Строительные и дорожные машины в I квартале 2003 г.: факты и комментарии
По официальным материалам Госкомстата РФ. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики
Предваряя рассмотрение ситуации, сложившейся в строительно-дорожной отрасли остановимся на общем состоянии отечественной промышленности. За I квартал 2003 г. в России было произведено продукции в действующих ценах на 1 946 млрд. руб., а индекс промышленного производства по сравнению с I кварталом 2002 г. составил 106%. В начале нынешнего года несколько сгладилась тенденция спада промышленного производства, которая отмечалась в 2002 г.
Прошедший год характеризовался тем, что в российской промышленности произошла смена ситуации. Если в 1999–2001 гг. динамика промышленного роста формировалась под воздействием опережающих темпов развития обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, то в 2002 г. вновь восстановилась тенденция к повышению роли добывающего сектора.
Основной вклад в развитие промышленности внесла группа экспортно-сырьевых отраслей, прежде всего, нефтяная промышленность, цветная металлургия, химическая и лесная промышленности. В отраслевом разрезе наибольшие темпы роста в январе – марте 2003 г. к январю – марту предыдущего года отмечались в черной (111,1%) и цветной (109,5%) металлургии, топливной промышленности (109,9%) и электроэнергетике (108,6%).
В машиностроении и металлообработке были зафиксированы умеренные темпы роста выпуска продукции – 103,9%. Этой отраслью в I квартале было произведено продукции на 342,5 млрд. руб., что составляет 17,6% от общепромышленного объема производства.
Отметим, что кризис перепроизводства легковых автомобилей (их выпуск составил 80,9% от уровня января – марта 2002 г.), сокращение выпуска тракторов (67,3% к соответствующему периоду 2002 г.), металлорежущих станков (79,8%) и персональных ЭВМ (65,6%) компенсировался оживлением производства в металлургическом и железнодорожном машиностроении, кабельной промышленности и ряде других подотраслей. Снижение темпов продаж вызвало избыточный рост запасов готовой продукции и снижение объемов производства в отрасли.
По семи из девяти отслеживаемых видов строительной техники зафиксировано снижение объемов производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Реально выросло только производство бульдозеров. Есть и некоторое увеличение производства кранов на гусеничном ходу, однако, оно носит единичный характер: вместо 9 шт., в I квартале 2003 г. было изготовлено 11 ед. техники. Впрочем, сокращение производства мельниц тоже весьма условно: в этом году изготовлено 5 шт. вместо 8 в I квартале прошлого года.
Как и в прошлом году, автокраны выпускаются на 19 предприятиях России. Однако некоторые численные изменения здесь произошли среди мелких производителей: по сравнению с прошлым годом два предприятия прекратили производство, а два возобновили. В этом секторе более трех четвертей всего объема производства приходится на четыре крупнейших завода: Ивановский «Автокран», «Галичский автокрановый завод», Челябинский НК «Уралтерминалмаш» и Брянский «Автокрановый завод».
Краны на гусеничном ходу в I квартале 2003 г. производились в основном на двух заводах Челябинской области: ОАО «Челябинский мехзавод» выпустил cемь машин, ООО «Крановый завод» три машины. Один кран был изготовлен в Кемеровской обл. на Юргинском заводе.
Выпуском экскаваторов в I квартале занимались 16 предприятий России. Однако более 66% совокупного производства приходится всего лишь на два завода: ОАО «Тверской экскаватор» (40,5%) и АО «Сарэкс»(25,7%).
В 2003 г., как и в 2002, несомненным лидером по выпуску бульдозеров (около 85% от общего производства) является АО «Уралтрак» расположенный в Челябинской обл. Производством автогрейдеров в I квартале текущего года занимались пять российских заводов. Строительные погрузчики производились на семи (в прошлом году на восьми) предприятиях. Причем основной объем производства приходится на Уралвагонзавод им. Дзержинского – около 53%.
Дробилки производились на восьми российских предприятиях, причем на двух из них – ОАО «Дробмаш» и АО «Асстром» было выпущено 53,7% от совокупного производства. Мельницы в I квартале изготавливались на трех заводах, производство этих механизмов в России носит единичный характер.
Тракторы в I квартале этого года производились на девяти предприятиях. Как видно по диаграмме, около 58% от всех произведенных у нас в стране тракторов приходится на ЧТЗ «Уралтрак» и тракторную компанию «ВГТЗ».