Риск неликвидности запасов запчастей
Рискованность торговли запасными частями состоит в постоянной, ежедневной опасности образования неликвидов – нереализуемых запасов деталей. Они могут образовываться по следующим причинам:
– падение спроса из-за появления конкуренции;
– падение спроса из-за ликвидации потребителя – ваш клиент, скажем, дорожно-строительная организация, стал работать в другом районе и там же ремонтирует машины;
– ошибочные закупки излишних количеств;
– ошибочные закупки деталей устаревшей конструкции;
– порча деталей из-за повреждений, повышенной влажности;
– брак, не замененный поставщиком по рекламациям;
– появление новой модификации деталей, заменяющей прежние;
– изменение технологии ремонта – например, в районе появился мастер по ремонту генераторов, и новые генераторы в сборе перестали покупать;
– оприходование по ошибке;
– пересортица в поставках;
– несписание реализованных деталей;
– пересортица из-за неверной раскладки, обнаруженная при поиске другой детали;
– потери на складе из-за небрежности в указании адресов или нанесения их нестойкой краской, обнаруженные при инвентаризации;
– разукомплектование узла и невозможность продать некомплектный.
На первый взгляд кажется, что подобные случаи нечасты. Однако если вы работаете с номенклатурой более сотни позиций, сами не заметите, как быстро будут возникать и нарастать неликвиды.
Ведите статистику поквартальной реализации каждой детали в штуках, чтобы отслеживать колебания спроса и анализировать их причины. В договорах с поставщиками добивайтесь права возврата ошибочно заказанных деталей, удовлетворения рекламаций по количеству и качеству. Только тщательный учет и хорошая организация управления запасами избавят вас от образования неликвидов. Вот некоторая информация, которую складская служба должна готовить руководству фирмы для управления:
– ежемесячный перечень товаров, не пользовавшихся спросом более месяца или двух – критерий устанавливается руководством. Это необходимо для принятия мер по ускорению реализации, т. е. высвобождению «замороженных» в товарах средств для дальнейшего использования и предотвращению образования неликвидов, превращающихся чаще всего в убытки;
– еженедельный или ежемесячный перечень товаров, запас которых снизился меньше установленного минимума. Это нужно для своевременного размещения заказов;
– ежеквартальные расчеты оборачиваемости по каждому наименованию. Это необходимо для принятия мер по оптимизации сроков и объемов заказов новых партий;
– ежемесячный перечень товаров, переданных на реализацию и находящихся у посредников сверх установленных сроков. Это нужно для решения вопросов продления сроков реализации или возврата;
– ежеквартальные предложения по списанию испорченных, утерянных, похищенных и неликвидных товаров.
Ниже перечислены некоторые моменты, на которые следовало бы обратить особое внимание при работе с многочисленной номенклатурой товаров при нарастающем объеме сбыта, в целях предотвращения образования неликвидов.
– Проводить перманентную инвентаризацию по утвержденному бухгалтером плану – проверку соответствия наличия учетным данным определенного количества наименований или определенной группы товаров в месяц. Такая инвентаризация практикуется на всех крупных складах, чтобы не останавливать работу надолго в конце года.
– Ввести и строго соблюдать систему адресов для ячеек, стеллажей и других мест хранения товара. Ведомость наличия на складе должна содержать адрес каждого товара. Своевременно корректировать в картотеках и памяти компьютера адреса при изменениях места хранения товара. Поддерживать в читабельном состоянии бирки адресов и наименований товаров во избежание ошибок при размещении и отборе.
– Выполнять приемку поступающих товаров по количеству и качеству. Своевременно оформлять рекламации, контролировать их удовлетворение поставщиками. Возвращать или актировать бракованные товары. Вести учет направленных рекламаций, их удовлетворения или финансовой компенсации.
– Своевременно рассматривать рекламации покупателей, обеспечивать их удовлетворение.
– Вести учет полученных рекламаций, их удовлетворения или финансовой компенсации.
– Обеспечить невозможность хищений товаров со склада, повреждения товаров при перемещениях.
– Вести учет товаров, переданных на реализацию, контролировать сроки их нахождения у посредников, реализации и оплаты, отслеживать возврат, а также качество нереализованных.