Первые грузовики Минского автозавода
Знаменитому МАЗу исполнилось 60 лет. Официальной датой образования Минского автозавода считается 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны СССР принял постановление № ГОКО-5369с о создании в Минске, в так называемом Красном урочище, автосборочного завода. Столицу союзной Белоруссии только освободили от фашистских захватчиков, и город практически был стерт с лица земли – с трудом можно было найти сохранившиеся постройки. Война еще продолжалась, и фронту необходима была новая техника. Минский автосборочный завод, директором которого назначили И.Ф. Толкунова, начал собирать автомобили для фронта, поступающие в СССР по ленд-лизу. На новом сборочном заводе в основном трудились бывшие партизаны, прошедшие суровую школу оккупации и борьбы с ненавистным врагом. Они же составили костяк созданного в августе 1946 года Минского завода по производству большегрузных автомобилей.
МАЗ-501 |
В октябре 1946 года завод прекратил сборку иностранных машин и приступил к производству автомобилей семейства МАЗ-200. До создания Минского автозавода большегрузные автомобили выпускали на Ярославском автозаводе (ЯАЗ). Именно там в 1942 году был разработан грузовик ЯАЗ-200, который и стал базовой моделью для создания на МАЗе семейства грузовиков МАЗ-200.
В начале 1947 года на МАЗ прибыл первый опытный образец ярославского грузовика, на основе которого минчане впоследствии создадут самосвал МАЗ-205. Страна еще лежала в руинах, и для восстановления народного хозяйства требовалась в основном строительная техника, в том числе тяжелые самосвалы. Первые пять грузовиков МАЗ-205 вышли из ворот завода осенью 1947 года – эта дата считается началом выпуска первых автомобилей МАЗ.
МАЗ-505 |
Самосвалы семейства МАЗ-205 – легендарные автомобили. Они трудились практически на всех стройках страны тех лет. Именно самосвалы МАЗ-205 стали первыми экспортными автомобилями завода, да и, пожалуй, СССР после окончания войны. Их производство продолжалось вплоть до 31 декабря 1965 года, т. е. 18 лет. За этот период на МАЗе сменилось несколько директоров: с 1949-го по 1955 год – В.Д. Майборода, с 1955-го по 1959 год – С.М. Кишкин. И, наконец, с 1959-го по 1982 год предприятие возглавлял И.М. Демин. При его руководстве и был собран на конвейере последний МАЗ-205, который сейчас установлен на пьедестале возле главной проходной завода.
Бортовой МАЗ-200 – тоже музейный экспонат, но действующий. Он до сих пор на ходу и был продемонстрирован гостям 3 августа 2004 года на выставке, посвященной юбилею МАЗа. В день проведения торжеств 6 августа 2004 года он участвовал в экспозиции завода на приуроченной к этому дню выставке на площади перед главной проходной. Инструктором за рулем этого раритета был технический директор МАЗа А.П. Ракомсин. Оказывается, в годы своей молодости Александр Петрович работал за рулем МАЗа-лесовоза 200-й серии в одном из сибирских леспромхозов.
Кабина МАЗ-200 |
Кстати, во время проведения MIMS'2004 на выставочном стенде МАЗа рядом с со-временными моделями белорусских автостроителей красовался все тот же МАЗ-200 голубого цвета с зубром на капоте. На этот раз «ветерана» доставили в Москву, как рассказал генеральный директор МАЗа В.А. Гуринович, в кузове своего младшего собрата, но на территорию выставки он въехал самостоятельно.
Помимо самосвалов МАЗ-205 и бортового МАЗ-200, минские автостроители выпускали и другие модификации серии 200: седельный тягач МАЗ-200М, бортовой МАЗ-200П, МАЗ-200 лесовоз и др. За создание автомобилей семейства МАЗ-200 в 1949 году ряду работников Минского автозавода была присуждена Сталинская премия.
