Крюковые погрузчики и реформы в сфере обращения с отходами
Реформирование сферы обращения с отходами приобрело затяжной характер, но уже сейчас очевидно, что нет одного универсального решения, а будут применяться все три основных: раздельный сбор и извлечение вторсырья, сжигание, а также захоронение на полигонах ТБО, по крайней мере, до запуска мусоросжигательных мощностей. Во всех трех случаях будет необходим транспорт для перевозок больших объемов ТКО – транспорт одновременно производительный и экономичный. Основной тип этого транспорта – это крюковые погрузчики на автомобильных и прицепных шасси.
Обсудить ситуацию в этом сегменте мы пригласили представителей компаний, занятых производством и реализацией крюковых погрузчиков. В обсуждении приняли участие:
Кирилл Гаркуша, руководитель направления «Крюковые погрузчики» АО «Подъемные машины», группа PALFINGER;
Сергей Метелев, технический директор группы компаний KROMANN;
Георгий Чумарин, директор по продажам АО «ХИВА РУСЛАНД».
К. Гаркуша, PALFINGER: В настоящее время мы наблюдаем высокий спрос на крюковые погрузчики PALFINGER. Безусловно, это связано и с локализацией производства наиболее популярных моделей в России на нашем предприятии в г. Великие Луки – «ВЕЛМАШ-С», и с высоким качеством продукции, и с государственной поддержкой российских производителей. Свою роль в увеличении спроса, на мой взгляд, сыграл и Covid-кризис. Год назад, после объявления противоэпидемических мер, население практически все время находилось дома, рост образования отходов был сопоставим, а в ряде случаев превышал уровень отходов, образуемых в пиковые периоды, например такие, как «новогодние каникулы».
В то же время часть предприятий, в том числе производящие спецтехнику для транспортировки отходов, были остановлены, что создало некоторый дефицит комплектующих, оборудования или готовой спецтехники. Все это в совокупности и привело к существующему сегодня высокому спросу. Мы не говорим сейчас об идущей реформе в сфере обращения с отходами, так как она началась уже достаточно давно, вызвав первую волну массового обновления автопарка в конце 2018-го – начале 2019 года.
С. Метелев, KROMANN: Безусловно, мусорная реформа влияет на ситуацию с крюковыми погрузчиками. Во-первых, изменилась сама структура обращения с отходами – сбором и вывозом отходов занимается выбранный на конкурсной основе региональный оператор. Теперь уполномоченная организация не может плохо исполнять договорные обязательства. Если выполняешь плохо, местные органы управления быстро найдут тебе замену. Во-вторых, повсеместно внедряется сортировка отходов: в местах сбора (площадки для раздельного сбора), на перегрузочных станциях (предварительная сортировка) и на полигонах (комплекс переработки отходов) перед захоронением на карте. Как правило, в городах для сбора ТКО используются мусоровозы, для сбора КГМ – крюковые погрузчики, ломовозы или комбинированные автомобили. Для вывоза «хвостов» с мусоросортировочной (перегрузочной) станции на полигон выгодно использовать крюковые погрузчики с контейнерами максимального объема.
Для таких проектов используются крюковые погрузчики KROMANN серии L22S и XL26S европейского производства на шасси 6х4 и 8х4 в составе автопоезда с 3-осным прицепом-бункеровозом с усиленными контейнерами V37-Standart или V39-Sbox. В массовых продажах KROMANN находится в нише не самых бюджетных крюковых погрузчиков. Вместе с тем среди «крюков» европейского производства наша продукция обладает наилучшим соотношением цена-качество. Нашим преимуществом является не низкая цена однотипной серийной продукции, а возможность реализовать индивидуальные несерийные проекты с оптимальной эффективностью вложенного капитала за счет использования широкой линейки оборудования, производимого на заводах трех наших европейских партнеров. Модельный ряд крюков торговой марки KROMANN включает крюки грузоподъемностью от 4 до 40 т с различной кинематикой и рабочей длиной.
Г. Чумарин, HYVA: Безусловно, так называемая мусорная реформа оказала большое влияние как на рынок крюковых погрузчиков, так и на весь рынок обращения с отходами в целом в 2019 и 2020 г. Однако в этом году дополнительное влияние оказала пандемия и связанные с ней перебои с поставками комплектующих, увеличение сроков поставки шасси, соответственно сегодня образовался и некоторый дефицит крюковых погрузчиков на этих шасси. Нашей компании удалось избежать перебоев с поставками благодаря традиционной политике HYVA в поддержании складских запасов как в России, так и в Европе.
- раздельный сбор, извлечение из отходов вторсырья и использование его;
- массовое строительство мусоросжигательных заводов и свертывание раздельного сбора;
- отходы, как и раньше, будут вывозить на полигоны ТКО и захоранивать;
- иной вариант.
К. Гаркуша, PALFINGER: Полагаю, что в итоге мы получим комбинированную систему. В каких-то регионах уже сейчас активно внедряется система раздельного сбора, но в то же время мы видим, что активно обсуждается и вопрос о строительстве мусоросжигательных заводов. Если говорить о применении нашего оборудования и спецтехники, то они востребованы и в одной, и в другой схеме обращения с отходами.
