Сферу машиностроения ждут новые реалии
2021 год стал годом восстановления экономики. Суммарное потребление стали российскими потребителями, несмотря на все потрясения, стабильно, а некоторые сегменты, в первую очередь в машиностроении, автопроме и производстве бытовой техники, растут по отношению к прошлому году на 10–20 %. Конкуренция на рынке при этом только усиливается: металлурги вкладываются в строительство новых и модернизацию существующих мощностей, увеличивая объемы производства, расширяя продуктовую линейку и повышая качество производимой продукции. Преимущество получают те компании, которые предлагают высокий уровень сервиса, то есть выполняют заказы качественно и доставляют в срок. Новым элементом сервиса становится предложение клиенту готового решения.
«Северсталь», активно работающая с предприятиями машиностроительной отрасли, готова поставлять продукцию более глубоких переделов. Для этого мы развиваем собственные сервисные металлоцентры (СМЦ) и активно взаимодействуем с независимыми партнерами, которые оказывают широкий спектр услуг по переработке металла и производству деталей, хранят прокат и готовую продукцию, комплектуют заказы. Таким образом, у клиентов «Северстали» есть возможность более эффективного использования собственных заготовительных производств, что особенно актуально для растущих предприятий.
Вектор на развитие
«Северсталь» создает и совершенствует мощности по металлообработке по всей России: СМЦ в Череповце, Колпино, совместные предприятия с Gonvarri, Mitsui, Gestamp. Например, на СМЦ-Колпино в 2021 году было инвестировано более 200 млн рублей в приобретение восьми единиц основного и вспомогательного оборудования. Эта модернизация позволила существенно расширить сервисные возможности СМЦ, повысить качество продукции и общую производительность труда.
Однако есть ряд факторов, ограничивающих возможности масштабирования: география, профиль, текущая загруженность предприятий. Ситуацию не всегда можно разрешить собственными силами. Чтобы сэкономить ресурсы и время, а также гарантировать клиентам стабильные поставки любой требуемой номенклатуры, мы развиваем партнерство по давальческой схеме с независимыми сервисными металлоцентрами.
Чем выгодно партнерство?
Чтобы удержаться на рынке, металлоцентры вынуждены обеспечивать широкий ассортимент, что часто связано с отвлечением оборотных средств и ростом затрат на хранение. Короткий горизонт планирования, растрачивание ресурсов на непрофильные функции тормозят разработку и запуск новых сервисов. При этом всегда остаются риски по срокам поставки и качеству закупленного металла.
Сотрудничество с «Северсталью» по давальческой схеме позволяет СМЦ переложить многие задачи на плечи надежного партнера. Модель кооперации проста: «Северсталь» выступает поставщиком металлопроката для СМЦ и продавцом готового изделия. Мы берем на себя все коммерческие риски, а компания-партнер выполняет производственный заказ.
СМЦ получает стабильную ритмичную загрузку мощностей, доступ к крупным заказам и возможность работать по долгосрочным контрактам. СМЦ-партнеры получают подтверждение качества своей продукции от одной из ведущих вертикально интегрированных металлургических компаний в мире и при этом остаются самостоятельными организациями.
На сегодняшний день у нас есть ряд успешных кейсов. Например, сотрудничество по давальческой схеме с «ВНИТЭП» – разработчиком и производителем уникальных станков для резки. Взаимодействие с «Северсталью» в рамках новой модели позволяет компании продавать свои производственные мощности по адекватной их возможностям цене. Мы уже совместно выпустили несколько тестовых партий и планируем в ближайшее время максимально загрузить работой имеющиеся мощности.
Выигрывает клиент
Естественно, главные бенефициары при кооперации «Северстали» и независимых СМЦ – клиенты. Они получают гарантию выполнения заказов в срок и из качественных материалов. Теперь даже для самых нестандартных и сложных заказов найдется профильный СМЦ.
По такому пути идет, например, американская IMS, предлагающая клиентам изготовление экструдированных алюминиевых профилей на заказ из собственной обширной библиотеки решений. Заказчики получают эксклюзивный продукт, экономя деньги и время. Если бы IMS бралась за нестандартные и нерегулярные заказы ценой создания собственных мощностей, это потребовало бы значительно больше времени и других ресурсов.