Время идет вперед, а с ним и технический прогресс. В ноябре 1958 года на МАЗе были собраны первые опытные образцы автомобилей нового поколения – семейства МАЗ-500. Изначально это были машины той же капотной компоновки, что и МАЗ-200: лесовозы МАЗ-501 и МАЗ-501Б с колесной формулой 4х4 и двускатной ошиновкой задних колес, бортовой МАЗ-502 с колесной формулой 4х4 и односкатными колесами и др.
1982 год: сборка 500-тысячного автомобиля МАЗ-500 |
Надо сказать, что это были весьма оригинальные автомобили. Например, МАЗ-502 оборудовали сварным металлическим бортовым кузовом с брезентовым тентом и откидным задним бортом. Его колесная формула 4х4 указывает на то, что это внедорожник. Оснащали такой автомобиль двухтактным четырехцилиндровым дизелем ЯМЗ-М204В с непосредственным впрыском топлива, мощностью 135 л.с. при 2000 мин-1. МАЗ-502 перевозил на себе 4 тонны с максимальной скоростью 50 км/ч. При этом расход топлива этого внедорожника 1950-х годов был 45 л на 100 км.
Изначально МАЗ-500 разрабатывали с откидывающейся кабиной, с расположением ее над двигателем. Однако невозможно было сразу поставить на конвейер такую принципиально новую модель автомобиля, отличающуюся от предыдущей и по конструкции, и по компоновке, да еще не останавливая текущее производство.
На автомобилях с кабиной от МАЗ-200 проверяли новые агрегаты, готовили технологические карты, под новую кабину модернизировали штамповое производство. Тем более что новую компоновку опрокидывающейся кабины над двигателем белорусские конструкторы применили впервые в отечественном автостроении. Под руководством главного конструктора МАЗа М.С. Высоцкого была проделана титаническая работа, и в апреле 1965 года автомобили семейства МАЗ-500 стали сходить с конвейера. К концу того же года автозавод полностью перешел на выпуск нового бескапотного семейства, причем сделал это без остановки, как уже говорилось, текущего производства.
Под капотом МАЗ-200 |
В народе бескапотный МАЗ получил прозвище «лобастый». Действительно, первые автомобили МАЗ-500 с новой кабиной были очень похожи на таких своеобразных «лобастиков». К таким моделям относились двухосный седельный тягач МАЗ-504, самосвал МАЗ-503 и т. д.
В 1969 году была проведена модернизация МАЗ-500, и в 1970-м на конвейере автозавода начали серийную сборку модернизированного МАЗ-500А, на базе которого в дальнейшем разработано огромное количество модификаций. Например, северный вариант бортового автомобиля, работающего как самостоятельно, так и в составе автопоезда, МАЗ-512, «деревенский» седельный тягач с колесной формулой 4х4 МАЗ-508В. Много модификаций выпускали белорусские автостроители по заказу Минобороны СССР – многоцелевая машина МАЗ-500В (4х2) и МАЗ-505 (4х4) и др.
МАЗ-5335 |
В 1976-м завод провел еще одну модернизацию МАЗ-500, а с 1977 года на конвейер встало новое семейство минских автостроителей – МАЗ-5335. Один из представителей этого семейства находится на МАЗе под опекой испытателей и тоже «своим ходом» попадает на различные выставки. Его «собрат» в свое время снимался в «заглавной» роли вместе с Николаем Олялиным в фильме «Мировой парень».
25 сентября 1975 года было создано Производственное объединение «БелавтоМАЗ», головным предприятием которого стал Минский автозавод. В объединение вошли Белорусский автозавод (БелАЗ) в городе Жодино, выпускающий многотонные карьерные самосвалы, и Могилёвский автозавод (МоАЗ), производящий в основном дорожно-строительную технику. Таким образом, в середине 1970-х годов в Белоруссии был создан мощный автостроительный комплекс, способный решать различные задачи автомобилестроения Советского Союза на высоком профессиональном уровне как по конструкторским разработкам, так и по производственным вопросам.