Сельскохозяйственные тракторы за рубежом
Достижения и тенденции развития конструкции
Deutz-Fahr Agrotron
New Holland T7000
Lindner Geotrac 124
Valtra N
JCB Fastrac
Case IH Puma
Распределение максимальных давлений в гидросистеме, %
Same Iron
Доля основных комплексных средств автоматизации в общем количестве тракторов, %
(Окончание. Начало см. «ОС» № 7, 2009 г.) С целью эффективного демпфирования колебаний, возникающих при движении колесных тракторов компоновочной схемы 4К4а и воспринимаемых водителем, способствующего не только плавности хода, но и улучшению сцепления колес с грунтом, многие фирмы в широком диапазоне мощностей – от 70 до 340 л.с. штатно (14% от общего числа выпускаемых тракторов) или по заказу (32%) оснащают свои тракторы различными типами подрессоривания передних ведущих мостов, выбор которых разными фирмами решается индивидуально, причем наиболее массовыми для такого подрессоривания являются мощности начиная от 115 л.с. и выше. Подрессоренными передними ведущими мостами вообще не оборудуют 54% колесных тракторов, в том числе особо легких схемы 4К4а небольшой, до 70…110 л.с. мощности и сверхтяжелых схемы 4К4б' высокой мощности вследствие специфики их конструкции и особенностей эксплуатации.
Распространение получили также гидравлические подвески передних ведущих мостов с автоматическим выравниванием (Lamborghini серий R6, R7 и R8; Same серии Iron), независимые (Case IH cерии Magnum), пневматические (Valtra серии T). Независимой подвеской не только переднего, но и заднего мостов оснащены тракторы JCB серии Fastrac, причем тракторы серии 7000, относящиеся к схеме 4К4а, оборудованы сенсорным гидропневматическим механизмом для автоматического поддержания заранее установленного клиренса независимо от нагрузки по сигналам электронных датчиков.
Чтобы обеспечить высокую маневренность тракторов схемы 4К4б (JCB Fastrac в комплектации 4WS и Claas Xerion), все колеса выполнены управляемыми, в том числе поворачиваемыми на разные углы, при этом передние колеса могут согласованно поворачиваться одновременно с задними колесами, устанавливаясь, например, в положение «краб», предотвращающее соскальзывание трактора при работе на склоне. С целью минимизировать уплотнение почвы и повысить тяговые усилия тракторы схемы 4К4а средней и высокой мощности (Case IH серии Magnum, Fendt серии 900 Vario, John Deere серий 8030 и 9030, New Holland серий T7000 и T8000, Valtra серии Т) оборудуют сдвоенными передними и задними колесами. Механизмы поворота колесных тракторов в подавляющем большинстве являются традиционными с односкоростным приводом, автоматически или принудительно выключаемым при повороте, но заслуживает внимания (в частности, на тракторе фирмы Kubota M 128 X) и привод переднего моста с переключаемой двухступенчатой передачей Bispeed, которая для уменьшения радиуса поворота обеспечивает ускоренное в 1,6 раза вращение передних колес при их повороте более чем на 35°. Механизмы поворота гусеничных тракторов с РАГ (тракторы John Deere и Challenger) традиционно остаются бесступенчатыми дифференциальными с гидрообъемной передачей, обеспечивающей при повороте ускоренное и замедленное синхронное и одновременно плавное движение забегающей и отстающей гусениц. Тракторы средней и высокой мощности в связи с увеличением максимальных транспортных скоростей до 40…50 км/ч и более в подавляющем большинстве, начиная с мощности 50 л.с., оснащают тормозами всех четырех колес, преимущественно «мокрыми» с гидравлическим приводом. Некоторые фирмы (в том числе Fendt на тракторах серии 700 Vario и др.) для торможения передних колес одновременно с задними применяют торможение карданного вала посредством дополнительной дисковой муфты. На тракторах JCB, в том числе схемы 4К4а новой серии 7000 (в зависимости от страны-импортера) для эффективного торможения как при скоростях 70…80 км/ч, так и при движении с малой скоростью применяют АБС тормозов всех колес и раздельные контуры тормозов передних и задних колес с пневмогидравлическим приводом. Часто колесные тракторы штатно или по заказу в качестве дополнительного оборудования оснащают приводом тормозов прицепов, в том числе гидравлическим (Landini, Massey Ferguson и др.), пневматическим (Fendt, Lamboghini, Valtra и др.), пневматическим или гидравлическим (Сlaas серии Xerion). Для агрегатирования с различными орудиями практически все тракторы оснащают в базовой комплектации задними и передними (в основном по заказу) гидронавесными системами, в основном с электрогидравлическим регулятором хода