С. Метелев, KROMANN: Предполагаю, что раздельный сбор отходов будет внедряться повсеместно. Это ускорит развитие технологий переработки вторсырья. Но катализатором этого процесса должно стать государство, гарантирующее переработчикам справедливую цену и объем закупок вторсырья. Одновременно будет продолжаться строительство мусоросжигательных заводов, а также современных полигонов для захоронения и сжигания не подлежащих переработке отходов – хвостов. ГК KROMANN разрабатывает готовые решения для отраслей обращения с отходами. Для транспортировки хвостов на мусоросжигательные заводы мы предлагаем тяжелые 3- и 4-осные крюковые погрузчики в составе автопоезда с 3-осным прицепом с контейнером максимального объема 27–39 м3 или с пресс-контейнерами. Для вывоза на карту полигона хвостов после сортировки и отбора вторсырья предлагаем крюковые погрузчики повышенной проходимости 6х6 или даже 8х8 с крюками грузоподъемностью 18–30 т.
Для транспортировки других видов отходов, например илового остатка очистных сооружений, мы предлагаем специальные готовые решения на основе крюкового погрузчика и герметичных сменных емкостей. Отдельной темой в сфере обращения с отходами являются сбор и транспортировка биологических отходов, которые генерируют животноводческие фермы, мясоперерабатывающие предприятия и птицекомбинаты. Крюковой погрузчик с дополнительной системой стабилизации и специальным сменным контейнером типа Sbox или Ubox является наиболее эффективной транспортной единицей. Мы реализовали несколько таких проектов для крупных компаний, причем использовали широкий спектр 2, 3 и 4-осных шасси КАМАЗ с крюками грузоподъемностью 12–16–18–30 т.
Г. Чумарин, HYVA: Мусорная реформа назрела в нашей стране уже давно. Невозможно было продолжать закапывать мусор в землю и открывать новые и новые полигоны. Уровень переработки отходов в России крайне низок, тогда как в Европе он составляет как минимум 50%. Отвечая на ваш вопрос, скажу: конечно, будет развиваться раздельный сбор и переработка, соответственно все больше на дорогах будет появляться и техники для раздельного сбора мусора. Отказаться от полигонов, тем более в ближайшие годы, полностью не удастся, но определенно увеличится плечо перевозок. Крюковые погрузчики остаются все так же востребованы и, как правило, эксплуатируются в сцепке с прицепом-контейнеровозом.
Как это повлияет на наш бизнес? Производство оборудования для обращения с отходами для компании HYVA является одним из приоритетных направлений, и у компании уже накоплен довольно большой опыт в этой сфере и в Европе, и в Азии, поэтому мы готовы к различным сценариям. Кроме того, компания производит не только крюковые и портальные погрузчики, но и широкую линейку мусоровозов, а также краны-манипуляторы, которые тоже используются в связке с мусоровозами.
К. Гаркуша, PALFINGER: Финансовое состояние компаний, занимающихся транспортировкой отходов, пожалуй, сложно назвать идеальным. И надо отдать должное руководителям данных компаний, что в это сложное, переходное для отрасли время они не останавливают свою важную для общества деятельность. При этом продолжают обновлять парк техники, чтобы выполнять свои задачи более эффективно.
С точки зрения грузоподъемного оборудования предпочтения клиентов мало поменялись – наиболее предпочтительна грузоподъемность 15–20–26–30 т. А если говорить о марках шасси, то здесь по-прежнему наиболее популярны бюджетные марки, несмотря на их не самую высокую экономическую эффективность.
С. Метелев, KROMANN: После запуска мусорной реформы региональные операторы получили возможность получать оплату по установленным тарифам, отслеживать своевременность оплаты и воздействовать через судебные органы на неплательщиков. Такой порядок позволил региональным операторам контролировать доходы и расходы, планировать бесперебойный вывоз ТКО, расширять парк техники и своевременно производить замену вышедших из строя крюковых погрузчиков и контейнеров для вывоза мусора.
ГК KROMANN наблюдает устойчивый спрос на свою продукцию – на крюковые погрузчики, прицепы, сменные контейнеры, комбинированные машины. Наиболее востребованы в последнее время бюджетные крюковые погрузчики 6х4 полной массой 25–26 т на шасси КАМАЗ-65115, МАЗ-6312, причем популярностью пользуются версии с двигателем Cummins или Weichai. На них используются модернизированные крюковые погрузчики KROMANN серии ML18S грузоподъемностью 18 т. В отличие от крюков меньшей грузоподъемности, 14–16 т, при максимальной загрузке автомобиля наши крюки ML18S не работают на пределе своих возможностей, что отражается на сроке их эксплуатации. Те, кто использует дорогие иномарки, своим предпочтениям не изменяют.
