Строительно-дорожные машины в III квартале 2003 г.

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам Госкомстата РФ; названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В III квартале 2003 г. как в российской промышленности в целом, так и в секторе дорожно-строительной техники сохранялись тенденции, действовавшие в I полугодии. Прирост ВВП за январь – сентябрь 2003 г. к соответствующему периоду 2002 г. составил, по оценке Минэкономразвития, 6,5%, объем промышленного производства увеличился на 6,8%. Росли реальные располагаемые денежные доходы и потребление населением товаров и услуг. Заметно повысилась инвестиционная активность в экономике.

В январе – сентябре 2003 г. динамика промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющей показывает восстановление устойчивой тенденции к росту после некоторого спада в октябре-ноябре предыдущего года. Однако в последние месяцы происходило некоторое замедление темпа промышленного производства, очищенного от сезонного и календарного факторов: в июне к предыдущему месяцу он составил 0,6%, в июле – 0,5%, в августе – 0,4%, в сентябре – 0,3%, тогда как среднемесячный прирост в январе – мае составлял более 1%. В целом в январе – сентябре рост производства был обусловлен высоким внешним спросом, а также все большей трансформацией во внутренний спрос (особенно инвестиционный).

Производство строительной техники за прошедшие три квартала развивалось не так хорошо, как хотелось бы, хотя по всем отслеживаемым позициям (кроме автогрейдеров) динамика производства была лучше, чем по итогам полугодия, а усредненный темп роста составил 101,3%.

Остановимся подробнее на производстве основных видов строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники.

Краны на автомобильном ходу

Объем производства кранов на автомобильном ходу находится практически на уровне прошлого года. Крупнейший продуцент – ивановский «Автокран» снизил объемы производства на 12,5%, а большинство остальных крупных предприятий-изготовителей (Галичский автокрановый завод, брянский «Автокрановый завод», «Уралтерминалмаш», «БАКМ») увеличили свое производство, что нивелировало спад на «Автокране». Почти 60% от всего отечественного производства приходится на два предприятия – АО «Автокран» (Ивановская обл.) и АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская обл.).

Краны на гусеничном ходу

Производство кранов на гусеничном ходу выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на треть, хотя абсолютный объем производства составил всего 36 шт., из которого на долю «Челябинского мехзавода» приходится 23 крана (64%).

Производство экскаваторов

В январе – сентябре 2003 г. произошло сокращение производства экскаваторов по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 340 машин (83,4% от уровня 2002 г.). Как и по итогам полугодия, все три крупнейших завода-изготовителя (их суммарная доля составляет 75% от совокупного отечественного производства) сократили объемы производства: «Тверской экскаватор» на 12%, «Сарэкс» на 10%, «Уралвагонзавод» на 26%. Из достаточно заметных продуцентов только Дмитровский экскаваторный завод увеличил свое производство – оно составило 132% к соответствующему периоду прошлого года.

Бульдозеры

Рост производства бульдозеров (113,3%) определился ростом производства машин на крупнейшем их производителе – АО «Уралтрак», где объем выпуска составил 109,5%. Наибольший рост объемов производства был зафиксирован на ООО «Завод мощных тракторов» (Челябинск), где было выпущено 59 машин против 23 в январе – сентябре 2002 г.

Производство автогрейдеров

Общероссийское снижение производства автогрейдеров вызвано падением производства на двух заводах – на Брянском заводе дорожных машин (82,5%) и ЗАО «Челябинские стройдормашины» (85,7%), что не было компенсировано ростом производства на «ОПК-Дормашина» (109,4%).

Производство строительных погрузчиков

Рост производства на крупнейшем предприятии-производителе строительных погрузчиков «Уралвагонзаводе» (52% от всего объема) не компенсировало спада производства на остальных предприятиях.

Производство дробилок

Отечественное производство дробилок продолжает сокращаться. В январе – сентябре 2003 г. их изготовлено только 87% от уровня соответствующего периода 2002 г. Объемы производства дробилок определяются четырьмя основными заводами-производителями и довольно равномерно распределены между ними. В этом году зафиксировано производство на Благовещенском заводе «Амурский металлист», который за три квартала прошлого года не произвел ни одной машины.

Производство мельниц

Производство мельниц осуществляется на четырех предприятиях и носит единичный характер – за январь – сентябрь изготовлена 21 мельница (за тот же период прошлого года 15 шт.).

Производство тракторов

Практически все отечественное производство тракторов сосредоточено на семи предприятиях, причем два из них (Тракторная компания «ВГТЗ» и ЧТЗ «Уралтрак») изготовили по 23% от всего объема производства. Совокупный выпуск тракторов по сравнению с прошлым годом сократился почти на 20%.
Крупнейший продуцент (четверть общероссийского производства) «Уралтрак», увеличивший свой выпуск на 24,4%, и начавшие работу с этого года ПО «ЕЛАЗ» (Елабуга) и ООО Тракторная компания «ВГТЗ» (Волгоградская обл.) смогли лишь немного компенсировать падение производства на остальных заводах.

В заключение отметим, что анализ развития дорожно-строительной техники, произведенный ведущими экспертами, позволил выявить следующие основные тенденции:

– повышение технического уровня машин, включая увеличение надежности и долговечности техники, обеспечение требуемых технологических качеств, требований безопасности, экологии и эргономики. При этом решающую роль в повышении технического уровня машин играют двигатели, приводы хода и рабочих органов и непосредственно рабочие органы машин;

– расширение количества типоразмеров и модификаций всех типов дорожно-строительной техники для обеспечения различных темпов выполнения работ и применимости техники в разных местных условиях при постоянно растущей производительности всех видов техники;

– повышение мобильности техники и технологического оборудования для выполнения дорожно-строительных работ;

– развитие многофункциональных машин, состоящих из базовых машин и большого числа сменных рабочих органов. При этом базовые машины могут быть оснащены несколькими механическими и гидравлическими приводами: спереди, сбоку, сверху, снизу, сзади базовой машины.