Какие шины дешевле

В. Захаров, А. Виноградов

Вопрос актуален для всех транспортников. Каждый отвечает на него по-своему. Кто-то просто идет на базар и покупает самые дешевые покрышки, другие стараются действовать «по уму».

Сегодня принято определять экономическую эффективность шин исходя из двух параметров – ходимости и стоимости. Такая оценка является неполной, поскольку не отражает влияния сопротивления качению шины на расход топлива и соответственно на ее экономическую эффективность. Максимальная ошибка возникает при междугородных и международных перевозках, так как на них используются тяжелые автопоезда с большой силой сопротивления качению. Ее доля в балансе сил, действующих при движении, у таких машин больше, чем у других типов автомобилей, работающих на дорогах с твердым покрытием. Исследования НАМИ показали, что доля затрат на топливо в себестоимости международных перевозок может достигать 20%. В этих затратах на сопротивление качению шин может приходиться до 30%.

В качестве иллюстрации приводим результаты расчетов, позволяющие сопоставить оценку затрат с учетом расхода топлива, и по традиционному методу. Для сравнения взяты шины-аналоги: три импортные (новые) шины размерностью 295/ 80R22.5 и две импортные шины той же размерности после восстановления. Покрышки отличаются друг от друга фирмой-изготовителем, техническими характеристиками и ценой. Для получения сопоставимых данных они поочередно устанавливались на один и тот же автопоезд с тягачом Мерседес-Бенц 1735 и трехосным полуприцепом. Полная масса машины составляла 34 400 кг (полезная нагрузка 20 000 кг), она двигалась по дороге с подъемами и спусками, характерными для магистральных автоперевозок. Режим движения – максимально быстрый (при ограничении скорости 85 км/ч). В расчетах использовались некоторые эксплуатационные данные крупных автотранспортных предприятий, научно-исследовательских институтов и зарубежных фирм (цена, ходимость и сопротивление качению шин, цена топлива, программное обеспечение). Цены соответствуют концу 1998 года.

Расчеты свелись к двум независимым этапам:

– определение влияния коэффициента силы сопротивления качению шин на эксплуатационные расходы топлива;

– определение влияния расхода и цены топлива, цены шины и ее ходимости на переменные статьи расходов в себестоимости.

Для выполнения каждого из них использовалась специальная программа отечественной разработки. С первой из них наши постоянные читатели уже хорошо знакомы по рубрике «Виртуальный тест».

Результаты расчетов сведены в таблицы. Первая из них содержит исходные данные. Во вторую собраны результаты сравнительных расчетов, отдельно выделены эксплуатационные затраты на топливо, на восстановление и ремонт шин, а также показана экономическая эффективность (или неэффективность) четырех шин в сравнении с шиной фирмы Taurus, наиболее близкой по своим характеристикам к отечественной продукции. Третья таблица – результаты оценки экономической эффективности шин традиционным методом.

Заметим, что коэффициент силы сопротивления качению шин почти не встречается в технической литературе. Здесь использованы данные испытаний на Центральном автополигоне в Дмитрове по методике НАМИ. Протестированные восстановленные шины по сопротивлению качению не уступали новым, что говорит о высоком качестве наварного протектора и основы. Шина фирмы Taurus по этому показателю уступает четырем расчетным аналогам.





1. Сравнение двух методик по определению общих годовых затрат на шины показывает, что традиционный подход не учитывает от 30 до 70% затрат, величина которых зависит от осредненной цены топлива за кругорейс и коэффициента сопротивления качению шин. Это может привести к ошибкам в оценке экономической деятельности транспортного предприятия и переоценке или недооценке экономической эффективности приобретаемых шин.

2. Для использования программ, позволяющих определять экономическую эффективность шин с учетом их сопротивления качению, необходимо знать соответствующие характеристики шин. Информация о коэффициентах сопротивления качению шин в литературе и рекламных материалах практически отсутствует, а ежегодно только ведущими фирмами-производителями выпускается не один десяток новых моделей. Поэтому необходимо проводить сравнительные испытания шин новых моделей на постоянной основе. Испытания двух – трех комплектов шин для определения коэффициентов сопротивления качению можно провести за три дня на динамометрической дороге автополигона в Дмитрове. Редакция готова содействовать этому мероприятию.