навески (77% общего числа выпускаемых тракторов). Поскольку с ростом мощности тракторов увеличивается и грузоподъемность гидронавесных систем, чтобы облегчить управление ими, максимальное давление в гидросистеме подняли до 20…21,5 МПа (диаграмма 1). Гидронавесные системы многих тракторов имеют по заказу функцию оптимального тягового усилия и буксования и, в основном штатно, оборудованы гасителем колебаний навески в транспортном положении. Стремление поднять условия и безопасность труда на более высокий уровень вынуждает фирмы постоянно совершенствовать кабины, их интерьер, внедрять технические решения, способствующие улучшению эргономических и эстетических показателей, применять встроенные каркасы безопасности, эффективные системы кондиционирования, отопления и вентиляции. За счет внедрения более совершенных систем капотирования и шумоглушения уровень шума в кабинах большинства тракторов доведен до 71…75 дБ (А). Подавляющее большинство тракторов средней и высокой мощности могут оснащаться помимо эффективных систем вентиляции и отопления еще и кондиционерами (91%), в том числе 43 и 48% всех выпускаемых тракторов соответственно штатно (Deutz-Fahr, Fendt, Massey Ferguson, New Holland и др.) или по заказу (Case IH, John Deere, Valtra и др.). Некоторые тракторы наиболее представительных фирм (Case IH, JCB, Massey Ferguson, Valtra и др.) штатно или по заказу вместо кондиционеров оборудуют еще более совершенными системами климат-контроля с автоматическим поддержанием на заданном уровне температуры и других параметров, однако их количество пока невелико. Кабины практически половины всей номенклатуры тракторов (51%) могут выполняться подрессоренными на пневмоподвеске (в том числе с автоматическим выравниванием, оптимально расположенными амортизаторами и др.). Впрочем, у значительной части тракторов (49%) подрессоривание кабин вообще отсутствует. Это тракторы схемы 4К4а небольшой и высокой мощности, тракторы схем 4К4б и 4К4б', а также с гусеничной ходовой системой, для которых такое подрессоривание оказалось неэффективным. В результате сочетания подвесок передних ведущих мостов, кабин и сидений у многих тракторов (в том числе Case IH серии Puma, Deutz-Fahr Agrotron 165.7, L 720, New Holland серии Т7000 и др.) обеспечивается согласованное снижение (практически наполовину) всех колебаний, передаваемых на водителя. Для длительной работы при движении задним ходом часто тракторы оборудуют теперь реверсивными постами управления. Это не только тракторы Valtra серий T и N, но и Fendt серии 900 Vario, которые по заказу оснащают поворотными вместе с сиденьем на 180° органами управления и контрольными приборами, тракторы Claas серии Xerion с поворотной на 180° кабиной. Тракторы, особенно последних моделей, имеют, как правило, узкую переднюю панель, не закрывающую обзор с места водителя, а также размещенные справа и перемещаемые вместе с сиденьями многофункциональные регулируемые подлокотники с вмонтированными в них информативными, эргономичными, логично и удобно расположенными, оптимально скомпонованными органами и элементами управления, в том числе с цветным монитором, всевозможными переключателями и джойстиком, для автоматизированного управления важнейшими агрегатами и системами трактора. В связи с заметным в последние годы сокращением в кабинах механических приводов и массовым переходом вместо них на электронные системы управления на базе компьютеров с многофункциональными мониторами для визуального контроля и управления узлами, агрегатами и системами, соответствующими определенным повторяющимся действиям водителей, заменяя их, широкое распространение на тракторах получили различные интеллектуальные средства автоматизации, которые не только управляют практически всеми функциями и эксплуатационными параметрами с использованием всевозможных электронных датчиков, а также процессоров, джойстиков и т. д., но и могут регистрировать и сохранять регулируемые параметры в памяти для повторного использования.
Наибольшую долю (72%) составляют системы диагностики, в том числе с использованием ноутбуков, а самыми массовыми тракторами, оснащаемыми этими системами, являются тракторы мощностью от 115 до 390 л.с. Второе место по оснащенности (57%) занимает разъем (шина) CAN bus, которым чаще всего оборудуют тракторы того же диапазона мощности. Далее следуют системы автоматического регулирования «двигатель–трансмиссия» (34%) и автоматика разворотной полосы (27%), наибольшее количество которых устанавливают на тракторы мощностью 155…390 л.с.
|