Строительно-дорожные машины в III квартале 2003 г.
Статья подготовлена по официальным материалам Госкомстата РФ; названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.
![]() |
В III квартале 2003 г. как в российской промышленности в целом, так и в секторе дорожно-строительной техники сохранялись тенденции, действовавшие в I полугодии. Прирост ВВП за январь – сентябрь 2003 г. к соответствующему периоду 2002 г. составил, по оценке Минэкономразвития, 6,5%, объем промышленного производства увеличился на 6,8%. Росли реальные располагаемые денежные доходы и потребление населением товаров и услуг. Заметно повысилась инвестиционная активность в экономике.
В январе – сентябре 2003 г. динамика промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющей показывает восстановление устойчивой тенденции к росту после некоторого спада в октябре-ноябре предыдущего года. Однако в последние месяцы происходило некоторое замедление темпа промышленного производства, очищенного от сезонного и календарного факторов: в июне к предыдущему месяцу он составил 0,6%, в июле – 0,5%, в августе – 0,4%, в сентябре – 0,3%, тогда как среднемесячный прирост в январе – мае составлял более 1%. В целом в январе – сентябре рост производства был обусловлен высоким внешним спросом, а также все большей трансформацией во внутренний спрос (особенно инвестиционный).
![]() |
Производство строительной техники за прошедшие три квартала развивалось не так хорошо, как хотелось бы, хотя по всем отслеживаемым позициям (кроме автогрейдеров) динамика производства была лучше, чем по итогам полугодия, а усредненный темп роста составил 101,3%.
Остановимся подробнее на производстве основных видов строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники.
Краны на автомобильном ходу
Объем производства кранов на автомобильном ходу находится практически на уровне прошлого года. Крупнейший продуцент – ивановский «Автокран» снизил объемы производства на 12,5%, а большинство остальных крупных предприятий-изготовителей (Галичский автокрановый завод, брянский «Автокрановый завод», «Уралтерминалмаш», «БАКМ») увеличили свое производство, что нивелировало спад на «Автокране». Почти 60% от всего отечественного производства приходится на два предприятия – АО «Автокран» (Ивановская обл.) и АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская обл.).
Краны на гусеничном ходу
Производство кранов на гусеничном ходу выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на треть, хотя абсолютный объем производства составил всего 36 шт., из которого на долю «Челябинского мехзавода» приходится 23 крана (64%).
![]() |
Производство экскаваторов
В январе – сентябре 2003 г. произошло сокращение производства экскаваторов по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 340 машин (83,4% от уровня 2002 г.). Как и по итогам полугодия, все три крупнейших завода-изготовителя (их суммарная доля составляет 75% от совокупного отечественного производства) сократили объемы производства: «Тверской экскаватор» на 12%, «Сарэкс» на 10%, «Уралвагонзавод» на 26%. Из достаточно заметных продуцентов только Дмитровский экскаваторный завод увеличил свое производство – оно составило 132% к соответствующему периоду прошлого года.
Бульдозеры
Рост производства бульдозеров (113,3%) определился ростом производства машин на крупнейшем их производителе – АО «Уралтрак», где объем выпуска составил 109,5%. Наибольший рост объемов производства был зафиксирован на ООО «Завод мощных тракторов» (Челябинск), где было выпущено 59 машин против 23 в январе – сентябре 2002 г.
Производство автогрейдеров
Общероссийское снижение производства автогрейдеров вызвано падением производства на двух заводах – на Брянском заводе дорожных машин (82,5%) и ЗАО «Челябинские стройдормашины» (85,7%), что не было компенсировано ростом производства на «ОПК-Дормашина» (109,4%).
![]() |
Производство строительных погрузчиков
Рост производства на крупнейшем предприятии-производителе строительных погрузчиков «Уралвагонзаводе» (52% от всего объема) не компенсировало спада производства на остальных предприятиях.
Производство дробилок
Отечественное производство дробилок продолжает сокращаться. В январе – сентябре 2003 г. их изготовлено только 87% от уровня соответствующего периода 2002 г. Объемы производства дробилок определяются четырьмя основными заводами-производителями и довольно равномерно распределены между ними. В этом году зафиксировано производство на Благовещенском заводе «Амурский металлист», который за три квартала прошлого года не произвел ни одной машины.
Производство мельниц
Производство мельниц осуществляется на четырех предприятиях и носит единичный характер – за январь – сентябрь изготовлена 21 мельница (за тот же период прошлого года 15 шт.).
Производство тракторов
Практически все отечественное производство тракторов сосредоточено на семи предприятиях, причем два из них (Тракторная компания «ВГТЗ» и ЧТЗ «Уралтрак») изготовили по 23% от всего объема производства. Совокупный выпуск тракторов по сравнению с прошлым годом сократился почти на 20%.
Крупнейший продуцент (четверть общероссийского производства) «Уралтрак», увеличивший свой выпуск на 24,4%, и начавшие работу с этого года ПО «ЕЛАЗ» (Елабуга) и ООО Тракторная компания «ВГТЗ» (Волгоградская обл.) смогли лишь немного компенсировать падение производства на остальных заводах.
![]() |
В заключение отметим, что анализ развития дорожно-строительной техники, произведенный ведущими экспертами, позволил выявить следующие основные тенденции:
– повышение технического уровня машин, включая увеличение надежности и долговечности техники, обеспечение требуемых технологических качеств, требований безопасности, экологии и эргономики. При этом решающую роль в повышении технического уровня машин играют двигатели, приводы хода и рабочих органов и непосредственно рабочие органы машин;
– расширение количества типоразмеров и модификаций всех типов дорожно-строительной техники для обеспечения различных темпов выполнения работ и применимости техники в разных местных условиях при постоянно растущей производительности всех видов техники;
– повышение мобильности техники и технологического оборудования для выполнения дорожно-строительных работ;
– развитие многофункциональных машин, состоящих из базовых машин и большого числа сменных рабочих органов. При этом базовые машины могут быть оснащены несколькими механическими и гидравлическими приводами: спереди, сбоку, сверху, снизу, сзади базовой машины.
![]() |