Рынок складских погрузо-разгрузочных машин

А. Рикошинский

Нынешний экономический рост в России инициирует увеличение объемов, а следовательно, и интенсификацию погрузо-разгрузочных работ, что обуславливает функционирование достаточно обширного рынка машин, отвечающих жестким требованиям работы в современном складском хозяйстве. Естественно, что эти требования различны для общетоварных и специализированных хранилищ (овоще- и картофелехранилища, холодильники, нефтехранилища и др.). Наиболее распространены общетоварные склады – их в Российской Федерации насчитывается более 13 тысяч, со складской площадью 14 млн. квадратных метров и складским объемом более 75 млн. кубометров.

Из общего количества общетоварных складов 34,6% приходится на продовольственные. Их площадь составляет 27,2% от всей площади общетоварных складов, причем, прослеживается тенденция роста продовольственных складов: по сравнению с 1999 г. их количество увеличилось на 4,6%, а площадь – на 0,9%.

Все представленные на рынке погрузо-разгрузочные машины можно разделить на шесть групп:

– тележки (Rider Hand pallet trus) с ручным (гидравлическим) или электрическим приводом подъема груза. Эти машины предназначены для работы в ограниченном пространстве, например, кузове грузового автомобиля. Их грузоподъемность обычно не превышает 3 000 кг;

– тележки электрические. Отличаются от ручных тем, что имеют площадку для оператора. Дополнительно обладают функцией штабелера с небольшой высотой подъема;

– штабелеры (stackers). Предназначены для складирования груза массой 1 – 3 т на высоту до 4,5 м. Наиболее эффективны для работы в узких проходах. На рынке представлены два варианта механизмов: оборудованные площадкой для водителя либо без нее, когда водитель идет за штабелером;

– штабелеры с большой высотой подъема (reach trucks). Для них характерны высота подъема до 13 – 15 м и боковое расположение грузоподъемника с вилами. Выпускаются также конструкции, в которых оператор поднимается вместе с грузом (turret stockpicker);

– погрузчики для стандартных 20- и 40-тонных контейнеров (lift trucksin container handling). Возможна конструкция с телескопической стрелой кранового типа или мачтой. На погрузчике вместо вил установлена специальная траверса с автоматическими захватами;

– вилочные погрузчики (fork lift trucks). Это наиболее распространенная и универсальная по своему использованию группа погрузчиков. Рассмотрим ее подробнее.

Выпускаются и соответственно имеются на рынке модели с электрическим, дизельным, бензиновым (газовым) двигателями и гидромеханической трансмиссией. У погрузчиков передние ведущие колеса, а задние управляемые. Встречаются электрические погрузчики, выполненные в варианте с одним задним колесом. Грузоподъемность погрузчиков этого типа, как правило, колеблется от 1 до 3 т, хотя выпускаются модели и большей грузоподъемности (до 10 т). Погрузчики могут комплектоваться разными мачтами, обеспечивающими высоту подъема 3 – 6 м. При больших высотах устанавливают телескопические мачты типа дуплекс или триплекс.

Основными достоинствами этих машин являются их мобильность и универсальность, которая определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. В список быстросъемного навесного оборудования входят различные отвалы, ковши, грабли, захваты, буры, обратная лопата, бетоносмеситель, снегосметатель, гидроножницы, гидробур, измельчитель пней, подметальные щетки, весовой монитор и многое другое. По специальному заказу производители модифицируют базовые модели: обеспечивают вращение вил, их боковое смещение, смещение кабины, устанавливают сдвоенные передние колеса, специальные шины.

Из зарубежных производителей вилочных погрузчиков на российском рынке наиболее популярна продукция Львовского завода, болгарские погрузчики – Balcancar и Dimex, а также польские Belet. Среди мировых производителей наиболее совершенную технику поставляют Toyota, Mitsubishi, Komatsu, Jungheinrich, Boss, Linde, Still, Manitou, Kalmar.

Российские производители погрузчиков всех типов достаточно многочисленны. За три квартала 2000 г. ими было изготовлено 1 759 машин (без учета универсальных погрузчиков сельскохозяйственного назначения), темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 128,4%.

За 1999 г. в Россию было ввезено автопогрузчиков по коду ТН ВЭД 84.27 (автопогрузчики с вилочным захватом, прочие автопогрузчики, оснащенные подъемным или погрузо-разгрузочным оборудованием) 3 445 шт. на 42 339,7 тыс. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья – 3 191 шт. на 40 242,9 тыс. долларов. Экспортировано 198 автопогрузчиков на 2 216,7 тыс. долларов. По коду ТН ВЭД 84.29.51 «Погрузчики одноковшовые фронтальные» импортировано в Россию 339 погрузчиков на 27 801,3 тыс. долларов, а экспортировано 187 шт. на сумму 3097,2 тыс. долларов.

Импорт погрузчиков превосходит экспорт в 9,83 раза.

В январе – июле 2000 г., по данным таможенной статистики, по группам ТН ВЭД 84.27 и 84.29.51 было ввезено в Россию погрузчиков на 55 499 371 тыс. долларов. Информация об основных отправителях-импортерах, на долю которых приходиться 68,5% от всего объема импорта в Россию, приведена в рейтинговой таблице.

Выбор вида погрузчика, обеспечивающего в определенных условиях наибольшую эффективность, является одной из основных задач при организации складского хозяйства. Выбор и соответственно объем продаж конкретных типов машин и механизмов для погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ определяется следующими факторами.

– Стоимостью приобретения погрузчика.

– Эксплуатационными затратами, включая стоимость ремонта и запасных частей.

– Объемом и интенсивностью выполняемых работ, их характером (погрузка, разгрузка, складирование, перемещение, штабелирование).

– Видом перегружаемых грузов (сыпучие, кусковые, штучные, пакетированные, длинномерные).

– Требуемой производительностью.

– Максимальной высотой подъема и массой груза, его габаритами.

– Габаритами погрузчика, поддона и размерами груза в плане.

– Необходимостью выезда на открытую площадку (с учетом климатических условий).

– Состоянием покрытия полов.

Важным для оценки конъюнктуры рынка погрузчиков является вопрос о ценах. Цена относительно недорогих машин грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема вил 3 м, без опций колеблется от 10 до 20 тыс. долларов, а более надежных и совершенных – в интервале 20 – 30 тыс. долларов, т.е. такие погрузчики в 2 раза дороже. При этом срок службы последних больше в 2 – 2,5 раза и составляет при нормальных условиях эксплуатации 10 – 15 лет. На рыночные цены погрузчиков существенное влияние оказывает тип двигателя, грузоподъемность, высота подъема, а также такие характеристики, как автоматическая трансмиссия, специальные шины, нейтрализатор выхлопных газов, отопитель кабины, крановая стрела, ковш, компьютерная система оптимизации движения.

Экономический рост в России заметно обострил конкуренцию на рынке погрузчиков. Разносторонние требования потребителей заставляют производителей и продавцов строить свою рыночную стратегию таким образом, чтобы полнее удовлетворить запросы покупателей по качеству, стоимости, быстроте поставки и сервисному обслуживанию, стимулируют стремление развивать комплексный характер своей деятельности для достижения максимальной гибкости в поставках машин и запчастей и расходных материалов к производимой технике. Особое значение для развития рынка погрузо-разгрузочных машин приобретает способность продавцов учесть специфические потребности потенциальных покупателей каждого товарного или регионального рынка, предоставить квалифицированные консультации, оперативно обеспечивая клиентов именно той продукцией, которая им необходима.