Горькая правда об экономии топлива
В предыдущих номерах журнала мы рассматривали одну из самых затратных составляющих работы транспортных подразделений – расход топлива и списание денежных средств по нормам, которые время от времени корректируются, а порой не совпадают с действительностью. Это один из основных вопросов, касающихся автотранспортных, строительных, горнодобывающих предприятий, т. е. всех, кто так или иначе связан с транспортными средствами и спецтехникой или любым механизмом, работающим на двигателе внутреннего сгорания.
В январском и апрельском номерах журнала мы рассматривали системы разных производителей, позволяющие контролировать расход топлива, с разными принципами работы, проточного типа, вмешивающиеся в топливные магистрали, и альтернативные, считывающие показания как со штатных датчиков транспортного средства, так и со специально разработанных и установленных на технику дополнительно. В этом материале мы продолжаем рассказ о принципах работы таких устройств, об их достоинствах и недостатках в зависимости от условий эксплуатации, человеческого фактора и транспортных средств, на которых их применяют. Читателю будут не менее интересны оценка конкретных результатов работы систем на практике, отзывы специалистов предприятий, осуществляющих внутрироссийские, внутригородские и областные перевозки, которые уже опробовали ту или иную систему в эксплуатации на различных транспортных средствах.
Большой опыт использования систем контроля расхода топлива накоплен на московском хладокомбинате (ЗАО «Айсбит»). Это предприятие располагает своим автопарком, состоящим из 100 единиц транспортной техники, поэтому тема расхода и экономии топлива здесь всегда актуальна. О возможностях регулирования таких вопросов мы попросили рассказать начальника гаража Геннадия Арамовича Айдиньян.
ОС: Геннадий Арамович, насколько актуальна проблема расхода топлива для вашей компании?
Г.А.: Актуальность этой проблемы всегда высока. Иное дело, что не всегда находятся подходящие аргументы для борьбы с махинациями нечестных водителей. Вопрос установки систем руководство прорабатывало очень тщательно. Сначала мы установили на все машины тахографы, и по окончании рабочей смены водитель каждый день сдавал тахограмму диспетчеру. На основании данных мы смотрели скорость и километраж, списывали топливо из расчета пройденного пути и норм его расхода. Внедрив такие механизмы, мы избавились от водителей, которые приписывали себе километраж, подкручивали спидометр. Потом стало очевидно, что с помощью тахографа далеко не всегда удается получить информацию о реальном расходе: водитель предоставлял чеки, которые сравнивали с показаниями тахографа – получался средний расход. Но что делать, если он оказывался выше на 3…5 л? Например, если был перегруз, или машина простояла в пробке, или ехала в гору… Да мало ли таких причин? Нередко предоставляли и поддельные чеки.
Следующим был этап, когда предприятие перешло на заправку машин по топливным картам, т. е. топливо получали только на специальных заправочных станциях, без наличных денег. В конце месяца топливная компания представляла хладокомбинату отчет о заправках, произведенных по каждой топливной карте, с указанием времени и объема заправки. Чеки можно было сравнить с таблицей и, в случае расхождения данных, спросить с водителя. Тем не менее расход топлива по-прежнему оставался выше установленных норм, и мы продолжали поиск оптимального решения вопроса, которое позволило бы нам получить оптимальный результат. Рассматривая разные предложения, в конце концов мы сделали свой выбор и оснастили первые четыре автомобиля расходомерами FMS компании OmniCOMM. А в течение следующих четырех месяцев ими оборудовали и весь автопарк, от полуторатонных автомобилей до седельных тягачей – несколько «ГАЗелей», Mercedes-Benz 410D Sprinter, Mercedes-Benz 814D Vario, DAF 45, Mercedes-Benz 2540 Actros, Mercedes-Benz 1840 Actros и другие машины.
ОС: Что же дала вам установка систем контроля расхода топлива на автомобили?
Г.А.: После первого месяца эксплуатации система дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля. Оказалось, что водители часто вступали в сговор с оператором АЗС. Например, в бак заправляли 50 л, чек просили выписать на 100 л, а разницу в 50 л обналичивали у оператора АЗС по цене ниже, чем цена заправки. Сверяя чеки с реальными данными, мы обнаружили расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л на седельный тягач. Экономия получилась колоссальная. Я уж не говорю о поддельных чеках и сливах. Все проверяется очень просто, отчет составляется за несколько секунд, и действия водителя – как на ладони.
Некоторые автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата. После установки расходомера стало понятно, что топливо из бака сливали.
На хладокомбинате жесткий график работы: погрузка начинается в 5-00 утра, раньше не положено. Прежде водитель мог загружаться и вечером, оставить автомобиль и холодильную установку работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8-00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь мы точно определяем, в какое время был заведен автомобиль.
ОС.: Как отреагировали водители на нововведение?
Г.А.: Кое-кто уволился сразу. С некоторых продолжаем взыскивать за перерасход топлива. А те, кто и раньше трудился честно, продолжают нормально работать и сейчас. Нормы расхода топлива значительно снизились, появилось то, к чему предприятие стремилось всегда: реальная экономия. Возможно, для водителя показания прибора – это «горькая правда», но для компании – большое достижение. Для хладокомбината эта правда не горькая, а, пожалуй, сладкая – это огромные суммы сэкономленных средств.
Нам стало проще анализировать режимы труда и отдыха, эффективность работы каждой машины. Система позволяет выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля. На одном из автомобилей повысился расход топлива, стали выяснять причину и обнаружили, что надо отремонтировать турбину. И мы удостоверились, что далеко не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть честные работники. Для себя мы открыли и другие достоинства системы. Если заправочная колонка заливает топлива немного меньше – мы это видим, т. е. если разница между чеком и заправкой составляет около 10%, повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других заправках все нормально – тогда мы сообщаем об этом топливной компании.
ОС.:Если можно, расскажите подробнее об установленных на машинах системах учета топлива.
Г.А.: Как я уже сказал, мы рассмотрели большое количество самых разных предложений, но остановились на российском производителе – компании OmniCOMM, которая поставляет и устанавливает систему контроля расхода топлива и работы автомобиля. Эта компания производит и специальные высокоточные топливные датчики, устанавливаемые на системах FMS. Также OmniCOMM производит навигационное оборудование, позволяющее получать информацию о местоположении машин.
Следует сказать, что использование систем контроля удобно не только на коммерческом транспорте в городских и междугородных условиях эксплуатации. Такое оборудование успешно применяют строительные и горнодобывающие компании, на комбинатах, в карьерах по добыче песка, щебня и полезных ископаемых, на предприятиях с большими парками спецтехники, работающей в суровых условиях. Результаты работы от применения такого оборудования становятся очевидны уже через несколько дней, и, как правило, они имеют большой экономический эффект.
Беседовал С. Емельянов