При установке FMS-системы в топливном баке монтируют высокоточный емкостный датчик уровня топлива, имеющий погрешность не более 1%. Система FMS может считывать информацию и с обычного штатного датчика, однако у этих датчиков есть ряд серьезных недостатков, не позволяющих получать точную информацию о топливе: это высокая погрешность штатного датчика – не менее 10%, имеются «мертвые» зоны сверху и снизу (показывает ноль, хотя топливо еще в баке есть, либо полный бак, хотя топливо не долито до верхней части). На некоторых импортных машинах есть возможность использовать штатные датчики, хотя погрешность показаний будет более 5%, а водитель может легко обмануть штатный топливный датчик. Что касается отечественных машин, то установка датчика на них необходима. Размер датчика (длина) регулируется, поэтому спектр использования системы FMS очень широк – там, где есть топливо, применима система FMS. Это и легковые машины, тягачи, спецтехника, карьерные самосвалы, и тепловозы, суда, котельные, электростанции, буровые и др.

Установка FMS на тепловозы

Проблема воровства топлива актуальна не только для России, однако путь к ее решению нашли именно отечественные разработчики. Описанный выше метод контроля расхода топлива с использованием систем FMS – разработка московской компании «Омникомм Технологии». Использование как устройств FMS, так и высокоточных датчиков уровня топлива (также разработка компании «Омникомм Технологии») позволила многим предприятиям из абсолютно разных сфер деятельности решить проблемы хищений и перерасхода топлива, оптимизировать рабочие процессы. Благодаря дилерам, расположенным практически во всех крупных городах России, на сегодняшний день установлено более 20 тысяч систем на машинах транспортных, строительных компаний, предприятий, занятых добычей полезных ископаемых, и др.

У компании «Омникомм Технологии» появились партнеры в странах СНГ и Балтии, странах дальнего зарубежья (Европа, Бразилия, США, ЮАР и др.). К системам FMS проявили интерес такие крупные компании, как ALL (America Latino Logistics) – крупнейший в Латинской Америке железнодорожный перевозчик (системы FMS были установлены на тепловозы), Del Socio – лидер в транспортировке жидких нефтепродуктов и других жидкостей в Бразилии (автопарк – более 450 ед., системы FMS были установлены на тягачи компании). Недавно началось оснащение системами FMS седельных тягачей Mercedes-Benz и Volkswagen в Аргентине, а такой известный мировой производитель, как Tatra, оснащает автомобили системой FMS прямо на заводском конвейере в Чехии.

Используя системы FMS, появляется возможность учитывать специфику работы, например, количество срабатываний ковша экскаватора за смену, поднятия-опускания кузова самосвала и многое другое.

Установка FMS в Бразилии

Основными достоинствами системы FMS являются большая информативность (кроме расхода топлива предоставляется информация о параметрах работы транспортных средств и спецтехники), низкая стоимость оборудования и высокая окупаемость (менее месяца), невмешательство в работу топливной аппаратуры (оборудование не может повлиять на подачу топлива в двигатель, на работу ТНВД и другого дорогостоящего оборудования топливной системы), универсальность устройства (устанавливается на абсолютно любую технику), простота монтажа и эксплуатации (например, широкий диапазон рабочих температур – от –50 до +85 °С), невозможность незаметно вмешаться в работу устройства, антивандальная защита (отсутствуют элементы настройки и индикации на оборудовании, которые можно было бы изменить, подкрутить), удобное программное обеспечение, возможность экспорта данных в другие программы, получение экономии от контроля и пресечение обмана со стороны водителей, улучшение эффективности использования парка за счет повышения экономичности вождения, анализа выполнения рейса по топливу, отслеживания и оптимизации непроизвольных простоев, а также косвенный контроль исправности топливной системы по расходу топлива и анализу общей загруженности транспорта.

Если сравнивать тахограф и систему FMS, можно найти схожие функции, но принцип работы совершенно разный. Тахошайбы каждые сутки меняют, их можно купить на трассе, нарисовать. Как существуют поддельные чеки, так же можно подделать и шайбу, подогнуть иглу. Системы FMS не имеют каких-то датчиков, индикаторов, игл, частей, которые можно подкрутить, подогнуть, обмануть – здесь одна электроника. Прибор пишет показания с датчиков. Единственное, что можно сделать, это сломать или обрезать провода, и тогда он ничего писать не будет, но потом это непременно станет известно руководству: с этого момента перестает считываться информация, а значит, появляется возможность воровать топливо. Прибор можно сломать механически, но это невозможно не заметить и случайной поломкой объяснить не получится.

Установка FMS в Аргентине

На некоторых предприятиях были случаи, когда, потеряв путь получения существенного дополнительного дохода, водитель кувалдой или другими подручными средствами ломал датчик (по-другому сломать его невозможно). В итоге с зарплаты водителя вычитали полную стоимость устройства, поэтому желание ломать прибор и у этого водителя, и у его коллег пропадало. Были попытки сливать топливо через «обратку» в канистры на ходу, но такие сливы прибор все равно фиксирует. Там, где присутствует человеческий фактор, возможность договориться есть – человек найдет лазейку, чтобы увеличить свой доход. В случае с системой FMS договариваться не с кем. С компьютером не поговоришь, да и взятки ему не нужны! Здесь все просто. Есть чеки, данные по объему и времени заправки, которые зафиксированы в системе FMS, и больше ничего.

Результаты, которые получают предприятия после анализа работы с помощью системы FMS, очень высоки. Представьте удивление руководства компании, в которой на протяжении многих лет списывали топливо из расчета нормы расхода 45...60 л на 1 машино-ч (для бульдозеров), а после установки системы получили результат 26...30 л на 1 машино-ч! Экономию в этих случаях нетрудно подсчитать: для бульдозера это в среднем 25 л с 1 машино-ч. Если считать, что водители работают в две смены с двумя выходными в неделю, то экономия составит 91 тыс. л в год от работы только одного бульдозера! Вот куда уходят средства предприятия. Это колоссальная экономия. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем предприятие получает чистую экономию, не говоря о том, что отдельные водители могут заправлять на трассе дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Иногда водители «накручивают» показания спидометра. Такие махинации исключены при использовании системы FMS: данные чека, объем и время заправки соотносятся с временем и объемом заправки, зафиксированными в системе FMS.

Диаграмма снижения расходов на ГСМ
при эксплуатации спецтехники

В компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы FMS контроля расхода топлива позволила серьезно скорректировать нормы его расхода. Говорит В. Вислобоков (ООО «Горнеруд»): «Например, для четырехосной «Скании» при перевозке бетона норма расхода топлива на 100 км была 99 л. Однако с помощью FMS мы выяснили, что наши «Скании» фактически потребляют 75...80 л на 100 км при стандартной загрузке. Разница в 19...24 л на каждые 100 км пробега – величина серьезная. Прибор окупается менее чем за месяц, а дальше – одна экономия». Фирма «Мосстроймеханизация-5» на 30...40% снизила расход топлива, установив системы FMS на спецтехнику. И таких примеров много.

Система контроля расхода топлива компании «Омникомм Технологии» облегчает контроль работы транспорта, дисциплинирует водителей и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно. Однако не стоит думать, что система сама решит все проблемы и прекратится воровство топлива. Система скажет о том, сколько и кто ворует, кто нерационально использует транспортное средство, но решить проблемы может только ответственный руководитель, который, оперируя полученной информацией, примет правильные управленческие решения по пресечению махинаций с топливом.