К сожалению, у нас пока не получается использовать в наших проектах самые популярные шасси Scania, MAN в силу длительных сроков поставки – февраль будущего года, но надеюсь, что в следующем году ситуация изменится к лучшему. Мы можем предложить таким заказчикам премиальные версии супертяжелых крюков XL30S с множеством дополнительных опций. В качестве бюджетной альтернативы предлагаем 4-осные крюковые погрузчики КАМАЗ, МАЗ с крюками XL26S итальянской сборки в стандартной комплектации.
Г. Чумарин, HYVA: В первый год реформы были, конечно, сложности, и это понятно. Однако ситуация стабилизируется, рынок становится прозрачнее и понятнее. Как и прежде, в России востребованы надежные модели погрузчиков HYVA TITAN без использования электронных блоков управления Т20-57-S и 26-62-S(65) грузоподъемностью 20 и 26 т соответственно. Преимущественно наши дилеры устанавливают 20-тонные погрузчики на шасси КАМАЗ и МАЗ, а 26- и 30-тонные на импортные. Так как погрузчики HYVA имеют запас по грузоподъемности, вышеуказанных моделей хватает полностью для всех возможных задач и раскрытия потенциала шасси.
К. Гаркуша, PALFINGER: Да, оборудование модернизируется, вносятся конструктивные изменения, связанные с повышением надежности, осваиваются новые модели оборудования. Все изменения основываются на обратной связи, полученной от наших клиентов.
С. Метелев, KROMANN: Мы стараемся оперативно реагировать на замечания и пожелания наших заказчиков. Возникающие в процессе эксплуатации проблемы являются предметом обсуждения с техническими службами наших европейских партнеров-изготовителей. Делаются правильные выводы, модернизируется конструкция в базовой комплектации, предлагаются дополнительные опции, контролируется качество используемых комплектующих и технологических процессов изготовления. Так, например, завершена модернизация 18-тонного крюка нашего польского партнера. Теперь этот 18-тонный крюк оснащен гидроцилиндрами, гидрораспределителем и гидрозамками от своего старшего «собрата» тяжелой серии L.
Небольшое удорожание с лихвой окупается запасом мощности и надежности крюка и практически незаметно в стоимости готового крюкового погрузчика. Такой крюк устанавливается на шасси КАМАЗ-65115, МАЗ-6312 полной массой 25–26 т, и благодаря запасу мощности увеличены возможности и срок эксплуатации крюкового погрузчика. Также с прошлого года заказчики из сферы обращения с биологическими отходами стали чаще заказывать у нас крюковые погрузчики с дополнительными устройствами стабилизации, такими как блокиратор рессор 3-й оси или задний опорный ролик. Эти устройства позволяют повысить устойчивость машины во время погрузки сменного контейнера с изменяющим свое положение центром масс.
Г. Чумарин, HYVA: Компания HYVA очень плотно работает как с эксплуатирующими организациями, так и со своими дилерами и, как следствие, имеет много обратной связи, регулярно проводит модернизацию. Глобальную модернизацию погрузчики HYVA пережили в 2013 г. с переходом на модель TITAN. Являясь одним из лидеров на российском рынке, HYVA специально для одного из наших крупных российских заказчиков в 2019 г. разработала и теперь регулярно поставляет погрузчики TITAN в исполнении HEAVY DUTY для работы в очень тяжелых условиях – совместный проект с компанией SCANIA. Здесь мы частично использовали свой опыт в самосвальной гидравлике и эксплуатации гидроцилиндров HYVA ALPHA Heavy Duty в северных регионах России, где заказчики выбирают именно HYVA для карьерных самосвалов.
К. Гаркуша, PALFINGER: Как и другие компании, наши производственные площадки, конечно, столкнулись с ограничительными мерами, которые потребовали некоторых изменений внутри предприятий, в первую очередь направленных на сохранение здоровья наших коллективов, а также компенсации дефицита европейских комплектующих. Другие факторы никак не повлияли на наше производство и работу с нашими клиентами.
С. Метелев, KROMANN: Западные санкции не повлияли на наш бизнес. Ограничительные противоэпидемические меры, конечно, привели к снижению платежеспособного спроса наших заказчиков, объемов производства и продаж. Их закупки были или перенесены, или отменены. Главная тема 2020 года – это переоборудование существующих машинных парков наших клиентов, и мы были готовы к такому повороту. На базе «Монтажного центра КРОМАНН Сервис» в г. Бор организовали капитально-восстановительный ремонт крюковых погрузчиков всех марок и выполняли переоборудование автопарков заказчиков. В результате получен ценный опыт, ведь только работая с бывшим в эксплуатации оборудованием, видишь его узкие места и понимаешь, какие решения нужны для их устранения.
Сегодня мы можем с уверенностью предложить себя в качестве сервисного партнера другим известным торговым маркам: PALFINGER, HYVA, HIAB, Meiller, VDL. В 2021 году уже виден всплеск запросов на новую технику, даже несмотря на вынужденное повышение цен. Думаю, это отложенный спрос, подогретый в начале года государственной субсидией. Увеличение стоимости шасси и надстроек ГК KROMANN компенсирует разработкой новых готовых комплексных решений, позволяющих максимально эффективно использовать инвестиции в различные проекты.